Занятие ритмикой-как способ оздоровление детей дошкольного возраста.
материал по музыке (подготовительная группа)

Чигарина Анна Игоревна

 

 

Муниципальное дошкольное образоваетльное учреждение

«Детский сад № 51» Копейского городского округа Челябинской области

Адрес: ул. Лихачева 6А, Копейск, Челябинской области, Россия, 456617

тел. 8(35139)7-16-42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Занятия ритмикой - как способ оздоровления детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               2019 год

 

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные типологические особенности основных  процессов (сила, уравновешенность, подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии. Проблема рождения здорового ребенка, его воспитания и обучения вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Анализ заболеваемости детей дошкольного возраста показывает, что первое место занимают болезни органов дыхания (уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями высок - 60-70%), на втором месте стоят паразитарные и инфекционные болезни, а затем - аллергические заболевания и болезни органов пищеварения

В связи с вышеизложенным, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно - полезным трудом.

 

Существуют более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению всемирной организации здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

-это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

-это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

 

 

 

Психическое здоровье:

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье – система ценностей и убеждений.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

С учетом изложенного проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества. В связи с этим ученые предлагают различные оздоровительные системы, программы и т.п. (М.Я. Студеникин, 1988; А.Г. Сухарев, 1991; Ю.Ф. Змановский, 1993; Ю.Н. Вавилов, К.Ю. Вавилов, 1995; В.К. Волков, 1996; J. Doroszewski, 1997; А. Буркашов с соавт., 1998; Р.Н. Дорохов с соавт., 1998; С.Н. Кучкин с соавт., 1997, 1998; Б.П. Яковлев, Е.Н. Комиссарова, 1998; Ю.К. Чернышенко с соавт., 1999), а также разнообразные методы оздоровления и снижения заболеваемости (С. Фоменко, Г. Вавер, 1993; Н. Соловьева, 1995; Л.А. Бабенко, 1996; Л. Картавых, Л. Борисова, 1996; В.М. Степанов с соавт., 1996; О.В. Мелентьева, Л.А. Бабанко, 1996; Л.С. Кабаненко, 1997; Н.Г. Шамкина с соавт., 1997; Н.Г. Городненский с соавт., 1998; И.Г. Холостенко, 1998; С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, 1999, и др.).

Мы рассмотрим здоровьесберегающие технологии как один из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения.

 

 

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающего в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю); становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Следуя этому, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношение между образованием и воспитанием переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.  

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

 

Функции здоровьесберегающей технологии:

 

  1. Формирующая. Осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.
  2. Информативно-коммуникативная. Обеспечивает трансляцию опята ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.
  3. Диагностическая. Заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком.
  4. Адаптивная. Воспитание у учащихся направленности на полноценное творчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимости деятельности.
  5. Рефлексивная. Заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении в приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
  6. Интегративная. Объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения. Танец, ритмика, как движение жизни, помогает детям в улучшении умственного и физического здоровья.

 

Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
 

В своей работе мы подбираем музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности воспитанников.

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.
 

Музыкально- ритмические упражнения.
1. « Гимнастика руками».

2. « Прогулка по сказочному лесу».
3. « Праздничный марш».
4. « Порхающая бабочка».

5. « Поездка на велосипеде».

6. « Поездка в деревню».

8. Упражнения на внимание. Воспитатель показывает движения, а дети должны как можно быстрее его повторить.

9. Упражнения на координацию движений (галоп вправо-влево, «моталочка» вперёд и в сторону).

10. « Полька зверей».
11. « Зеркало» ( в парах)
Один делает произвольные ритмические движения, другой повторяет их в зеркальном отражении.
12.« Делай, как я».
Дети повторяют произвольные движения, которые выполняет ведущий. Каждый ребёнок должен побывать в роли ведущего, стараясь показывать другие движения.
13.« Вечное движение».
Ритмико-двигательная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку. каждый ребёнок придумывает
собственное оригинальное движение.
14.« Стоп-кадр». 
Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. 
 

Ритмические упражнения.
1.« Ритмическое эхо». Воспитатель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
2.Ритмизация собственных имён и фамилий.
3. Ритмизация движений человека ( спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.)
4. Ритмизация движений различных животных.
5. Коллективная импровизация ритма к звучащему
маршу.« Ладушки»
( эта игра хорошо развивает не только чувство ритма, но также произвольное 
внимание и координацию движений). 
Музыкотерапия
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки , в том числе среди джаза и рока, можно найти не мало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях. Современными учёными доказано ,что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. 
1.Игра на воображаемых инструментах.
2.Создание самых различных образов(« Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского- плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые « Камаринская», « Калинка»- притопы, прихлопы, полуприсядка).
3.Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижёра и представить себе, что ты – дирижёр, управляющий первоклассным оркестром. 
Фольклорная арттерапия.
 

Русский фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением. Драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности . Данный вид арттерапии считаю наиболее эффектным, так как использование фольклора на уроках ритмики предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловлено синкретизмом осваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. В центре внимания – собственно танцевальная деятельность: исполнительно - творческая . Работа проводится с учётом возрастных особенностей дошкольников: их подвижности, впечатлительности, образности мышления, интереса к игровой  деятельности.
Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно - образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. Задание

« Разыграй песню» предлагаем воспитаннкам, используя тексты и сюжеты русских народных песен: «По малину в сад пойдём», «Прискакал воробей», « Как на тоненький ледок», « Жили у бабуси два весёлых гуся», «Как у наших у ворот», «Бояре, а мы к вам пришли» и другие. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами.
 

Заключение.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий на занятиях ритмикой повышае результативность образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, Мной разработана рабочая программа по ритмике, где включены здоровьесберегающие технологии формирующие компетенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Эта программа помогает быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми.

Даёт оздоровительный эффект:
• Эмоциональную разрядку
• Снятие умственной перегрузки
• Снижение нервно- психического напряжения
• Восстановления положительного энергетического тонуса
Способствует формированию навыков здорового образа жизни.
 

 

 

Список использованной литературы.

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. – С.17-24.

3. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.

4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.

5. Журнал «Образование в современной школе» №9 (70). 2005. С.15-17.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. С.86, 92-95.
7. Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь,2002. С.8, 13, 54.
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_chigarina_a_i.doc77.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие по ритмике в подготовительной группе

«Волшебные лепестки»

Проводит:  воспитаталь МДОУ «ДС № 51»

Чигарина Анна Игоревна

Цель: развитие двигательной сферы детей, формирование навыков по ориентировке в пространстве, развитие воображения и способности к двигательной импровизации.

Задачи:

Образовательные

  • Формировать умение двигаться в соответствии с музыкальным рисунком
  • Формировать навыки ориентировки в пространстве

Развивающие

  • Развивать внимание, память, чувство ритма, творческое воображение.
  • Развивать наглядно-действенное мышление путем соотнесения действий и  зрительных символов
  • Воспитательные
  • Воспитывать самостоятельность детей в выполнении упражнений
  • Воспитывать умение соотносить свои действия с действиями группы

Оборудование: музыкальный центр,  разноцветные лепестки, карточки-схемы, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

1.Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну – страну Танца. Сейчас мы с вами  под музыку поздороваемся. Мальчики делают приставной шаг и кивок головой, руки согнуты в локтях за спиной, девочки делают приставной шаг с  плие  (Здороваемся)

Приветствие-поклон

2.Ребята, взгляните-ка сюда

Приключилась здесь беда.

Семицветик целым был,

Может кто-то подшутил?

Видно ветер здесь гулял

Лепесточки разбросал.

Что бы у нас было радужное, веселое настроение, нам нужно все лепестки вернуть на место.

Эти чудо лепестки

Разноцветны и легки.

Каждый цвет-

Свое движенье

Нам укажет без сомненья!

3.Первый лепесток - красный-( разминочный)

Разминка:Дети двигаются по кругу в соответствии с музыкальным сопровождением (марш, марш с высоким подъемом колен, ходьба на носках и пятках,  галоп).

-наклоны головы в стороны

-подъем и опускание плеч

-круговые движения кистями

-упражнение для подвижности локтевого сустава

-наклоны корпуса в стороны

- пружинки

- плие

-прыжки на месте, из стороны в сторону.

Разминка закончилась, мы разогрели свое тело, красный лепесток вернулся на свое место.

4. А сейчас возвратим  синийлепесток  (игровой).

Будет звучать музыка,под музыку вы делаете движения, которые я вам показываю, музыка остановилась, значит, на пути какое-то препятствие.Вы увидите схему и так же построитесь.

С окончанием музыки дети  строятся в соответствии со схемой (круг,  пары, шеренга). 

5.А сейчас вернем оранжевый лепесток (подвижный)

Разучиваем движения

-  когда я покажу клубок, мы делаем моталочку руками, попробуем…

- когда я покажу молоточек, мы отбиваем ритм ногой        

 - когда я покажу звездочку, мы делаем ковырялочку

6. Вернем фиолетовый лепесток (воздушный)лепесток появится тогда, когда «Надуем шарик»

Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела.

Медленный, глубокий вдох через нос, руки в стороны, «надуваем шар», задержать дыхание. «Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями, произнося ха-ха-ха, руки сводим перед собой, обнимая себя. Снова делаем глубокий вдох (« надуть шар»), выдохнуть резко со звуком «ХА»

7. Вернем голубой лепесток (танцевальный)

Из изученных движений соберем танец «Робот», используя символы   ( клубок, молоточек, звездочка).

8. А теперь зеленыйлепесток (волшебный)

- Встанем в круг, дружно садимся на пол,закрываем глаза, ложимся на спину и занимаем удобное положение. Мы на ковре - самолете, он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу и тихонечко покачивается. Ветерок нежно обдувает вас, все отдыхают…   Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки, озера… Постепенно ковер - самолет начинает снижение и приземляется в нашем музыкальном зале. Потягиваемся, делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза и аккуратно встаем.

9.  Все лепестки закончились. Но мне кажется, что здесь не хватает  желтогоцвета

 Да, желтый цвет – цвет солнышка, тепла и света. Он поможет нам собрать  наш «волшебный цветок».   Этот лепесток нам принес волшебные смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению после нашего занятия.  (Выбирают)

10. Мы покидаем страну Танца, прошу вас построиться на поклон. Поклон.

Дети выходят из зала под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Новые подходы в оздоровлении детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию и ритмике."

В связи с ухудшением динамики здоровья детей в последние годы, возникает необходимость в использовании в работе с детьми дошкольного возраста, новых технологий, программ, направленных на...

Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста.

Приобщение ребенка к здоровому образу жизни — одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования. Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефек...

Статья "Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста"

Статья "Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста"...

Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие и оздоровление детей дошкольного возраста

   Занятия плаванием - одна из важных форм оздоровительной работы в нашем детском саду. Значение плавания велико. Самое главное достоинство плавания - это оздоровление всего орга...

«Парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста».

Парадоксальная дыхательная гимнастика  А. Н. Стрельниковой. Она считается уникальной методикой, которая является не только профилактическим средством от болезней, но и лечебным....

Статья "Терренкур, как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста"

Статья "Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста"...

"Детская йога как нетрадиционный способ оздоровления детей дошкольного возраста»

quot;Детская йога как нетрадиционный способ оздоровления детей дошкольного возраста»...