Методическая разработка на тему «Музыкально - ритмическое занятие»
методическая разработка по музыке (младшая группа)

Ильина Екатерина Николаевна

Движения под музыку имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. Музыка, движения-это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движеия выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмические движеия, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот период формируется детская психика, развивиается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_temu.docx24.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

«Музыкально - ритмическое занятие»

Основываясь на опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности. Поэтому, в своей работе, мы используем различные игры и игровые приёмы, как в музыкальном зале, так и в группе. В занимательной, игровой ситуации ребёнок выполняет движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, он не стесняется сделать движение неправильно, так как захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз.

Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Во время разучивания музыкально-ритмических движений мы используем различные методы и приёмы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Так как, ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие, то в начале работы применяли наглядно – слуховой метод. В процессе прослушивания мелодии напоминали, что надо слушать очень внимательно музыку, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию.

После прослушивания проводили обсуждение: какой характер у музыки, какой темп, сколько частей в этом произведении и какой характер каждой части. Затем включали повторно эту же музыку и предлагали двигаться на свое усмотрение. Наша задача заключалась в том, чтобы снять с ребенка напряжение, мы использовали элементы психогимнастики и аутотренинга.

Основной акцент в психогимнастике был сделан на обучение элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались передаче эмоций – выразительными и разнообразными движениями («Ем лимон»«Сердитый дедушка»«Тепло – холодно»).

Дополнительно проводили специальные игры с наглядными пособиями, например, «Определи настроение». Очень нравились игры на координацию движения «Тень»«Зеркало». Давали упражнение на расслабление рук, ног«Легкие и тяжелые руки» и т. п. Элементы психогимнастики и аутотренинга успешно использовались как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах и совместной деятельности. В ходе работы было отмечено, что детям стало проще выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.

Игры – превращения помогали детям освоить выразительность образа, оживить фантазию и воображение, например, «Деревянные и тряпочные куклы» помогали наладить координацию движений, научить детей ориентироваться в пространстве. Игры «Веревочки»«Стряхнем воду с локоточков» помогали после занятий расслабить мышцы. Упражнения «Пружинки»«Качание рук с лентами»«Рисуем на песке» помогали ребятам улучшать качество движенийразвивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа.

Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов. Этюд – это набросок, импровизация. Во время исполнения детьми этюда следили за качеством исполнения движений.

Нередко дети чувствовали характер музыки, но не могли или не умели передать его в движении. В таком случае использовались вспомогательные упражнения: «Стряхивать воду с пальцев» и т. п., напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами.

Если следовать формуле, что «учиться нужно весело», то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные игры и сюжетные танцы ничего не придумаешь! Они не только просты, но и веселы, что обусловлено созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца. Особенности сюжетного танца и коммуникативных игр создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей

Перед разучиванием сюжетных игр, в группе с воспитателями, проводился ряд упражнений, помогающий детям войти в образ. Например,  к игре “Звероловы и звери” (муз. Е. Тиличеевой, детям предлагалось выполнить прыжки волка, поступь медведя, шаги звероловов. Вначале рассказывалось содержание (сюжет) игры, затем предлагалось детям играть. В процессе игры велось наблюдение за детским исполнением, не прерывая игры. После проводился общий анализ игровых действий детей, предлагались упражнения, уточняющие игровые действия.

Очень большое значение в развитии танцевальных навыков детей всей группы имеет показ танцев, которые являлись результатом индивидуальной работы. Когда дети на празднике видят танец, который разучивался на индивидуальном занятии, у них появляется желание танцевать. Для детей такие сюрпризы играют только положительную рольразвивают интерес к танцам, стремление к лучшему исполнительскому творчеству. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики М.Монтеля: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Музыкально - ритмическое развлечение в младшей группе«Игрушки».

Оборудование:  мишка, бычок, лошадка, самолет, мячик, барабан, зайчик, резиновая кукла, слон, кот, машина; погремушки; флажки.

(Зал оформлен в виде магазина игрушек.  Дети заходят в украшенный зал и присаживаются.)

Ведущая: Дети любят все игрушки – так все говорят.

Ну, а разве игрушки не любят ребят.

Конечно, любят игрушки ребят. И сегодня мы пойдем в магазин игрушек. Мы нашим любимым игрушкам стихи почитаем, а они вместе с нами поиграют. Вставайте, ребята, пойдемте в магазин игрушек.

Дети встают полукругом, поют песню: «Вот как мы умеем».

Ребенок: Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Игра «Пальчики и мишка»

Вот как пляшут пальчики у девочек и мальчиков.

Подошел к нам мишка, мишка косолапый,

Пальчики потрогать хочет у ребяток,

А мы пальцы спрятали, спрятали, спрятали,

Не заденешь лапою, лапою мохнатою.

Ребенок: Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, дощечка кончается,

Сейчас я упаду.

Ведущая: Не упадешь, бычок, мы тебя поймаем. Ребятки, давайте бычка, повеселим – сыграем для него на погремушках и песенку споем.

Песня «Погремушки»

Ведущая: А про лошадку стихотворение расскажу я.

Пахнет варежка лошадкой

Я в нее уткнусь украдкой

И припомню, как с лошадкой

Поделилась шоколадкой –

Сладкой,маленькой и хрупкой:

На, пожалуйста, похрумкай!

Чем я угостила лошадку?

А давайте про нее споем песенку.

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Ведущая: А вот это самолет так и просится в полет.

Ребенок: Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Игра «Самолеты».

Ребенок:Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка,не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Упражнение «Мячики»

Раз, два, прыгай мячик.

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Девочки и мальчики.

Ребенок: Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Ведущий: Давайте зайку пожалеем,

Задорной пляской согреем.

Как без дудки, вот беда,

Ходят ноги не туда.

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют.

(Дети идут в разных направлениях, притопывая ногами)

Ведущий показывает детям резиновую куклу.

Ребенок: Резиновую Зину

Купили в магазине

Резиновую Зину

В корзине принесли

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

Что нужно сделать, если куколка испачкалась? Правильно, нужно ее умыть.

Ребенок: Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

Ведущий: Ребята, а мы свами покатаемся на машине, как положено, не будем ее бросать и опрокидывать.

Песня «Машина»

Ребенок: Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать,

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Ведущий: Магазин наш закрывается, покупатели по домам отправляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»

Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....

Методическая разработка. Конспект ООД: «Музыкально – ритмические упражнения с лентами. Танцевальный этюд «Радуга».

laquo;Музыкально – ритмические  упражнения  с  лентами.  Танцевальный этюд «Радуга»....

Методическая разработка воспитательного мероприятия: Музыкально-тематическое занятие для дошкольников «Остров дружбы»

Разработка мероприятия по развитию коммуникативных навыков и сплочение детского дошкольного коллектива....

Методическая разработка по теме "Музыкально-дидактические игры в ДОУ"

Цель: Развивать устойчивость слухового внимания, закреплять знание музыкальных инструментов, умения различать инструмент на слух по тембру звучания, формировать музыкально - ритмические, творческие сп...