Проект "Музыка вокруг нас"
проект по музыке (младшая группа)

Щербакова Майя Владимировна

В основу проекта «Музыка вокруг нас» вошли разработки Т.Э.Тютюнниковой о различной природе звуков. Целью проекта было расширение и обогащение знаний и представлений детей младшего возраста о музыкальных и немузыкальных звуках, знакомство с видами музыкальных инструментов, развитие умений в игре на музыкальных инструментах. Результатом внедрения проектов стало пополнение музыкальных центров в группах инструментами для самостоятельного музицирования детей, проведение мастер-класса для родителей «Шумовые инструменты», организация совместно с родителями выставки «Музыкальные инструменты своими руками», изготовление детьми книжек-малышек «Немузыкальные звуки», развлечение "Путешествие в срану волшебных звуков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_vokrug_nas_19-20.docx28.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Музыка округ нас»

Музыкальный руководитель

Щербакова М.В.

Характеристика проекта:

По виду: музыкально - исследовательский.

По длительности: долгосрочный

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели и дети младшей группы.

Проблема: Детям 4-го года жизни для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп.

Актуальность проблемы: Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.  У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, поэтому необходимо при обучении дошкольников использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя  является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого, наряду с исследованием звуков окружающего мира, необходимо  использовать шумовые музыкальные инструменты, как традиционные, так и необычные. Такие инструменты впервые были введены и успешно использованы в процессе обучения детей Карлом Орфом.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.

Цель:  Развитие  познавательной активности,  слуховой сосредоточенности и музыкальной отзывчивости детей.

Задачи:

- Обогащать музыкально-слухового опыт детей.

-Знакомить с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладевать приемами игры на них.

-Развивать метроритмический слух детей, мелкую  моторику.

 -Пробуждать к исследованию свойств звука.

Ожидаемые результаты:

- Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности.

Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.

Этапы проекта:

1 этап- целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов, а также его продукта)

сентябрь-октябрь 2019 г.

2 этап –разработка проекта (составление плана занятий, подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр, изготовление шумовых инструментов)

Ноябрь-декабрь 2019г.

3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с воспитателями группы)

Январь-апрель 2020г.

4 этап –подведение итогов (повторение, подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов)

Май 2020 г.

Формы реализации проекта:

• Исследование звуков окружающего мира.

• Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.

• Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.

• Звуковая иллюстрация стихов.

• Краткое ознакомление с некоторыми инструментами симфонического и народного оркестра.

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование.

Продукт проекта: Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков» 

Режим реализации проекта:

-музыкально-игровая деятельность с детьми  включена в перспективное и календарное планирование и осуществлялась во время музыкальных занятий (2 раза в неделю согласно плану);

- в свободное время дети слушают аудиоматериалы по теме проекта, а также повторяют некоторые игры для закрепления результатов.

Планирование музыкально-игровой деятельности

Январь Звуки вокруг нас. 1. А. Гогоберидзе «Посидим, помолчим, послушаем»

2.  Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости.

3. Звучащее дерево. Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами. Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, шишки, ритмические кубики. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки.

 1. Беседа-демонстрация «Деревянные звуки»

2. Аудиозапись «Ложкари»

3. Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н. Кононовой

4. Игра «Шкатулка» Т. Тютюнниковой.

5.  Игра «Бусинки» Т. Тютюнниковой

Задачи: Экспериментировать и исследовать звук, издаваемый деревянной шкатулкой с разным содержимым. Стимулировать познавательную активность.

Учить различать тембры разных деревянных инструментов.

Развивать чувства ритма, внимание, эмоциональную отзывчивость.

Знакомство с деревянными инструментами народного оркестра.

Февраль Металлическая фантазия

  1. Беседа- демонстрация «Металлические звуки»

Металлофон, бубен, треугольник, колокольчики, бубенчики, «звенелки» из разных металлических предметов (гвозди, болты, ключи, пружинки и. т. д.) 

2. Аудиозапись  «Фея серебра»П. Чайковского,

3. Аккомпанирование в такт на металлических инструментах во время пения В. Карасевой. «Зайка» 

4. Аудиозапись «Пасхальный звон»

5. Игра «Колокольцы- бубенцы» Т. Тютюнниковой.

6. Игра «Звенелки»

7. Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя»

8. Ритмический аккомпанемент к стихотворению Д. Хармса «Старичок» с использованием разных металлических предметов.

Задачи: Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых металлическими предметами. Развивать чувства ритма, слуховую концентрацию Познакомить со звуком церковных колоколов. Обогащать эмоционально-слуховой опыт.

Исследовать звуки, издаваемые металлическими предметами, стимулировать познавательную активность. Краткое ознакомление с металлическими инструментами  народного оркестра.

Март Погремушки

Погремушки, маракасы, погремушки из подручных материалов (баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и консервных банок и. т. д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и. т. д.) 1. Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки»

2. Экспериментирование «Погремушка своими руками». Изготовление дидактического пособия «Подружки-тарахтушки»

3. Игра «Хохотушки-тарахтушки» Т. Тютюнниковой

4. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням 

«Ах вы,сени», «Светит месяц».

5. Дидактическая игра «Найди щенка» Н. Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках) Продемонстрировать  звучание различныхп огремушек.

Экспериментировать и исследовать звук в ходе изготовления погремушек из подручных материалов, вызывать интерес к познанию.

Развивать ритмического слуха, внимания, слуховой концентрации, эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств.

Апрель Бумажный карнавал.

Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и. т. д. 1. Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство»

2. Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т. Тютюнниковой

3. «Танец бумажных бабочек» Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха.

Развивать творческое мышление, навыки свободной импровизации, ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости.

Май. Звуки дружат.

Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов. 1.«Солнышко- золотое донышко» (песенка-игра) Т. Тютюнниковой (муз. А. Соболевой)

  1. Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива.
  2.  Подведение итогов.
  3.  Развлечение «Путешествие в страну волшебных звуков» Разнообразить досуг детей, погрузить в атмосферу сказки, волшебства, дать возможность проявить творческие способности, продемонстрировать приобретенные умения и навыки.

Список используемой литературы:

1. Т. Э. Тютюнникова «Бим, бам, бом» выпуск 1 (СП 2003г)

2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.

3. А. Усачев «Если бросить камень вверх» (М. 2008г)

4. М. П. Малыгина «Сказки-шумелки»

5. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (М. 2005г)

6. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2008г.

Сценарий развлечения «Путешествие в страну волшебных звуков»

Цель:

Погрузить детей в сказочный мир музыкальных звуков, продуктивно разнообразить их досуг, стимулировать познавательную активность.

Программные задачи:

«Социально-коммуникативное развитие»

-развитие у детей коммуникативных навыков посредством взаимодействия со сверстниками в совместных играх,

музицировании;

-формирование уважительного, доброжелательного отношения детей друг к другу;

-объединение детей и педагогов в единый дружный коллектив в процессе совместного проживания одного музыкального образа, настроения.

«Речевое развитие»

-развитие разговорной речи посредством рассуждения о музыкальных инструментах;

-расширение словарного запаса детей;

«Художественно-эстетическое развитие»

- формирование и развитие эстетического вкуса и расширение кругозора;

-обогащение слухового, двигательного и эмоционального опыта посредством использования лучших образцов русского музыкального фольклор;

- демонстрация детьми умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях;

- стимулирование эмоциональной отзывчивости, повышение интереса у детей к музыкально-ритмической деятельности, к игре на музыкальных инструментах.

«Познавательное развитие»

- обобщение знаний детей, полученных в рамках проекта «Волшебный мир звуков»;

- развитие метроритмического чувства у детей;

- развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах;

- формирование и развитие чувства ансамбля;

- развитие основных психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

«Физическое развитие»

- создание условий, побуждающих детей к двигательной активности;

- развитие мелкой и общей моторики у детей;

- оздоровление детей посредством использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапия, логоритмика, активная релаксация).

Оборудование и атрибуты:

- ноутбук, колонки, аудиозаписи для оркестра-импровизации и путешествий;

- стол, ширма;

- игрушка- Мышка би-ба-бо;

- сумка с металлическими предметами (чайные ложки, вилки, шурупы, гайки, крышки от кастрюль и др.) и неметаллическими (носки, пластмассовые игрушки и. т. д.);

- металлические музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, металлофоны, треугольники;

- деревянные музыкальные инструменты: ложки, хлопушки, трещотки, ксилофоны, деревянные маракасы;

-детские погремушки;

-музыкально-дидактическое пособие «Подружки-тарахтушки»;

- бумажные бабочки;

- бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадный лист, упаковочная бумага, гофре;

- приспособление для подвешивания металлических предметов «звенелка»;

- большая корзина для уборки инструментов.

Ход:

Дети под музыку входят в зал. 

Музыкальный руководитель: Сегодня нам с вами предстоит очень увлекательное путешествие. Мы отправимся в Страну волшебных звуков! Вы любите путешествовать? А приключения любите (дети отвечают) Тогда в путь! У нас есть машина, есть поезд, воздушный шар, и даже есть ракета, а еще ковер-самолет, на чем же мы отправимся? (дети выбирают «вид транспорта»)

Путешествие

Ракета (музыка из кинофильма «Гостья из будущего», дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи, качаются в такт музыке, педагог комментирует«Пролетаем луну, смотрите, комета» и. т. д.)

Машина («Бибика», аудиозапись, дети выполняют движения по тексту)

Поезд (песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково», дети движутся паровозиком по кругу или змейкой)

Воздушный шар (песня «Шарики воздушные», дети, взявшись за руки, движутся поскоками по кругу, на припев выполняют движения по показу)

Ковер-самолет (песня «Арабская ночь» из мультфильма «Аладдин», дети садятся по-турецки на ковер, качаются в такт музыке)

Музыкальный руководитель: Где же мы оказались? Давайте закроем глаза и послушаем (играет за ширмой на деревянных инструментах, дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что оказались мы в Деревянном городе страны Волшебных звуков)

Музыкальный руководитель:

Деревянный звук какой? Он стучащий и сухой

Теплый и трескучий, тихий и гремучий…

А вы хотите стать музыкантами и сами поиграть на деревянных инструментах?

Оркестр-импровизация (детям раздают деревянные инструменты, попутно вспоминая их названия, им предлагают также деревянные стул и столик)

Музыкальный руководитель: Ну что, отправляемся в следующий город нашей Волшебной страны! На чем на этот раз будем путешествовать? (дети выбирают «вид транспорта»)

Путешествие

Музыкальный руководитель: Послушайте внимательно, куда мы на этот раз попали! (играет за ширмой на металлических инструментах; дети отгадывают; рассуждая, подходят к тому, что мы оказались в Металлическом городе страны Волшебных звуков)

Звучит музыка, появляется Мышка с тяжелой сумкой.

Музыкальный руководитель: Ой, здравствуй, Мышка, ты здесь живешь? А что такое тяжелое ты несешь в сумочке?

Мышка: Да, я живу в металлическом городе. У нас сегодня праздник – Карнавал металлических звуков! Вот и я хочу принять участие! Собрала все, что нашла в своем чуланчике! Ах, как тяжело, неужели опоздаю!

Музыкальный руководитель: А как думаете вы, ребята, почему же сумка Мышки получилась такая тяжелая? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же в этой сумочке, на чем Мышка собралась играть! (дети рассматривают содержимое корзинки, отделяют металлические предметы от неметаллических, металлические предметы вешают на подготовленные крючочки, собирают «звенелку») Смотри, Мышка, какой музыкальный инструмент мы сделали! Давайте придумаем ему название (ответы детей) А можно, мы тоже в празднике поучаствуем!

Мышка: Конечно, давайте участвовать вместе. (детям раздают металлические инструменты, попутно вспоминая их названия)

Оркестр-импровизация «Светит месяц»

Мышка: Спасибо вам, ребята, вы устроили настоящий праздник! А можно, я ваш музыкальный инструмент покажу всем жителям Металлического города!

Музыкальный руководитель: Конечно, мы дарим его тебе, приходи к нам в детский сад на праздник!

Мышка: До свидания, ребята, счастливого вам пути! (уносит и убирает музыкальные инструменты)

Музыкальный руководитель: А мы отправляемся дальше. (дети выбирают «вид транспорта»)

Путешествие

Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, друзья, куда мы попали? (играет за ширмой на погремушках) Это Гремящий город Страны волшебных звуков! Какие инструменты здесь живут (ответы детей) А из чего можно сделать погремушки? (дети вспоминают, из чего делались «Подружки –тарахтушки», придумывают, из чего еще можно сделать погремушки) Детям раздают «тарахтушки», дети слушают их звон и определяют, чем наполнена погремушка (пшено, горох, грецкий орех, встают по группам («хохотушки»- погремушки с пшеном, «тарахтушки»-с горохом, «грохотушки» -с орехом)

Оркестр-импровизация (р. н. п. «Ах вы, сени») После оркестра дети убирают погремушки в коробку.

Музыкальный руководитель: Ну что, устали путешествовать? (музыкальный руководитель предлагает выполнить релаксацию, сесть «на травку и посмотреть на облака», желающим дает белые платочки)

Релаксация «Облака» (Е. Матвиенко «Нежно-белоснежно», аудиозапись) в конце песни музыкальный руководитель за ширмой шуршит бумагой.

Музыкальный руководитель: А на что похож этот звук? (дети угадывают; рассуждая, подходят к тому, что звук похож на шум крыльев) Это над Гремящим городом пролетают жители Бумажного королевства! Хотите встретиться и поиграть с ними?

Импровизация «Танец бумажных бабочек»

Музыкальный руководитель: Ну что, друзья, нравится вам в Стране волшебных звуков? Однако нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы еще не путешествовали (дети выбирают вид транспорта, возможно, не один)

Путешествие

Подведение итогов (дети и педагоги вспоминают, где они были, кого встречали, что делали, какие звуки слышали)

Музыкальный руководитель: Что ж, Страна волшебных звуков для нас всегда открыта! Ведь звуки окружают нас повсюду, надо только услышать их, и сразу окажетесь в волшебной стране!

Дети под музыку покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...