Музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста.
статья по музыке (подготовительная группа)

ЛУКАШИНА ОЛЬГА

Значение музыкальных игр для дошкольников в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukashina_vystuplenie.docx17.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА».

В дошкольном возрасте музыка оказывает сильное влияние на всестороннее развитие ребенка: создает хорошее настроение, раскрепощает, совершенствует двигательные навыки,  дисциплинирует, объединяет общими переживаниями .Ребенок познает мир всеми своими органами чувств.  Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых дней жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Воздействие музыки бывает более сильным, чем уговоры или указания.

Игра-самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей. Музыкальные игры-это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, пантомиму, они помогают организовать детей.

Музыкальные игры всегда содержат развитие действия, в которых сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, их высоту, силу, длительность, тембр. Регулярно проводимые музыкальные игры с детьми помогают планомерному и систематическому

развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение, а вслушиваться в него, различать смену регистра, динамики, ритма.

Особое значение имеют дидактические игры, помогающие развивать память, внимание.

Игры на развитие чувства ритма широко используются в коррекционной работе по устранению нарушений речи. Театрализованные музыкальные игры позволяют сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, обогатить словарный запас. В подвижных и хороводных играх создаются благоприятные условия для развития памяти, внимания, воображения. Все виды развивающих музыкальных игр способствуют уточнению знаний детей, имеют огромное значение в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста. Музыкальная игра позволяет устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувства радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой музыкальной игре.

Цели и задачи развивающей музыкальной игры.

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца тем, что помогает внимательно и сознательно слушать музыку. В музыкальной развивающей игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки отдельных выразительных средств .Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию .Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления. .В соответствии с этим развивающие музыкальные игры имеют следующие задачи:

Коррекционные:

- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений;

-формирование выразительных средств через движения.

Оздоровительные:

-укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

-развитие «мышечного чувства» ( способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

Образовательные:

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

Воспитательные:

 -воспитание общей музыкальной, двигательной культуры;

 -эстетическое отношение к окружающему;

 -развитие чувств и эмоций.

Развивающие:

-познавательную активность;

-устойчивый интерес к действию;

-саморегуляцию и самоконтроль;

-внимание, память, мышление;

-ориентировку в пространстве.

Развивающие музыкальные игры рекомендуется проводить во всех частях музыкального занятия: в начале, в середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес ребенка.

Музыкально-дидактические игры для детей старшей группы.

«Какой инструмент лишний?»

Цель игры: Закреплять знания о музыкальных инструментах и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком несколько карточек (примерно 4-5). Например, четыре карточки с изображением народных инструментов, а пятая с изображением инструмента детского, симфонического, духового оркестра. Игроку предлагается внимательно посмотреть на карточки и среди них найти «лишнюю» объясняя свои действия.

«Сколько нас поет?».

Цель игры: Развитие памяти и слуха.

Оборудование: Картинки с изображением одной, двух, и трех поющих девочек.

Ход игры: Педагог играет на инструменте один, два или три разных звука. Дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.

«Веселые матрешки».

Цель игры: Развитие слухового восприятия.

Оборудование: Матрешки четырех цветов: зеленая, желтая, красная, синяя (по числу детей).

Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать разные жанры музыки, если зазвучит маршевая музыка-ребенок должен поднять красную матрешку, если танцевальная-желтая матрешка, колыбельная-синяя матрешка, песня-зеленая матрешка.

«Сложи песенку».

Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Оборудование: Кружки и прямоугольники разного цвета.

Ход игры: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев-прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребенок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни.

«Музыкальная палитра».

Цель игры: Развитие творчества при восприятии музыки.

Оборудование: Листы бумаги в форме палитры, краски, кисточки.

Ход игры: Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги в форме палитры. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Угадай мелодию" музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста и родителей.

Семейное мероприятие, направленное на развитие у дошкольников устойчивого интереса к народной, классической, детской музыке и привлечение родителей к формированию музыкальной культуры в семье....

методические разработки по музыкальным, музыкально-ритмическим, музыкально-дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальные, музыкально-ритмические, музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста "Снеговик"

Игра для развития эмоциональности, фантазии у детей старшего дошкольного возраста....

Мультимедийная музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные загадки Маши и Медведя"

Методическая  мультимедийная разработка  «Музыкальные загадки Маши и Медведя» позволит  заниматься музыкально-сенсорным  развитием ребёнка не только на музыкальных занятиях, но и и...

Музыкально-дидактическая игра «Волшебный музыкальный сад» для детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста«Волшебный музыкальный сад» Цель: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти дошкольников, закрепление знаний.Ход игры: В...

Статья на тему "Музыкальные игры для детей старшего дошкольного возраста".

Музыкальные игры для детей в старшем дошкольном возрасте....

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 9 "Музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! На данном занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры на развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха...