Формирование ритмических способностей по технологии Карла Орфа у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Котолевская Марина Юрьевна

 Формирование  ритмических способностей  по технологии Карла Орфа у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Цель ООД: Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Совершенствование умения   детей   слушать и развивать навыки восприятия музыки, развивать   творческо-музыкальное мышление детей посредством игры и выполнения последовательного ряда увлекательных заданий.

Образовательные задачи:

1.     Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.

2.     Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя детские шумовые инструменты.

3.     Способствовать формированию умения придумывать движения  соответственно образу.

4.     Упражнять детей в различении тембровой окраски музыкальных инструментов, определять их на слух. 

Развивающие задачи:

1.     Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2.     Развивать у детей ритмическое, темповое и тембровое восприятие.

3.     Развивать координацию, переключаемость движений.

 Воспитательная задача:

1.     Воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: музыкальные инструменты

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutyunnikova.docx21.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Формирование  ритмических способностей  по технологии Карла Орфа у детей старшего дошкольного возраста

Цель ООД: Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Совершенствование умения   детей   слушать и развивать навыки восприятия музыки, развивать   творческо-музыкальное мышление детей посредством игры и выполнения последовательного ряда увлекательных заданий.

Образовательные задачи:

1.     Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.

2.     Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя детские шумовые инструменты.

3.     Способствовать формированию умения придумывать движения  соответственно образу.

4.     Упражнять детей в различении тембровой окраски музыкальных инструментов, определять их на слух. 

Развивающие задачи:

1.     Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2.     Развивать у детей ритмическое, темповое и тембровое восприятие.

3.     Развивать координацию, переключаемость движений.

 Воспитательная задача:

1.     Воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: музыкальные инструменты

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

 

Ход ООД:

Дети входят в зал под садятся на стульчики

Муз. рук. здороваться..называет свое имя отчество

Муз.руководитель: Вы приходите в музыкальный зал, чтобы…?

Дети: Петь, играть, слушать музыку, танцевать, знакомится с музыкальными инструментами

Муз.рук.  А я вам предлагаю отправиться в мир музыки и ритма. Но для начало нашего путешествия нам надо познакомиться .Вот меня когда я была маленькой называли Мариной, Маринкой, Маруськой даже а близкие ласково Мариночка .Вот сейчас я про себя  себя скажу и прохлопаю свое имя Ма -ри-на (хлоп, хлоп, хлоп) А вы прошлепаете по коленочка  мое имя ласково- Ма-ри-ноч-ка  (шлеп, шлеп, шлеп, шлеп).Ну а теперь вы ребята должны назвать свое имя хлопками, а мы все прошлепаем по коленкам ласково  имя ребенка.

Дети называют свои имена и выполняют ритмически хлопки,шлепки.

Муз.рук. Ну вот со всеми мы познакомились а теперь чтобы продолжить наше занятие мы сделаем музыкальную зарядку.

Я говорю вам маленькое стихотворение а вы должны будете выполнять движения.Готовы?

Дети.Да.

Муз.рук. Тюшки, тютюшки сделаем хлопушки

Хлоп, Хлоп, Хлоп ,Хлоп.(быстро)

Хлоп, хлоп ,хлоп (медленно)

А теперь ребята сами прохлопайте ритм

Тюшки, тютюшки сделаем хлопушки

Хлоп, Хлоп, Хлоп ,Хлоп.(быстро)

Хлоп, хлоп ,хлоп (медленно)

Дети выполняют ритмично хлопки.

Муз рук. А теперь все тоже самое только с закрытыми глазами.  

Тюшки, тютюшки сделаем хлопушки

Муз рук А теперь под музыкальное сопровождение ( играет на фо-но)

Муз.рук.Тюшки, тютюшки сделаем шлепушки

Шлеп шлеп, шлеп шлеп ,шлеп,шлеп шлеп шлеп(быстрый темп)

Шлеп,шлеп,шлеп

Дети выполняют ритмично  шлепки  по коленкам

Шлеп шлеп, шлеп шлеп ,шлеп,шлеп шлеп шлеп(быстрый темп шестнадцатами)

Шлеп,шлеп,шлеп (медленно четвертными)

Муз.рук.Тюшки, тютюшки сделаем шлепушки

Дети самостоятельно  выполняют  ритмический рисунок произнося  слова

Шлеп шлеп, шлеп шлеп ,шлеп,шлеп шлеп шлеп(быстрый темп шестнадцатами)

Шлеп,шлеп,шлеп (медленно четвертными)

Муз рук. А теперь все тоже самое только с закрытыми глазами.

Тюшки, тютюшки сделаем шлепушки

Муз рук А теперь под музыкальное сопровождение ( играет на фо-но)

На проигрыш выполняют любые понравившиеся движения(хлопки,шлепки)

Муз. рук  Хо-ро-шо жи-вет на све-те Ви-ни-Пух ( Выполнять вместе с детьми топотушки быстро ритмично)

Дети самостоятельно ритмично  повторяют текст

Муз. рук  (берет в руки барабан) Дети а барабан может говорить, и сейчас ,что он нам говорит?

(на барабане звучит ритм марша)

Дети Надо маршировать

Муз.рук. А сейчас , что говорит?(на барабане обивается быстрый ритм)

Дети Надо легко бегать

Муз.рук ( бьет по барабану и замолкает)

Дети надо остановиться

Муз.рук Молодцы, все  правильно .А теперь вы готовы внимательно слушать и выполнять движения?

Дети Да!

Проводится игра « Что говорит барабан?»

Муз.рук. Слышите звучит музыка?--------------------------------------------

Какая она по характеру?

Ответ детей.

Мы сейчас с вами будем не только  танцевать, но и играть. Сейчас каждый из вас будет сам придумывать движенидвижения, но как только музыка замолчит, вы должны тоже остановиться , и показать любую фигуру и не шевелиться. Музыкальная игра повторяется 2 раза.

Теперь звучит другая веселая плясовая музыка.                        

 И теперь танцуем наверное по другому, но с остановкой музыки также вам надо остановиться и сделать фигуруффигуру.

Муз. рук. ( усаживает детей на полу по кругу) А сейчас мы с вами поедем в зимний лес.(игра с муз инстр)

И каждый из вас пока мы будем ехать будет брать муз .и шумовые инструменты

Едем, едем на ло-ша-дке Цок,цок цок  (хлопаем по ножкам в ритм )

По лес-ной до-ро-жке глад-кой Цок,цок цок  (хлопаем по ножкам в ритм )

На чем мы поехали в лес?

Дети На лошадке

А лошадка что везет машину или что?

Дети Санки

Муз. рук. Санки скрипят. Бубенчики звенят.( трещетку. бубенчики) едим дальше

Едем, едем на ло-ша-дке Цок,цок цок  (хлопаем по ножкам в ритм )

По лес-ной до-ро-жке глад-кой Цок,цок цок  (хлопаем по ножкам в ритм )

Ветер шумит (салютиком машет) так же дается

Дятел стучит ( палочки деревянные)

А мы едем и едем

Едем, едем на ло-ша-дке Цок,цок цок  (хлопаем по ножкам в ритм )

По лес-ной до-ро-жке глад-кой Цок,цок цок  (хлопаем по ножкам в ритм )

А деревья в лесу все заледенелые, стужа кругом  ( треугольник)

А снег все кружит, кружит( погремушка или колокольчик)

Едем, едем на ло-ша-дке Цок,цок цок  (хлопаем по ножкам в ритм )

По лес-ной до-ро-жке глад-кой Цок,цок цок  (хлопаем по ножкам в ритм )

Смотрим белочка на дереве в дупле сидит и орешки грызет ( шумовой инструмент с орешками)

А в кустах рыжая  лисичка  зайчишку стережет ( можно использовать пакет целлофановый, или бумагу скомкатьскомкать )

Ну вот мы ехали ехали наконец доехали

С горки ух (ксилафон)

В ямку бух ( тарелки)

Повторить еще раз с детьми

Муз рук раздает на  картонке  нарисованную клавиатуру одной октавы

Муз.рук Вы наверное все хотели бы играть на пианино вот мы с вами сейчас и играть буде и петь

(на клавишах от» соль» до» до» наклеены маленькие кружочки)

Так как у нас еще зима мы будем петь песенку « Маленькой елочке»  

Поем Маленькой елочке .а теперь дальше будем петь нотки: соль фа ми ре до

Из лесу елочку соль фа ми ре до и тд

Теперь возьмем металлафоны  ( на металафонах тоже отмечены нотки)

Дети поют Маленькой елочке, а на металафонах играют соль фа ми ре до и т.д

Муз .рук Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями и мы с вами побывали в удивительном мире музыки и ритма. . Вам понравилось наше путешествие в мир музыки и ритма?  

   1. Ну, что ж  вот первое задание.

Песню надо петь со словами,

А движения, придумайте сами

Сейчас мы встанем в две линии: у кого розовые браслетики – вперед, с голубыми – назад.

                            Песенка «Черный кот».

Вот идет черный кот     - «лапки» впереди, ноги высоко поднимать

Притаился, мышку ждет.  –   присесть , палец к губам

Мышка в норку не пойдет,    - пригнувшись, покружиться вокруг себя

И к коту.  –    правая  рука с ногой в сторону,  то же - левая

Не попадет  - повороты головой вправо-влево, прыжок – руки на пояс, ноги

месте.

Муз.рук. А теперь под музыку мы выполним то же самое, но петь будем про себя.

Дети выполняют задание.

М.р.  Посмотрите, вот и первая нотка, значит мы справились с заданием.

Присаживайтесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики. Педагог берет следующую нотку, на которой написано задание и читает его. 

2. Нужен аккомпанемент,

Чтобы песня зазвучала,

Инструменты нужно взять

И стихи на них  сыграть. 

 

Звукоподражание игрой на шумовых инструментах (методика Т.Тютюнниковой).
Дождь идет – стучит по крыше:
Кап, кап, кап, кап                     - 
щелчки пальцами (удары по треугольнику)
Ход часов мы тоже слышим: - 
скользящие хлопки
Тик-так, тик-так                           (
удары деревянными палочками)
Слышим мышку: шур-шур-шур   - 
скользящие движения рук по коленям         

                                                           (встряхивание маракаса),
Слышим кошку: мур, мур, мур  - 
царапающие движения по ногам (краткие                                                                                 глиссандо металлофона)
Но никто из вас не слышал, -         
отрицающий жест рукой (головой)
Как листок из почки вышел. -         
двумя руками изобразить распускающийся

                                                          листок.   (играть в рубель  Р)
Как зеленые травинки,                   -  
скользящие движения ногами  (колокольчик)
Сняв зеленые ботинки,       -     
поочередно поднимать носки ног
Тихо вышли из земли.         -   
изобразить растущую травку пальчиками рук
Вышли тихо, очень тихо,     -    
шагать по коленям пальчиками
И повсюду ТИШИНА…тс-с-с       - 
палец к губам
Это значит, это значит: -    
поочередные хлопки в ладоши и по коленям (все

                                             инструменты играют)
Значит к нам  пришла ВЕСНА.  – 
поднять руки вверх.

На экране появляется вторая нотка.

М.р. Молодцы, отлично справились с заданием. Следующая нотка. Вот и задание:

3. Внимательно послушайте,

Инструмент определите,

А ответ  движением

 Вы нам покажите. 

 

                   «Отгадай, на чем играю»

Звучит музыка, дети определяют инструмент и изображают, не называя его. На экране появляется изображение инструмента.

М.Р.  Молодцы, вот и третья нотка.

 

Следующее задание такое.

4.  На первую часть – цветы расцветают,

А на вторую – мотыльки порхают!

Цветы расцветут, мотыльки покружатся…

А в конце они друг с другом подружатся!

 

У кого розовые браслетики – берут цветы, у кого голубые – берут стрекознадевают на тыльную сторону руки.

«Хор рук» Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича)

Дети с цветами садятся на стульчики, со стрекозами встают сзади. 1 часть музыки  - распускаются цветы, на вторую – над цветами порхают стрекозы.

 

М.р.  Молодцы, и с этим заданием мы прекрасно справились.  Уберите пожалуйста стульчики . (дети убирают стулья к стене)

Построение в круг:

Руки в стороны. В кулачок,

Разжимаем, на бочок.

В стороны, накрест, в стороны, вниз.

Тук-тук-тук, сделали большой круг.

У нас осталась последняя нотка. Что же она нам предлагает?.

5. Это палочка – превращалочка.

К кому она попадает, того и превращает..

                   Игра «Палочка-превращалочка».

Под музыку дети передают по кругу палочку. У кого она оказывается с окончанием музыки, тот берет ее и изображает, на что она может быть похожа (клюшка, метелка, зонт, штанга, удочка, гитара и т.д.)

М.р. Ну вот мы и добрались до нашей песенки. Значит можно будет нам потанцевать. Становитесь парами по круг: у кого голубой браслетик , тот встанет спиной в круг. Начинаем танцевать, не забудьте подпевать!

Полька  с переходами «Добрый жук» А.Спадавеккиа.

М.р.  Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка подарила вам хорошее настроение.  А сейчас подумайт и решите: если у вас сегодня все получилось, то встаньте в красный обру, если же что-то было трудно, встаньте в синий обруч.

Когда дети встанут в обручи, , рассказывают, что лучше всего у них сегодня получилось выполнить.

М.Р. Чтобы попрощаться, мы построимся в две колонны.

Дети прощаются и под музыку выходят из зала.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ПУШИСТЫЙ УРОК” Тематическое занятие по принципам Карла Орфа для детей младшего дошкольного возраста.

Развивать ритмический, интонационный, тембровый слух в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами....

Тематическое музыкальное занятие по принципам Карла Орфа для детей среднего дошкольного возраста. «Снежная сказка»

В данной тематической подборке моделей представлены знакомые детям формы музицирования, которые доставят им удовольствие от радости игры, возможности фантазировать и использовать уже имеющиеся навыки....

Тематическое занятие по принципам Карла Орфа для детей старшего дошкольного возраста. « Космические фантазии»

развивает звуковую фантазию,слуховое воображение, способность к импровизации,...

Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспиты...