НОД "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Здвижкова Татьяна Александровна

конспект+ логика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logika_nod_puteshestvie_v_proshloe.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие- развлечение

Тема: Русский быт и народное творчество

 «Путешествие в прошлое» (старшая группа)

Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа.

Задачи:

1)Развивающие

 Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и тд.)

 2) Образовательные

Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

3)Воспитательные

 Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

 Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно- прикладном искусстве.

 Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору

 Герои: матушка-  1-й воспитатель, батюшка- 2-й воспитатель, крестьянские дети- воспитанники старшей группы, гостья из будущего- девочка старшей группы.

                                      

Материалы и оборудование: Макеты избы в предметами быта ( печь, лавка, люлька стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундук, утюг, коромысло с вёдрами,  ухват, чугунок, деревянное корыто, самовар)глиняные игрушки сделанные детьми, каравай, баранки, петушки.

(Из таблицы выбрать необходимые для НОД формы организации взаимодействия)

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

 Хоровод, подвижные игры

Игровая

Подвижные народные игры, участие в развлечении

Познавательно-исследовательская

Виртуальное путешествие в прошлое, участие в развлечении, наблюдения, демонстрация домашней утвари. 

Коммуникативная

Беседы, загадки, вопросы, чтение стихотворений, пение.


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Воспитывать бережное и уважительное отношение к музыке. Познакомить с характерными особенностями хоровода в русском народном творчестве. Развитие чувства ритма, воспитание доброты и любви к маме.

 «Гостья из будущего» (девочка Алиса)

Познакомились с особенностями хоровода в русском народном творчестве, познакомились с жанром колыбельной.

Звучит музыка народная дети с  1воспитателем в роли батюшки, заходят в народных костюмах садятся на лавочки. 2Воспитатель в роли матушки, сидит на сундуке и качая люльку с младенцем напевает колыбельную.

Начинается сказка! Дети встают в хоровод и вместе с воспитателями поют хороводную песню: «Во поле берёзка стояла». Забегает  в круг девочка из будущего -Алиса и плачет. Воспитатель (матушка) знакомится с ней и предлагает погостить в избе, усаживает гостью возле печки.

Воспитатель (батюшка ) предлагает деткам рассказать гостье о русском быте и традициях

Заходят в зал, присаживаются на скамеечки, слушают, как матушка убаюкивает младенца, когда звучит музыка, образуют хоровод вместе с воспитателями и поют песню «Во поле берёза стояла». Марк успокаивает гостью Алису (девочка) в стихотворной форме. Присаживаются на лавочки. А гостья  Алиса (девочка) возле печки.

Деятельностный этап

Воспитывать бережное отношение к народным традициям и старинным вещам. Закреплять умение в выразительном чтении стихов.

Активизировать в словаре значение новых слов (печь, изба, горница, ухват, прялка, коромысло).

 

Беседа « Знакомство с народным бытом»

Знакомятся с народной традицией: «Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошенных возле по- рога». Алиса верно называет сравнение зал- горница. Ева рассказывает стихотворение про печь. Дети верно называют

предназначение печи в русской избе. Громко с выражением рассказывают стихи про домашнюю утварь.( утюг, ухват, прялка, коромысло, кувшин)

2-й воспитатель (батюшка ) отвечает на вопросы гостьи Алисы :А что это у вас дом? Ответ: « Нет! это изба! А самая большая комната горница называется. 1-й воспитатель ( матушка) предлагает сесть гостье к печи озвучив традицию русского народа- «Дорогих гостей всегда усаживают возле печи а непрошенных возле порога». Приглашает одну из девочек рассказать про печь.

Воспитатель ( матушка) просит детей рассказать гостье  зачем нам нужна печь в избе.

Воспитатель ( матушка) рассказывает для чего нужен сундук, где ещё спят в избе. Предлагает детям выйти и рассказать про домашнюю утварь.

Дети сидят на лавочках а гостья ( девочка Алиса ) ведёт беседу- сравнение с «родителями» ( воспитатели). Дом-изба, зал, спальня- горница. Ева рассказывает стихотворение про печь. Дети отвечают на вопрос: «Зачем нужна печь в избе?

Дети выходят по одному читают стихи и показывают домашнюю утварь (ухват, кувшин, утюг, прялка, коромысло деревянные ложки)

Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения. Развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Воспитывать любовь и интерес к русскому фольклору.

«Шумовой оркестр»  игра на ложках с музыкальным сопровождением.

Познакомились с народной культурой игры на ложках. Играли ансамблем, освоили простейшую технику игры на ложках.

Воспитатель( батюшка) расширяет назначение деревянных ложек на Руси. Предлагает поиграть на ложках для гостьи. Воспитатели встают вместе с детьми играть на ложках.

Часть детей выходят с центр зала и демонстрируют игру на ложках под музыкальныое сопровождение.

 Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, о пословицах про семью. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно- прикладном искусстве.

Активизировать в словаре значение нового слова- лучина.  

Беседа « Предназначение стола»

Рассказывают  о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта. Проговаривают пословицы про семью.

Читают выразительно стихотворение. Верно называют правила поведения за столом (нельзя залазить на стол, играться с едой, стучать) Верное раскрывают понятие слова- лучина.

 2-й воспитатель(батюшка) отвечает на вопрос гостьи (девочки Алисы)-« Для чего  такой длинный стол?», что за столом собирается вся семья для празднований и решений семейных вопросов. Стол-«Божья ладонь». Приглашает Ростислава рассказать стихотворение про стол.

Спрашивает детей что нельзя делать со столом? Предлагает вспомнить пословицы про семью.

Воспитатель показывает гостье игрушки и посуду глиняную, сделанную детьми. Знакомит с приметой: «Глиняная игрушка на подоконнике оберегает от сглаза»

Просит Максима  и Марка рассказать чем освещаем хату. Предлагает поиграть в игру.

Дети сидят на лавочках. Ростислав рассказывает стихотворение про стол. Дети отвечают, что нельзя делать со столом. Называю пословицы про семью. Девочки убирают глиняные игрушки со стола на подоконник. Максим приносит и показывает гостье керосиновую лампу, а Марк рассказывает про лучину.

Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. Приобщать детей к народному творчеству через  народную игру «Вейся капуста»

Подвижная  народная игра «Вейся капуста»

Приобщились к народному творчеству через народную игру.

Воспитатели-герои присоединяются к детям и вместе играют в игру «Вейся капуста»

Дети под музыку берутся за руки и вместе с воспитателями-героями играют в народную игру.

Обогатить словарь детей загадками, новыми словами ( самовар, рушник, каравай)

Продолжение беседы о народных традициях и быте.

Пополнили словарный запас словами самовар, каравай, рушник.

Воспитатель (батюшка) предлагает почаевничать. Приглашает Варю рассказать про самовар. Воспитатель(матушка) выносит на рушнике каравай, знакомит гостью Алису( девочка) с традицией –«Встречать гостей караваем». Воспитатель(матушка ) присаживается к детям и загадывает загадки про домашнюю утварь. Вручает гостинец гостье Алисе (девочка) и предлагает поиграть в  народную игру.

Гостья Алиса (девочка) спрашивает: « А из чего чай пить будем?» Дети отвечают : Из самовара» Варя и Рамазан рассказывают стихотворение про самовар и сладости. Гостья Алиса (девочка), задает вопрос : «Что такое рушник?»

Дети отвечают. Отгадывают загадки. Гостья Алиса (девочка) принимает гостинец ( вязанку баранок) плачет и просится домой к маме и папе. Все детки соглашаются поиграть в волшебную игру чтобы гостью вернуть домой в будущее.

Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу взявшись за ленточку. Воспитывать культуру общения со сверстниками в условиях игровой деятельности. Приобретение знаний о русской народной игре. Воспитывать умение создавать положительный эмоциональный настрой.

Подвижная народная игра «Карусель» с музыкальным сопровождением.

Ходят и бегают по кругу в такт музыки, не толкая друг  друга. Создают положительный эмоциональный настрой (хлопают в ладоши в такт музыки).

Воспитатель (матушка) стоит в центре и держит обруч с лентами. Воспитатель (батюшка) направляет детей к ленточкам и поддерживает позитивное настроение с детьми, которые остались на лавочках. Далее дети меняются, а воспитатели( герои) остаются на своих местах.

Часть детей выходят на игру, затем садятся на лавочки, а другая часть выходит играть. Гостья Алиса(девочка)  убегает за кулисы. После игры дети садятся на лавочки.

Заключительный этап.

Сладкий сюрприз. Поклон.

Воспитатель ( батюшка) вручает детям гостинцы-петушки. Выводят детей на поклон. В последнюю очередь выходят сами с главной героиней – гостья из будущего Алиса. (девочка). Поддерживая русскую традицию, желают девочке Алисе «Скатертью дорожка».

Дети получают гостинец- петушок и выходят на поклон. Уходят за кулисы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое

Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю

16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...