Сценарий досуга "Путешествие в Древнюю Русь"для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Ванчаева Юлия Анатольевна

Цель:

1. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.

4. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки,; летопись, монах, келья; богатырь, застава; древо.

5. Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.

6. Продолжать развивать в детях умение ритмично выполнять движения в русских народных плясках, задушевно и напевно петь народные песни.

7. Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, к своим предкам и благодарность им.

Оборудование:

Часы времени, музыкальные инструменты русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси,  мечи для  богатырей, коллажи “Древняя Русь”, “В низ по Волге - реке”, платочки, книга “Былины”,театрализованные костюмы для Бабы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dosuga_drevnyaya_rus_2021.docx21.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий досуга "Путешествие в Древнюю Русь"для старшего возраста

Цель:

1. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.

4. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки,; летопись, монах, келья; богатырь, застава; древо.

5. Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.

6. Продолжать развивать в детях умение ритмично выполнять движения в русских народных плясках, задушевно и напевно петь народные песни.

7. Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, к своим предкам и благодарность им.

Оборудование:

Часы времени, музыкальные инструменты русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси,  мечи для  богатырей, коллажи “Древняя Русь”, “В низ по Волге - реке”, платочки, книга “Былины”,театрализованные костюмы для Бабы Яги конструктор для постройки Царь – града.

ПИРОГ!!!????

Предварительная работа:

Чтение книг: З.В. Левицкая “История Отечества для детей”, И.Ф. Виноградова, Л. А. Соколова “Моя страна Россия”, А.В. Смирнов “Сказы края Московского”, Н.И. Надеждин “Богатыри и витязи Русской земли ”.

Заучивание стихов из книги В. Степанова “Моя родина - Россия”, И. Никитина “Русь”, Е. Груздевой “Русь моя”. Знакомство с пословицами, поговорками о героизме русских воинов, о Родине, русскими – народными играми, хороводами, песнями, плясками.

Ход праздника:

 Дети вместе с бабушкой Маланьей под русскую – народную песню “Ах, ты степь, широкая” змейкой заходят в зал.

Бабушка Маланья: (просит детей посмотреть налево, где виднеется “Древняя Русь”) Детушки, посмотрите, там, в дальнем– далике виднеется Древняя Русь. Нравится она вам? Эх, оседлать бы Сивку – Бурку, взлететь к самым небесам и окинуть взором нашу великую Русь - матушку. Так и хочется воскликнуть: “Ух, красотищи – то сколько!” Как же нам досталось такое невиданное богатство? Именно, об этом мы сегодня и узнаем из нашего путешествия. Хотите ли вы отправиться вместе со мной в путешествие по Древней Руси?

Дети: Да.

Бабушка Маланья: Но прежде чем отправиться в дальний путь, давайте послушаем замечательное стихотворение о нашей Родине.

Ребенок:      Люблю тебя моя Россия

                 За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин.

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю, глубоко пронимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним великим словом - Русь!!!

Ребёнок:

За ясные зори, умытые росами

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россией.

Ребёнок:

Небо синее в России,

Реки синие в России,

Васильки и незабудки

Не цветут нигде красивей!

Ребёнок:

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Песня "Росиночка-Россия"

Бабушка – Маланья: А сейчас мы с вами переведем часы на несколько веков назад, чтобы попасть в Древнюю Русь.

Переводят часы, закрывают глаза.

Бабушка – Маланья: Итак, Начинаем наше путешествие. (Звучит русская – народная музыка “Вижу чудное приволье”). Детушки, посмотрите, что это за камень лежит у дороги и черный ворон на нем сидит? Давайте прочитаем, что на нем написано.

Кто прямо пойдет,

Тот Древнюю Русь попадет! (на старославянском языке).

Бабушка Маланья: Вы все поняли, о чем здесь написано?

Дети: Нет.

Бабушка Маланья: Почему?

Дети: Это старославянские слова. Так говорили и писали наши предки.

Бабушка Маланья: Правильно, так раньше говорили и писали наши предки. Детушки, путь нам предстоит длинный и Сивка – Бурка сегодня не помощник. Как говорится в народной пословице “Медленнее идешь – быстрее придешь”. Но сначала давайте посмотрим, что за сундук тут стоит, что в нем?(показывает) а в нем одежда сарафаны. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что называется Россией, наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?

Дети: Славяне.

 Бабушка Маланья: Правильно, славяне. А давайте посмотрим, что же носили славяне? (Дети одевают одежду, наряжаются.)Давайте рассмотрим эту одежду, на чем ее изготавливали?(рассматривают иллюстрации на слайдах)

 В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Дунай.

Как вы думаете, как им тогда жилось?

Дети: Нашим предкам жилось сытно, привольно, свободно, радостно, вольготно, широко.

Бабушка Маланья: Да, привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Как вы думаете, чем занимались мужчины, например, одна из профессий Кузнец.(слайды).А женщины- рукоделие (Слайды).

Оркестр народных инструментов.

Бабушка Маланья: Не ушли бы миролюбивые славяне с освоенных земель, но стали их теснить более сильные соседи. Часть славян двинулась на север и на запад, другие на юг, а наши с вами предки – ушли далеко на восток. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, кто защищал земли Славян?

Дети: Богатыри.

Бабушка Маланья: Правильно, а каких вы богатырей знаете (картинки на слайдах)

Дети: Самый сильный богатырь земли русской Илья Муромец.

Бабушка Маланья: Правильно, богатырь Илья Муромец. Каких еще богатырей вы знаете?

Дети: На Руси еще были богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Садко, Никита Кожемяка.

Бабушка Маланья: Для чего нужны были богатыри?

Дети: Защищать землю Российскую от злых ворогов.

Бабушка Маланья: Как выглядели богатыри? На чем ездили?

Дети: Богатыри были сильными, высокими, рослыми, крепкими и кони у них были, как и они богатырские.

Бабушка Маланья: Как одевались богатыри?

Дети: Одежда богатырей состояла из шлема, кольчуги, шею защищала сетка – бармица.

Бабушка Маланья: Расскажите мне ребятушки об оружие богатырей.

Дети: У богатырей были: копья, булавы, мечи, лук и для него в колчане стрелы.

Бабушка Маланья: Молодцы, много знаете про богатырей. А сейчас узнаем про их заботы.

(на фоне музыки звучат слова: “Нет, не перевились еще богатыри на земле русской”.

Мальчики:

Наша сила велика

И крепка у нас рука.

Ты, вражина, убирайся,

А не то намнем бока.

Танец "Богатырская сила"

Бабушка Маланья: отправляемся дальше. Давайте посмотрим ,куда же мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли к Мировому Древу.

Бабушка Маланья: Кто из вас знает, что такое Мировое Древо?

Дети: Мировое Древо – это самый большой и красивый дуб. Ветви его простираются над миром и поднимаются высоко в небо, а корни уходят глубоко в землю.

Бабушка Маланья: Почему его назвали Мировым Древом?

Дети: На Мировом Древе все жили в мире и согласии.

А чтобы к древу подойти, надо пройти через золотые ворота.

Как у наших у ворот. Собирайся народ!

Начинается игра «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»

Бабушка Маланья. Детушки, совершая это путешествие, вы все очень устали. Зайдем на лужайку, что находится перед нами, и посмотрим, чем еще занимались наши предки?

(Слайды игры хороводы).

Хоровод "Весна"

Игра "Перепрыгни костер"(по одному и парами)

Бабушка Маланья: Очень любили славяне сочинять сказки. Глянет наш предок в небо и захочется ему полетать, как птица, чтобы все страны увидеть. Для этого, он придумал ковер – самолет, захочется ему быстро пробежаться по лугам заливным и придумает сапоги – скороходы. Много в сказках и были, и небылиц. Но почти во всех найдется маленькая избушка на курьих ножках. Там живет……

Дети: Баба – Яга.

Бабушка – Маланья: Правильно, Баба – Яга. Лучше Бабы – Яги стражника и придумать трудно. И хоть слово “ягаться” у наших предков означало кричать, ругаться, но в русских народных сказках с Бабой – Ягой всегда можно было договориться. Перед словом ласковым даже Яга человеком становится и всегда во всем готова помочь.

(под музыку появляется Баба – Яга).

Баба – Яга: Пролетала я мимо и услышала, как вы тут про меня говорите. Я, и правда, хорошая. Это про меня специально придумали, что я злая, коварная, чтобы пугать детей. А вы меня не боитесь?

Дети: Нет.

Баба – Яга: Я тоже знаю много сказок и былин. Но в последнее время увлеклась пословицами и поговорками. А вы пословицы про Русь знаете? Расскажите мне их.

Дети называют пословицы: “Нет земли краше, чем Россия наша”. “Кто за Родину горой – тот истинный герой”. “Чужбина – калина, родина - малина”. “Жить – Родине служить”. “Береги землю любимую, как мать родимую”.

Баба – Яга: Молодцы! Много пословиц назвали.

А я хочу с вами поиграть.

Игра с "бабой -Ягой"

Баба – Яга :А знаете, куда я хотела попасть? Хотела Царь – град посмотреть, но забыла “старая”, что этого града давно уже нет.

Бабушка Маланья: Как это так нет! А мы очень хотели завершить свое путешествие по Древней Руси в этом старинном красивом граде и вернуться обратно. Ну ладно, Баба – Яга не переживай, сейчас наши дети построят Царь – град. У нас есть настоящие зодчие. А чертеж у тебя есть?

Баба – Яга: (ищет в карманах и находит чертеж). Вот смотрите, нашла. Я пролетала мимо, когда строился этот город, и сделала наброски.

(Дети собирают Царь – град по чертежу, Баба – Яга хвалит их в конце строительства).

Баба – Яга: Какие вы дети умницы, как постарались, настоящие мастера! А за это я вас. Как он вкусно пахнет! Вот и возьмите мои угощения с собой, подкрепитесь, когда вернетесь, так как путь – дороженька вам предстоит обратно длинная.

(Баба – Яга прощается с детьми).

Бабушка Маланья: Вот и закончилось наше путешествие в историю Древней Руси. Вы увидели, как хранили Русь – матушку для нас с вами наши предки и мы давайте будем заботиться, беречь её для наших потомков. Давайте отправляться обратно и переведем часы.

Переводят ЧАСЫ

Танец"Топни ножка моя"

Бабушка Маланья и дети прощаются и уходят

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуального конкурса ЗНАЙ-КА для старшего дошкольного возраста

Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизир...

сценарий проведения туристического слета для детей старшего дошкольного возраста

Содержание:задачиинвентарь и оборудованиепредварительная работасодержание (со словами ведущего, игрового персонажа, детей)описание эстафетописание маршрута (станциям)...

Сценарии литературно - хореографических композиций для детей старшего дошкольного возраста.

В сборнике представлены оригинальные сценарии музыкально -хореографических композиций с детьми старшего дошкольного возраста, нацеленные на воспитание у детей любви к Родине, воспитанию патриоти...

Сценарий театрализованной постановки «Муха-Цокотуха» для старшего дошкольного возраста

Содержание:Пояснительная записка……………………………………Перcпективный план работы воспитателя над театрализованной постановкой “Муха-Цокотуха”по сказке К.Чуковского…………………………………………….План проведения театра...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

Программа дополнительного образования "Золотые ручки" для старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных техник для развития мелкой моторики рук....