Проект образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшей группы тема "Путешествие в старину"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Кириллова Анна Николаевна

Развитие творческих способностей т познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам игры на ложках. Знакомить детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке, как о народном музыкальном инструменте.  Развивать чувство ритма и фонематический слух. Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

Уважаемые члены жюри, представляю вашему внимаю проект образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшей группы, выстроенный с учетом принципа, интеграции образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное;
  • Речевое;
  • Физическое.

На тему: «Путешествие в старину»

Цель:

  • Развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам игры на ложках.

Задачи:

  • Знакомить детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке, как о народном музыкальном инструменте;
  • Развивать чувство ритма, фонематический слух;
  • Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;
  • Развивать  творческие способности детей;
  • Воспитывать любовь и уважение к русому народному творчеству, традициям русского народа.

Виды детской деятельности:

  • Двигательная;
  • Коммуникативная;
  • Познавательная;
  • Художественно – эстетическая;
  • Продуктивная.

Тип занятия: тематическое, интегрированное.

Оборудование:

  • Наглядно-дидактические пособия:  стол, стулья, самовар, прялка, деревянные ложки, хохломская посуда, народные костюмы, мультимедиа.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

  • У детей сформировано понятие о деревянном музыкальном инструменте  - ложках;
  • Формирование навыка приемов игры на ложках;
  • Выражение положительных эмоций;
  • Умение поддержать беседу;
  • Активное участие в играх.

Формы организации подгрупповая состоящая из 10 человек.

Формы организации деятельности:

Словесная:

  • Беседа, отгадывание загадок, чтение стихов.

Наглядные:

  • Просмотр презентации «Ложки», рассматривание узоров  хохломской росписи на ложках.

Практические:

  • Игровые упражнения;
  • Пальчиковая гимнастика Железновой «разминка»;
  • Ритмическая тренировка «Ложки деревянные»;
  • Исполнение народных музыкальных  произведений в сопровождении игры на ложках «Ложки деревянные»;
  • Роспись ложки.

Затруднения, которые могут  возникнуть

Предполагаемые затруднения

Запасные методические варианты

-Дети затрудняются в составлении описательного рассказа;

- Задать наводящие вопросы;

-Дети затрудняются в игре

Индивидуальное объяснение и показ.

Ход НОД

Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Николаевна, сегодня я хочу вас пригласить совершить путешествие в старину, и  отправиться в гости в русскую деревню к бабушке - Забавушке.

Принесла я вам письмо,

Вот, от бабушки оно.

(читает письмо приглашение)

«Ко мне в гости собирайтесь,

Да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпением,

Уж готово угощение!

Бабушка – забавушка»

Звучит народная музыка

Ребята, сейчас мы с вами совершим необычное путешествие в старину, оправимся в гости в русскую деревню к бабушке забавушке, нам нужно показать всю свою удаль и весь свой задор. Раньше, в старину, люди ездили на лошадях, а мы сейчас с вами отправимся в гости к бабушке на угощение следующим необычным способом. Становитесь в круг друг за другом, представьте, что мы скачем на лошади.  Повторяйте все движения за мной.

Под музыку выполняем движения

Лады, лады, ладушки,

Едем в гости к бабушке,

К нашей милой бабушке,

Бабушке забавушке.

Вот идет петушок,

Гордо поднял гребешок,

Красная бородка,

важная походка.

Вот козленок   озорной,

Вдруг затряс бородой.

Головой качает,

Рожками пугает!

Вот и приехали!

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

- ребята, а вы знаете, почему Русь называли деревянной!?

Ответы детей.

-Правильно, давным - давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. А как называются такие дома!!?  (избами)

И все в избе было сделано из дерева: и потолок, и стены, и мебель и посуда.

 А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно варится обед,

Ест здесь кто-то или нет!?

Выходит бабушка в русском сарафане

Здравствуйте, красны девицы,

Здравствуйте,  Добры молодцы,

Здравствуйте, Гости дорогие, милости просим на наш широкий двор, в избу мою проходите, гостями будьте. Усаживайтесь, рассаживайтесь, хорошо у меня в избе, тепло, добра много всякого, вот и чаек с крендельками поспел.

А заданий, сколько я вам приготовила, не справитесь, поди!

Муз.рук – справимся ребята!? (дети отвечают)

Но перед тем как сесть за стол, нам необходимо с вами выполнить следующее упражнение  Железнова «Разминка, моем руки»

Бабушка – я уверенна, вы много знаете  музыкальных инструментов,  а попробуйте угадать, какой музыкальный инструмент сейчас играет!?

Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.

Можно щи  ими хлебать,

А можно барыню сыграть (ложки)

Появляется  нарядная ложка: (в сарафане) говорит бабушка забавушка

Спасибо вы меня узнали,
Но скажите-ка, друзья,
Чем горжусь я постоянно,
Для людей, я чем важна?
Коль ответ ваш будет верен,
Дальше буду говорить,
Как такую вот красавицу
Человек смог сотворить

Муз.рук

А кто мне сможет сказать, для чего нужна была ложка!?

(есть суп, кашу, мешать пищу, есть ложки, которые помогают надевать обувь, играть)

Правильно ребята, конечно же изначально ложка служила для того чтобы человеку было удобно есть, но и не только, садитесь поудобней я вам расскажу историю русской ложки.

 Просмотр презентации  «Русская ложка»

В древней Руси, русские мастера делали ложки из разных пород древесины С чего же начинали делать ложки!? Сначала заготавливали топором небольшие деревянные брусочки – баклуши. Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали ее,  чтобы сделать гладкой и удобной,  готовые ложки обжигали в печи и покрывали лаком. Ложкарный промысел был распространен по всей России. В каждой области был свой мастер – ложкарь. Именно поэтому ложки из разных областей России  отличаются друг от друга. Неокрашенные ложки использовались ежедневно. Ложка была у каждого своя, даже в гости ходили со своей ложкой, ее берегли, носили в специальной сумке. Ложки расписные сказочными цветами и травами - стали праздничными. Они популярны не только в России но и за рубежом. Ложка это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. Игровой музыкальный комплект составляет от 2 до 5 ложек. Скажите, как называют людей, которые играют на ложках!? Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент выступления ложкарей на фестивале русской ложки.

Просмотр ролика

Ребята,  а вы хотите научиться играть так же и стать ложкарями, тогда сегодня я научу вас простым приемам игры на ложках.

        Но для начала давайте  познакомиться с ложками поближе.(бабушка раздает ложки, предлагает их рассмотреть) пожалуйста, рассмотрите их 

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Звук извлекается путем ударения друг о друга задних сторон черпаков, тембр звука зависит от способа звукоизвлечения, от есть от приема игры на ложках.

Музыкальный руководитель: а сейчас я предлагаю вам поиграть в прятки с ложкой. Сейчас бабушка-забавушка вы отвернетесь, а мы с ребятами спрячем ложку. Бабушка-забавушка  будет ее искать, а мы с вами ей в этом поможем. Если мы будем играть на ложках медленно – значит от ложки вы далеко, а если заиграем быстро– значит вы уже близко.

Бабушка забавушка: что ж интересные прятки должны получиться,  давайте поиграем!

Муз.рук - ребята, а вы помните о том, что ложки надо беречь, поэтому во время игры нужно аккуратно ими ударять, чтобы ложки не разбились.

Проводиться игра «Найди Ложку»

(предлагаю детям встать возле стульев, по очереди предлагаю детям спрятать ложку под платок в каком- либо месте. Играем ,бабушка ищет, находит)

Бабушка забавушка – ох,  и славно поиграли, чудные прятки получились. Но  только какие посиделки, то в избе в такую погоду,( собирает ложки в корзинку)пойдемте на улицу гулять, да весну – красну, благодарить за солнце, тепло, ласку, за пенье птичек над нашими головами. А ложки с собой в корзинку возьмем, уж нынче  на поляне плясать мы начнем.

Муз.руководитель

Ребята встаньте в большой, красивый круг, возьмитесь за руки.

Но прежде, чем научиться ирать на ложках стать ложкарями, мы сделаем с вами гимнастку для наших рук. А как вы думаете для чего нам это нужно?

Дети: чтобы руки были гибкими, сильными и здоровыми.

Пальчиковая гимнастика Железновой «Птицы пальчики»

(повторяйте все за мной)

Муз.рук.  –

Ложки, ложечки резные,

Застучат в один момент,

Не простые, расписные

Древнерусский инструмент!        Бабушка –забавушка раздает ложки детям

А сейчас, мы с вами разучим несколько приемов игры ложками и потом соберем их в общий танец.

Разучивание приема удара ложку об ложку, на сильную долю размера 4/4 называется «маятник»

Руки вытянуты вперед, ударяем ложку об ложку  тарелочки

А сейчас спрячьте черпачок  ложки в ладошку,  и аккуратно ритмично ударяем второй ложкой посередине первой, такой прием игры на ложках называется «Лошадка».

Движения припев: нога на пятку в сторону боковой разворот ритмичный удар на раз, на два руки на пояс ноги вместе, на три в левую сторону тоже самое, на четыре руки на пояс, ноги вместе.

А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать небольшой ансамбль ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Сейчас мы все вместе будем играть на ложках и исполним танцевальный номер «Ложки деревянные». Слушайте музыку и друг друга, и всё у вас получится!

Бабушка- Забавушка – какие вы ребята молодцы,  настоящие ложкари!

Муз.рук  -  Ребята, а вы знаете,  каким узором украшены наши ложки!?

Ответы детей (хохломская роспись)

Бабушка забавушка 

Резные ложки и ковши,

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый, золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Муз.рук. – бабушка – забавушка,  что ты вдруг опечалилась, приуныла!?

Бабушка-забавушка – близится уж час, скоро ярмарка здесь будет у нас, столько ложек мы заготовили, да боюсь к ярмарке не успею их расписать.

Муз.рук – а ты бабушка – забавушка, нас с ребятами научи, мы тебе поможем.

Звучит музыка. Продуктивная деятельность детей «Роспись ложки»

Бабушка забавушка на мольберте показывает и расскаживает о том, как нужно правильно наносить узор ягодки, красного цвета, листочки зеленого.

По окончании бабушка анализирует работы с целью отметить творческую индивидуальность, аккуратность и старание детей.

Бабушка - настоящая выставка у нас получилась, ваши расписные ложки увидят все гости ярмарки, пусть любуются такой красотой!

Муз.рук – ложки у ребят получились очень красивые и непохожие друг на друга.  Какие вы молодцы, помогли бабушке.

Бабущка забавушка:

Славно вы повеселились,

Но всему есть свой черед,

Нет веселья без застолья-

Чай с баранками вас ждет.

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех.

Говорю вам до свиданья!

И благодарю вас всех!

Дарит детям баранки

Делу время – потехе час, жду вас в гости в и в другой раз.

Муз.рук

До свидания, бабушка- забавушка

Ребята наше путешествие заканчивается, занимайте свои места, становитесь в круг, возвращаемся в детский сад.

Мы на лошадь сели,

Цок-цок-цок,

Копытца зазвенели

Цок-цок-цок,

За узду возьмемся

Цок-цок-цок,

Из старины вернемся, цок-цок-цок.

Тррр, вот и приехали!

Вопросы:

1.Скажите пожалуйста, ребята а, где мы сегодня побывали?

Ответы: в избе, в лесу,

2.С каким предметом русского быта и праздника вы познакомились!?

3. Как называется роспись, которой расписаны ложки, на которых вы сегодня играли!?

4. какие приемы игры на ложке вы запомнили!?

Я очень рада, что мы с вами помогли бабушке -забавушке расписать ложки для ярмарки, и надеюсь, что наше путешествие вам запомнилось. До свидания.

Самоанализ образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшей группы, выстроенный с учетом принципа, интеграции образовательных областей «Путешествие в старину».

Музыкальный руководитель: Кириллова Анна Николаевна

        Уважаемые члены жюри, вашему вниманию была представлена интегрированная организованная образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие в старину».

        В образовательной деятельности участвовала группа детей из 10 человек в возрасте 5 лет. Все дети разные: есть спокойные,   сдержанные, хорошо идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Есть дети подвижные, со своими психологическими особенностями. В процессе образовательной деятельности кто-то  из детей быстро включался в работу,  а кому то нужно было больше времени, чтобы настроиться.

Тип занятия – обучающее, получение новых знаний умений и навыков.

Для проведения данной деятельности  была подготовлена соответствующая обстановка:

  • Продуманно расположение оборудования;
  • Подготовлен музыкальный инструмент по количеству детей;
  • Проведена влажная уборка, проветрено помещение.

Организованная образовательная деятельность была выражена в едином игровом сюжете, что позволило активизировать эмоциональную сферу детей.

Для поддержания интереса у детей на всем протяжении занятия я чередовала методы и приемы:

  • Сюрпризный момент;
  • Проведение пальчиковой гимнастики;
  • Просмотр презентации «Ложки деревянные»
  • Чтение стихов;
  • Отгадывание загадки;

Применяемые формы работы оказались эффективными. Переход от одной части к другой осуществлялся постепенно, логически оправданно. Во время разучивания приемов игры на ложках, я помогала детям справиться с заданием, уделяла время каждому индивидуально. Дети на занятии были активными, отвечали на вопросы, проговаривали фразы, принимали участие в предложенных ситуациях.

        Материал излагаемый детям, был доступен  достоверен. Содержание позволило детям реализовать себя в активной деятельности.

        В конце непосредственной образовательной деятельности был подведен итог с помощью  ответов на заданные вопросы.

Считаю, что поставленные мною цели и задачи реализованы полностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ложкарный промысел был распространён по всей России.

Слайд 9

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога.

Слайд 10

Расписные ложки – праздничные, носят подарочный характер. Они расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимаются как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...

« Русское чаепитие » итоговое мероприятие совместная образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:  ознакомление с русскими традициями, связанными с церемониалом чаепития, и народным фольклором.  Задачи:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Одежда казаков"(старинные наряды)

Конспект непосредсредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Одежда казаков"(старинные наряды)....

“Применение элементов логоритмики в деятельности музыкального руководителя с детьми коррекционных групп»

“Применение элементов логоритмики в деятельности музыкального руководителя с детьми коррекционных групп» ...

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми по развитию звуковысотного слуха «Музыкальные зверята»

Предлагается авторский подход к развитию относительного звуковысотного слуха в части соотношения звуков по высоте при движении мелодии через использование музыкально-дидактической игры "Музы...