Музыкальный язык жестов как средство развития движений в танце
статья по музыке

Мамбетова Заррина Робертовна

 Помощь начинающим  музыкальным руководителям, столкнувшимся  с  трудностями  при  постановке  танцев  на  утренниках .Эта  статья  поможет  найти  контакт  с  детьми и  научит  понимать  друг друга  с  помощью  жестов  в  танце

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный  язык   жестов  как средство  развития        

                                движений  в   танце. 

Как  привить  детям  любовь  к  обучению  музыкально- ритмическим   движениям   с    младшего  возраста? Ну конечно через игру, танцы  в этом  возрасте  проходят  в игро-    вой  форме. В младшем  возрасте  дети  воспринимают  все  наглядно. Ориентируются           в  пространстве  плохо, необходимо ребенку помочь и поэтому педагог на начальном  этапе разучивания  движений танца   делает  разметки музыкального  зала, например           в  виде  кружочков  или  звездочек. Кружки можно сделать  разные по цвету, чтобы ре-     бенку  легче было  ориентироваться и в тоже время сохранится четкая граница круга.

 Общение  педагога с детьми  в танце происходит с помощью жестикуляции  рук  и сло-весного  объяснения  того  или  иного  движения  в  танце. В  работе с детьми дошколь-  ного возраста я ставлю перед  собой  цель: познакомить  дошкольников с языком дви-жений  и принципами  танцевальной  композиции, подвести  их к  овладению  вырази-тельной  пластикой  общения и эмоционального состояния  близкого  им  по  собствен-  ному  жизненному опыту, но  исполняемого  под музыку  танцевально. Помочь  детям  поверить  в  свои  творческие  способности, что  они  талантливы  и  неповторимы.  Ис- пользование методов и приемов, позволяющих каждому  ребенку раскрыть свой твор-ческий  потенциал, проявить  себя  в одном  из  наиболее  доступных  детям видов  му-  зыкальной  деятельности- движения  под  музыку ( танец.)                                                           В методике обучения  жестам в танце можно  использовать материал автора: Горшко-     ва Е.В.  « Словарь  пантомимических  и танцевальных  движений»  одна  из  трех книг   Горшковой Е.В  в разделе: « От жеста  к  танцу», являющееся  необходимым  справоч-    ным  приложением к  методике  развития у  дошкольников  творчества в танце. Глав-     ная   идея  методики- научить  детей  осмысливать  образное  содержание, творчески воплощаемое  ими  в танце.  Это достигается  через освоение  дошкольниками  языка   выразительных  движений (пантомимических и танцевальных),которые используются        в танце  для  образного  воплощения. 

Задачи  поставленные  перед  педагогом: одни  движения  помогают  усвоить опреде-  ленный  двигательный  навык, другие  помогают  направить  внимание   детей  на  ту     или  иную  особенность  музыки.

В работе выделяю следующее : 1) выразительный  показ  движений, танцевальных композиций (педагогом или ребенком)задает  наглядный  образ  исполнения, форми-  рует у  детей представление о правильном  способе выполнения движений. 2) Словес-  ные пояснения и уточнения  помогают  детям  осознавать значения, выразительные нюансы  дви жений  и в  соответствии  с этим корректировать свое  исполнение.3) Об-разный  показ  побуждает  детей представить  какую  - либо ситуацию, чтобы воссоз-   дать ее  в движении  и тем самым  способствует развитию у

В методике обучения  жестам в танце можно  использовать материал автора: Горшко-     ва Е.В.  « Словарь  пантомимических  и танцевальных  движений»  одна  из  трех книг   Горшковой Е.В  в разделе: « От жеста  к  танцу», являющееся  необходимым  справоч-    ным  приложением к  методике  развития у  дошкольников  творчества в танце. Глав-     ная   идея  методики- научить  детей  осмысливать  образное  содержание, творчески воплощаемое  ими  в танце.  Это достигается  через освоение  дошкольниками  языка   выразительных  движений (пантомимических и танцевальных),которые используются        в танце  для  образного  воплощения.

 Музыкально-ритмические    движения  являются синтетическим  видом  деятельности.           Поэтому любые  движения  под музыку  развивают  и музыкальный  слух,  и двигатель-ные  способности  и  психические процессы, которые лежат  в  их  основе  и способству-  ют    эмоциональному   и  психофизическому   развитию.                                                                                                                                                                                  Занятия движениями  имеют неоценимое  значение, а особенно  для  соматически  ос-лабленных  детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью  эмоциональ-  но  волевой  сферы. Предлагаемые  упражнения, способствуют воспитанию  музыкаль-ного восприятия у  детей, совершенствованию  их движений, развитию творческих спо-собностей, а также  показ  музыкального двигательного  образа  в  танце.                                                        

В  младшем  возрасте  дети умеют  бегать, прыгать как  (зайчики), каждому движению присущ свой музыкальный образ, ходить мягко на носочка как лисички,ходить тяжело-весно  как  ( медведи) и т.д. В этом  же  возрасте  дети должны  ходить,бегать врассып-ную, перестраиваться, в  одну  колонну друг за другом.Чем старше становится ребенок, тем более  усложняется музыкальный язык  жестов  в танце. Если в младшей группе де-  ти выстраиваются  в  одну колонну, то уже в среднем  возрасте педагог  в танце  может  выстроить  их в 2 и 3  колонны, по диагонали, в шахматном порядке  и т.д.

Обозначения, которые  используются  мной  в  работе:

1)С первым  движением или музыкальным  жестом в танце дети  знакомятся в младшем    возрасте, педагог  проговаривает  каждый  жест. Первый  жест - это движение по кругу. 

C:\Users\User\Desktop\368113_stock-photo-children-in-circle.jpg

Педагог показывает указательным пальцем  руки  в каком направлении  происходит  движение в танце( вправо  или влево).

2) Упражнение: «Лодочка»- это движение по кругу в паре.

Для того, чтобы ребенок правильно выполнял это движение, необходим словесный и наглядный показ. Можно показать наглядно иллюстрацию лодочки, что концы  лодоч-     ки  острые,ни в коем  случае не кулачки. Разводим руки в стороны, ладошки смыкаются  происходит кружение по кругу . Педагог в свою  очередь может показать подсказку раскрыв руки в сторону открыв ладони кверху.

C:\Users\User\Desktop\img1_206.jpg

3) Упражнение: «Пружинка».

В этом случае можно показать иллюстрацию- картинку девочки  с пружинистыми нога-    ми, педагог использует наглядный показ этого упражнения. Упражнение  полуприседа- ние. Педагог слегка опускает ладошку вниз и поднимает ее  к верху.

C:\Users\User\Downloads\комната_files\Добавление публикации. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру_files\пружинка.jpg

                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                            Упражнение: «Присядка» отличается тем  от пружинки, что приседание в этом дви-  жение  происходит полностью. Ладонь   руки  двигается  вниз, дети садятся, когда же                 вам  необходимо  их  поднять, ладонь  руки  движется  вверх, дети  самопроизвольно  поднимаются в исходное  положение. Если же вам необходимо мальчиков  посадить,                    а  девочки  в  это  время  стоят, в этом  случае  у педагога работают  две  руки:                  одна  движется  вверх, другая  вниз, после  меняются, одна  вниз, другая вверх.

C:\Users\User\Desktop\2018-5-maksh1.jpg

5) Упражнение: « Кружение  на  месте»  вокруг себя  Педагог  вращает указательный                              палец  вокруг  оси.

C:\Users\User\Downloads\комната_files\Добавление публикации. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру_files\кружение_files\42de19bbc4514b571ec53df05055891e--happy-dance-just-dance.jpg

                                                                                                                                                                              В младшем возрасте дети должны  определять стороны, где вверх, где  низ, носок,     пятка, руки, ноги, пояс, плечи-то есть должны  знать все  части тела.В этом возрасте        уже можно  выполнять  покачивание  рук  в  разные  стороны.В младшем  возрасте  репертуар  танцев  обычно  выбирается с пением какого-либо упражнения  в  танце,                      т.к  дети улавливают больше команду  ушами, если в  песне поется: «Ручками похло-    пали, дети с удовольствием - хлопают,ножками потопали, дети- топают.» С каждым  годом пополняется копилка движений  и жестов, если в младшем возрасте в  силу          своих  возрастных  особенностей дети выполняют приставной  шаг,  то в среднем  возрасте  дети умеют двигаться  галопом,  к  концу  года  дети  двигаются  поскока-                ми, выполняют более  усложненные  движения,  например мальчики  делают  при-    сядку  на  месте,   девочки  кружатся  вокруг  себя, машут  платочками( в среднем  возрасте  атрибуты играют неотъемлемую  роль  в  танце). С младшего  возраста дети показывают 3 позиции рук: 1) руки на уровни груди, согнутые в локтях 2)руки разведены в стороны.        3)руки над головой. http://metodich.ru/slovare-pantomimicheskih/18118_html_m6392eb13.png

Позиции ног: 

  C:\Users\User\Downloads\комната_files\Добавление публикации. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру_files\0010-010-Zarjadka-dlja-detej.jpg

 1) Пятки вместе -носки врозь, 2) Ноги на ширине  плеч.

 Движение  ног: 1) Выставление  носка ноги  в сторону, вперед и назад (ребенок  дол-      жен   знать, где  находится от  него перед и зад )

C:\Users\User\Downloads\комната_files\Добавление публикации. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру_files\вперед назад.jpeg

В старшей  группе  усложняются  движения  в  танце  например: перестроение в 2-е шеренги, парами по кругу, в треугольник- открытый, закрытый, карусель, клин.

C:\Users\User\Downloads\комната_files\Добавление публикации. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру_files\ПЕРЕСТРОЕНИЯ.jpg

Перестроение из общего  круга в 2-а маленьких.

2.) В  старшем  возрасте  дети  лучше  ориентируются  в  пространстве. Умеют   стро-                  иться   в  шахматном  порядке.

.)   Движение к  друг другу  с  разных  углов  музыкального  зала  встречаясь  друг с      другом  и  образуя  общий  круг.

.)Движения  по  диагонали: « Перестроение  из  колонны в диагональ» с  выставле-          ни ем  ноги( обычно  такое  движение  используется  в  русских народных  танцах).

C:\Users\User\Downloads\комната_files\Добавление публикации. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру_files\ДИАГОНАЛЬ.png

4.) Движение  в  парах. Упражнение: « Клубок» мальчики берут одной  рукой  девочек,   разворачивая  их  на  расстоянии  руки  и  вновь  сворачиваются  в  клубочек.    

C:\Users\User\Downloads\комната_files\Добавление публикации. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру_files\КЛУБОК.jpg

В   старшем  возрасте  дети  понимают, что такое куплет  и припев, если педагог каждый  раз  повторяет  фразу : « А сейчас  движение  припева»  и  дети слышат  повторяющуюся  мелодию  несколько  раз, то они легче понимают  педагога и какие движения  им  необ-ходимо  повторить. Они различают двух или трех частную форму танца.

Большую  роль  в  танцах  играет  время  танца, если  малыши могут  физически  выдер-  жать танец  продолжительностью всего 3-4  минуты, то дети  старшего возраста  выдер-живают  продолжительностью в 4-6 минут.

Постановка танцев и нотный  материал можно  использовать  для  работы и у авторов:     РудневаС., Фиш Э.,  « Ритмика . Музыкальное   движение»   пособие  рассчитано   для    детей 1-2 классов. Методика  преподавания  музыкального движения и необходимый  учебный  материал  в течение  ряда  лет  разрабатывались, проверялись  на  практике  авторами  данного пособия  и показали  себя эффективным  средством  музыкального воспитания  детей.

Использую  в  работе материал  авторов: Раевская Е, Руднева С, Соболева Г, Ушакова З. «Музыкально – двигательные  упражнения  в  детском  саду.» В сборнике   сгруппиро-    ванны  этюды  для  подготовительной  к  школе  группы  и  способствуют закреплению полученных  музыкальных и двигательных  навыков В приложении помещены  списки     упражнений  по  каждому  виду  движений  ( ходьба, бег, прыжки, элементы  танца  и пляски.

« От  ритмики к  танцу» В.Г. Шершнева. Воспитывать  организованность, заботливое  отношение к  партнерам « чувство локтя» и желание  танцевать в коллективных мас-  совых  номерах.

В работе выделяю следующее : 1) выразительный  показ  движений, танцевальных композиций (педагогом или ребенком)задает  наглядный  образ  исполнения, форми-  рует у  детей представление о правильном  способе выполнения движений. 2) Словес-  ные пояснения и уточнения  помогают  детям  осознавать значения, выразительные нюансы  дви жений  и в  соответствии  с этим корректировать свое  исполнение.3) Об-разный  показ  побуждает  детей представить  какую  - либо ситуацию, чтобы воссоз-   дать ее  в движении  и тем самым  способствует развитию у

В методике обучения  жестам в танце можно  использовать материал автора: Горшко-     ва Е.В.  « Словарь  пантомимических  и танцевальных  движений»  одна  из  трех книг   Горшковой Е.В  в разделе: « От жеста  к  танцу», являющееся  необходимым  справоч-    ным  приложением к  методике  развития у  дошкольников  творчества в танце. Глав-     ная   идея  методики- научить  детей  осмысливать  образное  содержание, творчески воплощаемое  ими  в танце.  Это достигается  через освоение  дошкольниками  языка   выразительных  движений (пантомимических и танцевальных),которые используются        в танце  для  образного  воплощения.

 

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...