Занятия по методике - "Хор рук".
рабочая программа по музыке

"Хор рук" - одна из инновационных музыкально - педагогических технологий, которая тоже включена мною в занятия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3hor_ruk-moi_metodiki.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            МДОУ детский сад №51 «Вишенка».

«Хор рук» как музыкально – педагогическая технология (по методике Т. Боровик), способствующая музыкальному развитию дошкольников.

   Музыкальный руководитель

МДОУ детского сада №51:

                                                    Сухоросова Ю.И.

                                            2020

«Хор рук» как музыкально – педагогическая технология (по методике Т. Боровик), способствующая музыкальному развитию дошкольников.

Систематическая работа с детьми в области художественно-эстетического развития обеспечивает формирование всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, произвольности, самостоятельности, а так же формирование ориентировки в пространстве и развитие пространственных представлений.

Все эти факторы обладают не только высоким потенциалом творческого развития, но и оказывают коррекционное воздействие. Особенно важно обеспечить системный подход в совместной и самостоятельной деятельности, который обеспечивается применением педагогических технологий. В области художественно-эстетического развития детей  успешно применяется технология «Хор рук».

«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий  и одна из линий авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик - русского музыковеда, педагога, исследователя.

Данная форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся:  на «хор из двух голосов»,  и двух ведущих - «дирижеров».

Работа по данной технологии подчинена определенному алгоритму:

I этап - предварительная работа:

дети прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Каждому ребенку предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в "хоре рук".

II этап - работа над партитурой:

-«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», 

-«вторую двигательную партию» - другая группа детей (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего - «дирижера». На первоначальном этапе разучивания партитуры ведущими - «дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети.

При создании ансамблевого многоголосия по данной технологии -  предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток», изображающих снежинки, листья, овощи и фрукты, посуду, цветы и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона,  и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Цветочная поляна», «Снежный вальс», «Вальс цветов и бабочек», «Танец желтых листьев», «Танец весенних птиц»  и др.). Оригинальность, простота, привлекательность, доступность такого рода атрибутов создают особую атмосферу в процессе детской деятельности, безусловно способствующей раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Принимая во внимание развитие широкого спектра навыков в процессе применения технологии "Хор рук" (координационной свободы движения,  чувства ритма, концентрации внимания, ансамблевой слаженности,  способности к двигательной импровизации), был сделан вывод о высокой степени эффективности применения данной технологии в работе с детьми. (ритмизация моторных процессов и автоматизация ритмических навыков, развитие осмысленного отношения к интонации, развитие эмоционально-волевой сферы детей).

Применение  технологии "Хор рук" в совместной и самостоятельной деятельности детей позволило сделать следующие выводы:

  • Работа по технологии "Хор рук" возможна в самых разнообразных ситуациях: от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста и со взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных задач.
  • Доступность в исполнении партий при работе над партитурой позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.
  • Пластическое соучастие с музыкой в работе по данной технологии  направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
  • Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, активной релаксации. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия
  • Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии,  активизирует внимание и способности подражания, а также,  развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков. 
  • Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то, данную  технологию, можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.
  • Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования.

ИТОГ: Опыт использования технологии "Хор рук" как в непрерывной образовательной деятельности (в области художественно-эстетического развития), так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, показал высокую степень эффективности применения данной технологии в работе с детьми, а так же выявил универсальность в комплексной работе по художественно-эстетическому развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3–4 г.).

Продолжать укреплять здоровье детей; формировать двигательные умения и навыки, воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения; формировать элементарные умения самоорганизации в двигател...

Занятие по методике В. Шерборн Развивающие движения

Совместное игровое зянятие детей старшей логопедической группы и группы раннего возраста...

занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"

рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка на музыкальных занятиях (по методике А.И. Бурениной)

Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребёнка на музыкальных занятиях  (по методике А.И. Бурениной)...

Конспект занятия по Методике развития детского изобразительного творчества "Разноцветные котята" (первая младшая группа)

Занятие по обучению нетрадиционным техникам ИЗО (рисование тычком жесткой кистью...

Комплексное занятие по методике развития детского изобразительного творчества "Колобок, колобок" (вторая младшая группа)

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим (закрепление материала по теме "Я вырасту здоровым") и аппликацией в нетрадиционной технике обрывания....