Статья "Музыкальные игры-этюды как средство активизации танцевального творчества детей 5-6 лет"
статья по музыке (старшая группа)

Зюзина Ольга Николаевна

Творческие проявления детей в ритмике, являются важным показателем музыкального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etyudy.docx36.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №20 комбинированного вида

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

   

Статья

Тема: «Музыкальные  игры - этюды

как средство активизации танцевального

творчества детей 5-6 лет»

Музыкальный руководитель:

Зюзина О.Н.

Санкт-Петербург.

2019

Развитие  творческих  качеств  личности  является  одной  из  главных  задач  воспитания  подрастающего  поколения.  По  данным  многих  исследователей,  эти  качества  успешно  формируются в различных  видах  художественной  деятельности (Б.М.Неменский, А.А.Мелик-Пашаев, Н.А.Ветлугина, П.М.Якобсон).

Задачи творческого развития личности необходимо решать уже на этапе дошкольного воспитания, поскольку детство, как известно, является оптимальным периодом в приобщении ребёнка к миру прекрасного. Именно в дошкольном детстве возникает возможность первого общения с искусством, его восприятия, первые его оценки, первые импровизации.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое влияние на общее развитие дошкольника, т.к. формирует эмоциональную сферу, совершенствует её, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. (Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова, РМ.Чумичева).

Гармоничное сочетание нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни как искусству – необходимое условие формирования целостной личности, развитие её способностей.Музыкальная деятельность играет в этом процессе особую роль, потому что все виды музыкальной деятельности носят творческий характер и заключают в себе возможность формирования творческих качеств личности. Однако без специальной организации необходимых условий музыкальное творчество и творческие качества личности не всегда формируются.

Проблема детского творчества до сих пор является актуальной в психологии и педагогики, поскольку её решение связано с проблемой общего развития и созревания ребёнка (Л.С.Выготский).

В силу своей сложности, интимности, процесс творчества остаётся недостаточно изученным, несмотря на определённый интерес к нему со стороны многих исследователей.

          В работах Л.С Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова подчёркивается ведущая роль воспитания и обучения в развитии творческих способностей детей, отмечается, что творчество естественно для ребёнка, вполне отвечает его потребностям и возможностям, хотя как указывает Б.М.Теплов, неравномерно представлено в различных видах художественной деятельности.

У дошкольников творческий процесс отличается от аналогичных процессов у взрослых по своей глубине, силе, продолжительности. Он весьма противоречив и сложен.

Вопросы развития детского творчества в разных видах музыкальной деятельности рассматривались в ряде исследований Н.А.Ветлугиной

Детскому музыкально-творческому процессу присуща определённая этапность, начиная от выбора сюжета до возникновения самого замысла с последующей реализацией (Н.А.Ветлугина, И.А.Дзержинская, А.И.Ходькова).

В музыкальном творчестве особое значение имеет эмоционально-образное начало, влияние самой музыки,  её выразительных особенностей.

Основой формирования музыкального творчества является накопление ребёнком ярких разнообразных впечатлений об окружающем. А также овладение элементарными средствами выражения художественного образа.

Танцевальное  творчество  проявляется  в  умении  детей  комбинировать  знакомые  элементы  танца,  создавать  собственные  движения,  придумать  простой  танец.  Детское  танцевальное  творчество  носит  импровизационный  характер, т.е.  

«придумывание»  и  исполнение  танца  происходит  одновременно.  

В поисках средств активизирующих  детское творчество не нужно ограничиваться  рамками музыкальных занятий. В условиях детского сада творчество детей, в том числе творчество в танце, может развиваться не только на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной, свободной   художественной деятельности детей.

Одним из таких средств может быть игра – этюд.    Этюд – более сложная  и  законченная  композиция  с  различным  эмоциональным  содержанием,  различной  тематикой;  используя  их,  дети  используют  приобретённые  навыки  и  умения

В музыкально – педагогической, методической литературе последних лет музыкальная игра – этюд рассматривается широко в контексте творческого развития дошкольников (А.Н.Зимина, Г.П.Новикова, О.П.Радынова, А.И.Буренина).

Ориентация  музыкальных игр – этюдов должна быть направлена: первое - на индивидуальное развитие ребёнка, с учётом имеющихся у него творческих возможностей и способностей; второе -  подготовленность педагогов к работе музыкальными играми - этюдами в повседневной деятельности детей.

Музыкальные игры-этюды могут рассматриваться в качестве средства активизации танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста, если соблюдаются следующие педагогические условия:

  1. Музыкальные игры-этюды включены в педагогический процесс группы детского сада;

Прежде всего, это вопросы сотрудничества педагога и музыкального педагога в русле повышения общекультурной компетентности воспитателей, их эрудированности, связанной с детским музыкальным репертуаром, активизирующим творческие проявления детей в танце.

Взаимодействие музыкального педагога с воспитателями группы поможет педагогам оснастить развивающую среду музыкальными играми – этюдами для работы с детьми. В результате такого взаимодействия педагоги получают методическую помощь по использованию игры-этюда в активизации и развитии танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста.

Руководство музыкальной самостоятельной деятельностью детей со стороны педагога осуществляется в совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не «над», «сверху»).

2. Разработан алгоритм использования музыкальных игр-этюдов для педагогов: слово - восприятие музыкального произведения – образ – воплощение образа в движении.

Использование музыкальных игр-этюдов возможно педагогом при наличии определенной последовательности действий, то есть алгоритма.

Алгоритм включает в себя работу со словом для полноценного восприятия ребенком музыкального произведения, более точной характеристики музыкального образа, работу по воплощению ребенком музыкального образа, собственно передача музыкального образа с помощью движений, импровизация

Воспитателю необходимо вовремя подключаться к детям, предложить  атрибуты, элементы костюма, придумать собственные загадки, небольшой рассказ, предоставить возможность  инсценировать песню, музыкальную игру-этюд. Можно помочь им в этом, показав наиболее интересные песни с музыкальным сопровождением, инструментальные пьесы, используя магнитофонные записи.

Музыкальному руководителю на музыкальных занятиях можно показать наиболее интересные песни с фортепианным сопровождением. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, красок, костюмов у ребёнка возникают яркие положительные эмоции. Художественное оформление усиливает впечатления детей. Всё это побуждает их выражать свои чувства в танце? Использование единого материала на занятиях музыкальных, по развитию речи и ознакомлению с окружающим, на занятиях изобразительной деятельностью и вне их содействует развитию танцевального творчества детей.

Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся музыкальным руководителем, большинство заданий предлагается одновременно всем детям, а при самостоятельной деятельности дети в основном находятся в группе с воспитателем, который должен предоставить возможность каждому ребёнку проявить свою инициативу.

  1. Важное педагогическое условие, обеспечивающая развитие танцевального творчества, - предметно-пространственная среда и оборудование.

Развивающая среда должна быть оснащена игровыми атрибутами и музыкой, содействующих играм-этюдам детей.

Большую роль в организации самостоятельной музыкальной деятельности играют доступные детям «музыкальные уголки» в группах. Также  должна быть  возможность  для  изменения  пространства  с  целью  реализации  потребностей  детей  в  активном  движении.  Для зоны самостоятельной деятельности  необходимо отобрать пособия, материалы, набор музыкальных инструментов, элементы костюмов, атрибуты, художественные игрушки, шапочки для инсценировки программных литературных и музыкальных произведений; грамзаписи детской музыки для слушания и т. д. Всё это будет содействующий активизации танцевального творчества детей старшего возраста.                                          

К   подбору  музыкального  репертуара  необходимо  подходить   очень тщательно.

  Только  высоко  художественная  музыка,  с  богатым  образным  содержанием,  близким  детскому  опыту,  способна  активизировать  фантазию  ребенка,  направлять  её,  «подсказывать»  исполнение  тех  или  иных  выразительных  элементов.    

 Выразительный  показ  педагогом  движений  с  вербальным  формированием  его  значения,  самостоятельное  исполнение  изучаемого  движения  с  одновременным  проговариванием  «пропеванием»  под  музыку  соответствующего  его  значению  слова,  исполнение  движения  в  образе  какого-либо  персонажа  (например,  «бежит  лисичка»,  «скачет  зайчик»  и  т.д.) – все  это  помогает  дошкольникам  найти  разнообразные  выразительные  движения  и  вплотную  подойти  к  музыкально-двигательному  творчеству.

         Желательно,  чтобы  подбор различных музыкальных произведений был достаточно разнообразным по жанр (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и  по характеру (весёлые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, озорные и т.д.). Например:

  • детские песни современных российских композиторов: В.Шаинского, Б.Савельева, Г.Гладкова и др.;
  • народные мелодии: «Калинка», «Светит месяц» и многие другие;
  • эстрадные мелодии (например, пьесы А.Петрова из кинофильмов, музыкальные произведения в исполнении оркестра Поля Мориа: «Под музыку Вивальди», «Жаворонок», Фр.Гойи «Сиртаки», «Цыганские напевы» и др.).
  • класические произведения: «В пещере горного духа» Э.Грига, «Аквариум» К.Сен-Санса,  «Менуэт» Л.Боккерини и П.Чайковский «Детский альбом», балет-сказка «Щелкунчик» и др.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, к музыкально-ритмической деятельности, вызывает индивидуальные предпочтения в музыке, формирует художественный вкус, активизирует танцевальное творчество детей.

Поэтому очень важен строгий отбор музыкальных произведений для занятий ритмикой. Музыка – это не фон, а средство приобщения к искусству.

Исследователь Е.В. Горшкова  в  качестве  средства  формирования  музыкально  двигательного  творчества  предлагает  использовать  сюжетный  танец,  т.к.  он  является  наиболее  яркой  и  выразительной  формой  и  вызывает  живой  интерес  у  детей.  

В дошкольном  возрасте  музыкальные образы  в движении  представлены с помощью сюжетных и несюжетных этюдов.

Вариант  1.  Несюжетные  этюды.

Вначале  детям  предлагается  послушать  музыку,  определить,  сколько  частей  в  произведении,  их  характер.  Затем  после  повторного  прослушивания  каждой  части  детям  предлагается  определить,  какое  движение  можно  исполнить  под  эту  музыку.  Дети  самостоятельно  выполняют  движения.

          На  последующих  занятиях  последовательность  частей  можно  изменить.

Пример: «Тема  с  вариациями» - муз. Т.Ломовой  (задание  на  различение  характера  музыки  и  формы  музыкального  произведения.)  Двигательная  основа  этюда - основные  движения:   плавный  шаг,  подскоки,  бег,  ходьба.

Вариант  2.  Сюжетные  этюды.

Вначале – образный  рассказ,  раскрывающий  сюжет  этюда.  Затем – исполнение  музыки.  Дети  сами  должны  найти  соответствующие  движения,  помогающие  эмоционально  передавать  игровой  образ  сюжета.  Такие  этюды  могут  быть  выполнены  небольшой  группой  детей  или  индивидуально.

Пример:  «Подружки» - муз. Т.Ломовой.

Инструкция: Пошли  подружки  в  поле  погулять. А там  цветов  красивых  видимо-невидимо.  Как  зелёный  ковёр,  трава  расстилается,  под  тёплым  ветерком  цветы  головками  кивают.  Стали  девочки  цветы  собирать – красный  мак,  белую  ромашку,  синие  васильки,  лиловые  колокольчики,  розовую  кашку.  Нарвали  большие  букеты  и  начали  плести  венки.  Надели  венки – собой  залюбовались.  Притопнули  каблучком  и  заплясали,  развеселились.  Довольные  прогулкой,  пошли  девочки  обратно  домой» (музыка  представляет  собой  3-х  частную  форму,  что  предполагает  в  1  части – прогулку,  сбор  цветов,  плетение  веночков,  2-ой  части – весёлый  перепляс  и  в  3-ей – ходьбу.  

Сюжетные этюды

        Сюжетные игры проводятся в вечерние часы или другое время, отведённое режимом дня детского сада для индивидуальной работы, и бывают групповыми и индивидуальными. Сюжетный этюд аналогичен короткой сюжетной игре, в которой движения первоначально не показаны педагогом.

 П.И. Чайковский «Сладкая греза».  Упражнение с воображаемыми цветами.

Программное содержание, развивать творческое воображение детей, умение

действовать с воображаемыми предметами, четко согласуя свои движения с музыкой. Добиваться плавных, мягких движений рук.

Описание. Дети свободно размещаются по всей комнате. В каждой руке у них по цветку (воображаемому). Перед ними воображаемый ручеек.

Методические указания. Если дети умеют согласовывать движения рук с музыкой   (повторяются подготовительные упражнения для рук), то задание проводится им самостоятельно. Взрослый может показать данное упражнение, чтобы обеспечить представление детей о проведении подобных этюдов.

   «Ходила младешенька по борочку»,  русская народная песня, обработка  Н. Римского-Корсакова  

Ходила младешенька по борочку

                    Брала, брала, ягодку

Брала, брала ягодку земляничку

Наколола ноженьку на былинку

Наколола ноженьку на былинку

Болит, болит ноженька, да не больно.

Болит, болит ноженька, да не больно

Пойду к свету батюшке да спрошуся.

Пойду к свету батюшке да спрошуся.

И родимой матушке доложуся:

«Пусти, пусти, батюшка, погуляти,

Пусти, пусти, матушкаб ягод рвати.

Методические указания. Дети распределяются на зрителей и исполнителей

Дети-зрители поют песню. Остальные ее инсценируют, каждый старается по-своему передать содержание текста.

«Хитрая лиса и волк», Музыка С. Бондаренкова

Методические указания. Воспитатель напоминает сюжет сказки  «Хитрая лиса»,  читает отрывки. Можно показать иллюстрации. Затем педагог предлагает детям послушать музыку и по желанию передать движением действие отдельных моментов сказки, т.е. характерные особенности в повадках лисы и волка.

Вывод: Выполнение творческих заданий доступно детям при условии  их хорошей  общей   подготовленности,  которая  включает  сформированность  опыта слушания  музыки  и  хороший  уровень  двигательных  умений.

Творческие  проявления  детей  в  ритмике,  являются  важным  показателем  музыкального  развития.  Ребенок  начинает  импровизировать,  создавать  «свой»  музыкально – игровой  образ,  танец.

Рекомендуемые музыкальные  игры-этюды
  1. «Попрыгунья»,  музыка  Г.Свиридова.

  1. «Упрямец»,  музыка  Г.Свиридова.

  1. «Обидели», муз. М.Степаненко.

  1. «Материнские  ласки»,  муз. А.Гречанинова.

  1. «Попляшем!»,  рус.  нар. мел. «Барашенька».

  1. «Дождик», муз. Н.Любарского.

  1. «Ау!». Муз. – «Игра  в  лесу» Т.Ломовой.

  1. «Показывай  направление!», муз. – «Марш» Д.Кабалевского.

  1. «Тихий  танец», муз. В.-А. Моцарта (тема  из  вариаций)

  1. «Поспи  и  попляши!»  (игра  с  куклой), муз. – «Игра  с  куклой» Т.Ломовой.

  1. «Каждая  пара  пляшет  по-своему», рус. нар. мел. «Ах  ты, берёза…».

  1. «Цирковая  лошадка»,  «Белочка»,  «Три  поросёнка»,  «Плакса» и др.

  1. «Тема  с  вариациями» Т.Ломовой   («Подружки»).

  1. Музыкальный  этюд  «С  котёнком»  Т.Ломовой.

  1. «Волшебные  фигуры»   (Лесные  звери, Мамины  помощники и т.п.) Б.Можжевелова.

  1. «Лёгкий  бег  с  лентами» Т.Ломовой. «Аллегретто»

  1. «Полька». Музыка  немецкий  народный  танец.

  1. «Лошадки», музыка – «Танец» Дорондо.

19. «Марш с приветствием» (ходьба в парах с перестроениями)- песня

                    В.Соловьёва–Седого «Стой, кто идёт?».

  1. «Ходьба на носках» (с передачей предмета). Музыка: А.Буальдье.

                   «Калиф Багдатский» (отрывок из оперы)

Использованная литература.

                                       

  1. Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников.  Автореферат.- М.,1989.
  2. Акбарова Р.Т.  Творческое  развитие  в  процессе  музыкально-хореографической  деятельности  детей  6 лет. Автореферат – М., 1989.
  3. Бекина С.И. Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1984.
  4. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» – программа по ритмической пластике для детей.  С-Пб ., 1997
  5. Ветлугина Н.А., Кенеман. А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М., 1983.
  6. Ветлугина Н.А.  Музыка  в  детском  саду.- М., 1972.
  7. Ветлугина Н.А.  Самостоятельная  художественная  деятельность  в  детском  саду.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте –М., 1968
  9. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.1968
  10. Горшкова Е.В. О музыкально двигательном творчестве в танце. Д/в, 1991, №12.  
  11. Дьяченко О.М. Воображение  дошкольника, - М., Знание, 1986.
  12. Зимина А.Н. Музыкальные игры и  этюды в детском  саду. Москва, 1971
  13. Кенеман А.В. Музыкальная игра как средство музыкального воспитания в детском саду. – М., 1955.
  14. Лейтес Н.С. Психология  одаренности  детей  и  подростков.-Москва.,1996.
  15. Радынова О.П.  Ритмика. Д/В 90/2, 96/11, 90/12, 80/1,  92/
  16. Чумичева Р.И. Ребенок в мире  культуры. _Ставрополь,1998.
  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок педагогического мастерства «Использование театрализованных представлений для развития танцевального творчества детей»

Муз.рук-ль: Здравствуйте ребята ( дети пропевают «Здравствуйте»), посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемсяПопевка «Здравствуйте»      Муз.рук:...

Занятие по формированию танцевального творчества детей (средняя группа)

Неважно, чем тебе придётся заниматься во взрослой жизни, главное: делать это творчески, то есть с фантазией, выдумкой....

Консультация для родителей "Развиваем танцевальное творчество детей современными танцами"

Консультация содержит игры на развитие творчества, в которые родители могут играть дома вместе со своим ребенком....

Развиваем танцевальное творчество детей современными танцами

     Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 5 - 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве...

Развитие танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики.Конспект игрового занятия по ритмопластике в подготовительной группе.

Предлагаю. конспект занятия для детей подготовительной группы по развитию танцевального творчестваю. Музыкальный материал может варьироваться по желанию музыкального руководителя....

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Для ребёнка в таком юном возрасте очень важно общение с родителями. Но у многих  взрослых из – за работы, семейных дел, остаётся мало времени на общение с ребёнком. После тяжёлого трудового...