конспект
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Маклакова Вера Александровна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Этот удивительный ритм»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                       

 Составила:

музыкальный  руководитель

                                                                           Маклакова В.А.

 

Цель:

Развитие у детей чувства ритма и  навыков элементарного музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.konspekt_na_gmo_etot_udivitelnyy_ritm_st.gr_.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань «Детский сад № 1 «Солнышко»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Этот удивительный ритм»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                       

 Составила:

музыкальный  руководитель

                                                Маклакова В.А.

Цель:

Развитие у детей чувства ритма и  навыков элементарного музицирования.

Задачи:

  • Учить детей  отображать характерные особенности художественных образов, соотносить образ с тембром музыкального инструмента.
  • Закреплять  понятие о динамике (тихо – громко), о «долгих» и «коротких» звуках,  о паузе;
  • Развивать певческие навыки, звуковысотный слух, песенное творчество;
  • Развивать, память, сообразительность, наблюдательность, умение детей слышать и слушать других;
  • Автоматизировать  навыки ритмического проговаривания;
  • Развивать  внимание, мышление, ловкость, координацию и равновесие, вырабатывать  быстроту  реакции, умение сочетать свои действия с движениями партнёра;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия.

   

1. Приветствие

Педагог:  Ребята, посмотрите, сегодня в нашем зале много гостей. Давайте их поприветствуем и слово «здравствуйте» скажем высоким голосом, как мышата…,

низким голосом, как медвежата…, протяжным звуком, как котята…, отрывистым звуком, как собаки…, а теперь весело, как ребята…

Звучит «Марш» - Т.Ломовой, дети шагают по залу и образуют круг.

2. Упражнение «Дождик».         

- Кто там топает по крыше?            

Топ – топ – топ.

- Чьи шаги всю ночь я слышу?        

Топ - топ – топ, топ - топ – топ

- Я теперь усну едва ли.  

Топ – топ – топ.

Может, кошек подковали?

Топ – топ – топ.

Педагог марширует с детьми по залу и чётко произносит стихотворение. На слова «Топ – топ – топ» все останавливаются и хлопают в ладоши. Придумать с детьми игровую ситуацию, спросить у них: «Кто топает?» Если великан, бегемот, слон, то все топают и хлопают громко; если мышка, котёнок, дождик, то все хлопают и топают тихо. На слова «Топ - топ – топ» один ребёнок играет на музыкальном инструменте. Выбрать инструмент, соответствующий придуманному детьми персонажу для стихотворения. Например: слон – барабан, дождик – металлофон.

С помощью стихов и движения дети отмечают, запоминают и учатся отображать характерные особенности художественных образов, у них закрепляется понятие о динамике (тихо – громко), дети учатся соотносить образ с тембром музыкального инструмента, развивают свою фантазию.

3. Песенка про имя.

Педагог:  А теперь, ребята, познакомимся с нашими гостями. Пропевайте и простукивайте на бубне своё имя ( педагог выводит на середину пять детей, передаёт бубен одному, другому, третьему ребёнку…).   Имена этих детей пропоют на одном звуке и  прошлёпают по коленям сидящие дети, стоящие дети  пропоют и прохлопают в ладоши своё имя так, как ласково называет их мама (Ли–зонь–ка, Сне–жа–ноч-ка).

Уменьшительно-ласкательное имя несёт в себе новую, более трудную ритмическую формулу, но доставляет ребёнку большое удовольствие. Если ребёнок говорит педагогу, что мама зовёт его дома котиком, то следует пропеть и прохлопать это слово, не забывая о ласковой и нежной интонации .Ребёнок должен постараться спеть своё имя так, как захочет. Таким образом происходит развитие певческих навыков, звуковысотного слуха, песенного творчества.

4. Паровоз.

Педагог:  К нам в гости из зоопарка приехал паровоз со зверушками. Давайте пропоём названия зверушек и проиграем на металлофоне:

- машинист ЛЕВ, пассажиры Ё-жик,  БЕ–лоч-ка,  кро–ко-ДИЛ,  по–ро–СЁ-нок.

5. Идём в гости

Педагог:  Сейчас мы пойдём в гости к нашим ребятам, и они расскажут, какие у них дома есть игрушки.

Дети (трое) выбирают разрезные картинки( любое количество) с игрушками и расходятся каждый к своему столику. Остальные дети идут к ним в гости. Выбранные дети называют свои игрушки, прохлопывая ритмично в ладоши.

Так педагог активизирует детей на индивидуальное выполнение задания, и проходит это незаметно и безболезненно для солирующего ребёнка, у остальных детей воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

6. Звучащий клубок.

Педагог:  Посмотрите, ребята, к нам прикатился волшебный клубок. А почему он волшебный, сейчас узнаете.

Педагог тянет нитку и поёт: «Та-а-а». Звук обрывается, ниточку следует отрезать ножницами. Подобным способом отрезаются нитки разной длинны и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцем по ниткам, пропевает либо долгие, либо короткие звуки. Короткая ниточка звучит коротко: «Ти». В промежутками между нитками звук исчезает.

Педагог:  Итак, ребята, клубок на самом деле оказался волшебным. Он помог вам понять, что звуки бывают разные: долгие и короткие. Давайте пропоём все звуки, которые получились из ниток. ( ти, ти, ТА, ти, ти, ТА). Знакомая попевка? Какая? (ответы детей).

Давайте проверим (петушок, петушок). Вот как интересно! Оказывается, из длинных и коротких ниточек (или из долгих и коротких звуков) можно сложить знакомую мелодию!

        Посмотрите, наше солнышко загрустило. Оно где-то потеряло свои лучики. Подойдите, ребята с ниточками. Положите свои нитки, как лучи, чтобы солнцу стало весело, и оно запело песню. Давайте посмотрим, какая песенка из лучиков получилась

у солнышка?

Дети пропевают ритмическую цепочку из  лучиков сначала с «ТА» и «ти», а затем со словами(пе-ту-ШОК, пе-ту-ШОК)

Педагог:  Молодцы, ребята! Посмотрите, я беру один длинный лучик и сворачиваю его. Получился большой кружочек. И звучит он: «ТА». А теперь я беру коротенькую нитку и тоже её сворачиваю…Что же вышло? Маленький кружочек! И звучит он: «ти»!

Педагог  сворачивает в кружочки все нитки, разные по длине, и получаются разные по величине кружочки, большие и маленькие. Предлагает желающим детям взять заранее им приготовленные солнышки (это прибежали солнышкины детки), положить в середину этих кружков (соответствующего размера). Напоминает детям «имена» солнышек, предлагает выложить ритмическую цепочку попевки «Петушок», спеть «песенку солнышек» сначала с ТА и ти, затем со словами(пе-ту-ШОК, пе-ту-ШОК)

Проговорить и прохлопать весь ряд солнышек несколько раз. К большим солнышкам педагог прикладывает всю ладонь, маленьких слегка касается пальцем, одновременно пропевая «ТА» или «ти».так у детей развивается внимание, память, сообразительность.

7. Ритмическая карточка

Педагог: Внимательно посмотрите на эту карточку. Здесь изображена ритмическая цепочка какой-то песенки. Чтобы угадать – нужно проговорить и прохлопать долгие и короткие звуки.

Дети проговаривают: « ТА-ти-ти-ТА-ТА» и угадывают попевку «Лётчик». Выкладывают эту ритмическую цепочку с помощью листиков, пропевают со словами.

Карточки используются как техническое упражнение для чёткого проговаривания и запоминания. Таким образом происходит автоматизация навыков ритмического проговаривания.

8. Гусеница.

Педагог:  Давайте придумаем имя гусенице (ДА-ша). Даша хочет пропеть для вас песенку, помогите ей.

Дети проговаривают и прохлопывают ритмическую цепочку и угадывают песенку «Я иду с цветами». Педагог достаёт маленькие карточки из животиков гусеницы, перемешивает их и предлагает кому-либо из детей снова выложить ритмическую цепочку этой песенки.

Это упражнение развивает внимание, наблюдательность, умение детей слышать и слушать других.

9. Пауза.

Педагог:  Ребята, скажите, как называется остановка в музыке? (ответы детей) давайте договоримся, что паузу мы будем показывать так: надо развести руки в стороны.

Педагог раздаёт детям паузы и рыбки. Под весёлую музыку четверо детей бегают врассыпную по залу и с окончанием музыки быстро  становятся рядом друг с другом в любом порядке. Проговаривают получившуюся ритмическую цепочку

Эта игра позволяет закрепить понятие «долгий» и «короткий» звук,  «пауза». У детей вырабатывается быстрота реакции.

10. Палочки.

Педагог:  Поиграем с палочками.

Дети берут по две палочки и садятся на колени по кругу.

Я еду на машине               2 раза ударить палочками по полу, 2 раза – палочкой о палочку

Дорогою прямой               2 раза – палочками по полу, 1 раз – палочкой о палочку

А столбы                            положить обе палочки перед соседом справа

Большие                             взять палочки с пола, которые положил сосед слева

Назад бегут                        положить обе палочки перед соседом справа

Домой                                 взять палочки с пола, которые положил сосед слева.

Если был бы я большим,   ставят палочку на палочку, меняя их местами

Ел бы торт с вареньем       положить обе палочки перед соседом справа,

                                             взять палочки, лежащие на полу

У меня бы каждый день    ставить палочку на палочку

Был бы день рожденья      положить перед соседом справа, взять палочки, лежащие на                                             полу.

В этой игре развивается внимание, мышление, ловкость, координация и равновесие, умение сочетать свои действия с движениями партнёра.

     

11. Рефлексия.

Педагог:  Ребята,  наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? Какие игры вам понравились больше всего?(ответы детей)

12. Прощание.

Педагог: Кто ребята, хочет показать, как он прощается?

Дети по желанию прощаются, пропевая фразу «До свиданья, дети» по-разному, каждый по-своему(мелодия двигается вверх, вниз, скачками, на одном звуке)

Под музыку дети выходят из зала.

Используемая литература.

  1. Каплунова И., Новоскольцева И.. Этот удивительный ритм. Развитие чувство ритма у детей. С.-П. 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....