Логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Киселева Татьяна Владимировна

В данном материале представлено логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "В гостях у Лесовичка" на материале лексической темы "Осень. Деревья. Лес". В конспекте представлен разнообразный материал по закреплению грамматическиз категорий (образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), подвижные и пальчиковые игры, музыкальные попевки, чистоговорки, стихотворения с движениями. Кроме того занятие имеет экологическую направленность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_lesovichka_-_derevya_les.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

В гостях у Лесовичка

Цель: закрепление умения образовывать относительные прилагательные, умения выполнять двигательные упражнения в соответствии с текстом песни и стихотворения.

Коррекционно-образовательные задачи

1. Пополнять и активировать словарь детей по теме «Осень. Деревья. Лес».

2. Учить детей образовывать относительные прилагательные.

3. Учить точно выполнять движения в соответствии с текстом, слушать песню.

4. Учить по образцу отхлопывать ритм.

5. Развивать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Коррекционно-развивающие задачи

  1. Развивать у детей слуховое внимание, общую и мелкую моторику, артикуляционную моторику, чувство ритма.
  2. Развивать речевые навыки, координацию речи, движения и музыки.

Коррекционно-воспитательные задачи

  1. Воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
  2. Воспитывать интерес и любовь к живой природе.

Оборудование: разноцветные листья с разных деревьев (березовые, кленовые, дубовые, рябиновые), осенние деревья (имитация), шапочка Лесовичка, письмо от Лесовичка, фонограмма пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», вальса А. Джойса «Осенний сон», звука шуршания лестьев, дождя и ветра, стук дятла,  металлофон.

Ход ООД

  1. Организационный момент

Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» П.И.Чайковского.

  1. Основная часть

1. Беседа об осени

Логопед: По лесным тропинкам 

Ходит-бродит осень

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен

И листок с березы

Золотистой пчелкой

Вьется и летает

Над колючей елкой!

Логопед: Ребята, какое у нас сейчас время года?

Дети:  Сейчас осень.

Логопед: А какие приметы осени вы знаете?

1 ребенок: Солнышко светит и греет меньше.

2 ребенок: По утрам стало холодно.

3 ребенок: Листья на деревьях желтеют, вянут и опадают.

4 ребенок: Осенью идут холодные, долгие, сильные или моросящие дожди.

5 ребенок: Осенью дуют сильные холодные ветра.

6 ребенок: Дни стали короче, а ночи длиннее.

Логопед: Ребята, а вы знаете названия осенних месяцев?

Дети: Да. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: Во все эти месяцы осень одинаковая или разная?

Дети: Разная.

Логопед: В сентябре какая осень?

Ребенок: Ранняя. Ранней осенью еще тепло, как летом, много цветов, трава зеленая, листья на деревьях только начинают кое-где желтеть.

2. Чистоговорка «Л-Л'»

Ла-ла-ла –осень к нам пришла.   Дети хлопают в ладоши

Ул-ул-ул – ветерок подул .   ритмично вытягивают руки вперед и

 прижимают их к груди

Или-или-или – листья в воздухе кружили .вращают кистями поднятых

                                                                         вверх рук

Али-али-али – все мы осень ждали.  делают скользящие хлопки

                                                               («тарелочки»)

3. Песня «Осень наступила»

Муз. руководитель: Ребята, а вам нравится осень? (да) Давайте про нее споем песню.

Логопед показывает детям кленовый листочек.

Логопед: Кто-то бросил нам в оконце,

                 Посмотрите, письмецо.

                 Может, это лучик солнца,

                 Что стучится к нам в окно? (рассматривает листочек)

Это на осеннем листочке лесной гном Лесовичок прислал нам приглашение  в гости. Давайте к нему пойдем.

4. Двигательные упражнения «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять,    дети маршируют

Будем весело шагать.

По тропиночке потом       ходят «змейкой» между «кочками»

Друг за дружкою пойдем.

На носочки встали             бегут на носках

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,    ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки»

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке         маршируют

Мы весело шагаем.

5. Пальчиковая игра «Здравствуй»

- Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всем поздороваться!

Здравствуй, солнце золотое!     Дети пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое!         «здороваются» с пальцами левой руки,

Здравствуй, вольный ветерок!    похлопывая друг друга кончиками,

Здравствуй, маленький дубок!    начиная с больших пальцев

Мы живем в одном краю –        

Всех я вас приветствую!      Переплетают пальцы «замочком» и поднимают

                                            руки над головой

6. Двигательные упражнения «В гости к Лесовичку» (с разной модуляцией голоса).

В гости к гному мы идем,            Дети маршируют.

Громко песенку поем:

«Тра-ля-ля…»

В гости к гному мы идем,             Ходят на носках.   

Тихо песенку поем:

«Тра-ля-ля…»

Логопед надевает шапочку Лесовичка.

7. Знакомство с Лесовичком

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я – Лесовичок. Я живу в лесу, в котором знаю каждое деревце, каждый листочек и ягодку. А вы письмо мое получили? (Да) Приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу. В моем лесу деревьев видимо-невидимо. А вы какие деревья знаете?

Дети: Березу, дуб, клен, елку, рябину.

- Какие бывают деревья? (лиственные и хвойные)

- Какой лес, когда в нем растут и лиственные, и хвойные деревья? (смешанный)

- Хорошо. Вижу, знаете вы деревья. А еще вы должны знать правила поведения в лесу, чтобы не причинять вреда его обитателям. (…)

- Правильно. И запомните еще несколько правил:

* нельзя подходить близко к гнездам. По вашим следам их могут отыскать и разорить хищники.

* не разоряй птичьих гнезд

* не трогай в лесу паутину и не убивай пауков

* не рви в лесу и на лугу цветы

* в лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

Лес – наше богатство. Мы должны беречь и охранять лес, не нарушать правила леса.  

- А что происходит осенью с листочками на деревьях?

8. Фонопедическое упражнение «Осенние листья»

Тишина в лесу стоит.                 дети поднимают руки вверх и произносят

Еле слышно лист шуршит.        тихо звук [ш], встряхивая кистями рук

Ш-ш-ш…

Ветер дунет посильней,           произносят звук [ш] громко, на продолжи-

Листик зашуршит смелей.       тельном и ровном выдохе

Ш-ш-ш!..

Снова ветер налетит,               мягкими точными движениями опускают

Листик с веточки слетит.       руки и коротко и энергично произносят звук [п]

П-п-п…

Потанцует, попоет              вращают кистями рук .

И на землю упадет.

А-а-а…                                  поднимают руки и опускают их вниз, произнося

                                             глиссандо звук [а] от самого верхнего до самого

                                            нижнего звука.

9. Дыхательное упражнение «Листопад»

Логопед: Ребята, а когда листья с деревьев опадают и кружатся на ветру, как это

явление называется?

Дети: Это листопад.

Муз. руководитель: Давайте поиграем с вами с листочками  и устроим в нашем зале листопад.

Детям раздаются осенние листья на  ниточках.

Муз. руководитель: Сначала набираем воздух через нос, а потом через «трубочку» дуем на листочек, чтобы он подлетел вверх. (3-4 раза).  

10. Динамическая игра «Наряди дерево»

Выставляются 3 фланелеграфа, на каждом из которых изображены деревья без листьев. Лесовичок предлагает детям нарядить украсить эти деревья.

Лесовичок:  Ребята, а какие деревья здесь изображены?

Дети: Дуб, клен и береза.  

Лесовичок: Подул сильный ветер и с деревьев нападало много листочков.

 (разбрасывает листочки по залу) Давайте с ними поиграем. Пока будет играть музыка, вы двое будете собирать листочки с березы, другие двое – листочки с дуба, а вы – листочки с клена. А затем украсите ваше дерево.

Дети собирают и украшают деревья.

11. Образование относительных прилагательных

Лесовичок: Посмотрите, ребята. Какие красивые у вас получились деревья.

Давайте подойдем к березе. С какого дерева вы собирали листочки?

Дети: С березы.

Лесовичок: Значит они какие?

Дети: Березовые.

Лесовичок: С какого дерева вы собирали листочки?

Дети: С дуба.

Лесовичок: Значит это листочки какие?

Дети: Дубовые.

Лесовичок: С какого дерева вы собирали листочки?

Дети: С клена.

Лесовичок: Значит они какие?

Дети: Кленовые.

Аналогично проводится работа со словами «рябиновые», «осиновые».

Лесовичок: Посмотрите, правильно собрали листочки? (да)

12. Двигательное упражнение «Прогулка»

- Давайте пойдем дальше по лесу.

Раз-два-три, раз-два-три        маршируют

По дорожке мы пошли.

Петлять тропинка начала      ходьба «змейкой»

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко      

Головушку подняв.

Вот мы кочки увидали,     прыжки с продвижением вперед

Через них мы прыгать стали.

Впереди течет ручей,       ходьба на носках, руки – в стороны

Подходите поскорей.

13. Решение проблемной ситуации «Очисть ручей»

- Ребята, что случилось с ручьем? (отдыхающие оставили много мусора и ручей стал грязным) Как же быть? Что же делать? Давайте мы его очистим?

14. Слушание фонограммы «Журчание ручья»

- Молодцы, ребята. Вы сделали доброе дело.

15.  Работа над ритмом. Развитие слухового внимания

Дети слушают фонограмму «Стук дятла»

- Ребята, что это за звуки?

Дети: Это дятел.

- Как называют дятла? ( лесной доктор) Почему?

Долбит дятел в лесу сук,

Раздается: тук-тук-тук!

Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.

16. Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой

- А вот и дождик пошел (дети слушают фонограмму дождя)

Дождик бегает по крыше –      дети встают друг за другом «паровозиком»

По веселой звонкой крыше –       постукивают пальчиками

Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите, -               покалачивают кулачками

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, -                  растирают ребрами ладоней

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте –                кладут ладони на плечи и большими

Бом! Бом! Бом!                             пальцами растирают плечи круговыми

                                                      движениями

А уйду – тогда гуляйте…            поглаживают ладонями

Бом… Бом… Бом…

Н. Пикулева

17. Подвижная игра «Лужа»

Звучит фонограмма звука дождя.

Лесовичок: Вот и дождь прошел.. Пора вам, ребята, возвращаться домой. И мне домой пора. Лес – наше богатство. И мы его должны беречь, не нарушать правила леса. Какие правила поведения в лесу вы запомнили? (ходить только по тропинкам, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не убивать животных, насекомых, не мусорить, не шуметь)

Лесовичок: Вот что, ребята, еще вам скажу:

                   Лишь с теми, кто любит природу, дружу!

Музыкальный руководитель: Природа жить сможет без людей, сама,

                                                 А человеку без природы, без леса – беда!

Логопед уходит за ширму и снимает шапочку.

Муз. руководитель: Ребята пора возвращаться в детский сад. Только идите аккуратно, не промочите ноги. Я вам в этом помогу. Если услышите удар тарелок, делайте прыжок на двух ногах вперед.  

Дети легко бегут друг за другом, на удар тарелок делают прыжок на 2 ногах вперед («перепрыгивают через лужу»).

III Подведение итогов

Появляется логопед.

Логопед: Ребята, где же вы были, куда ходили?

Дети: Мы ходили в гости к Лесовичку.

Логопед: А что вы там видели и что делали?

Дети: Мы видели много деревьев,  помогли очистить ручей от мусора, поиграли с дятлом.

Логопед: Вам понравилось путешествие? (Да). Вы много ходили, устали, пора отдохнуть.

            Релаксация

Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза и звучит вальс А. Джойса «Осенний сон».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (IIIуровень)

Цель занятия: закрепить правильное произношение звука "Ч" в словах и связном тексте....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, IIIур.

Итоговое занятие по теме "Практическое усвоение связи слов в предложении"...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе "Как найти дорожку".

14 сентября Международный день защиты пчёл. Ежегодно к этому дню мы с педагогами группы проводим праздничное занятие. Дети участвуют в конкурсе рисунков, проводимых компанией "Тенориум", изготавливают...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленно-сти. Тема: «Зоопарк».

Конспект занятия «Зоопарк», направлен на коррекцию и предупреждение речевых нарушений путем развития и воспитания у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, поэтому его мо...

Логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе «Волшебные часики»

Занятие с разнообразными логоритмическими заданиями для детей подготовительной к школе группы....