конспект
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Этот удивительный ритм»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
музыкальный руководитель
Маклакова В.А.
Цель:
Развитие у детей чувства ритма и навыков элементарного музицирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.konspekt_na_gmo_etot_udivitelnyy_ritm_st.gr_.doc | 54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань «Детский сад № 1 «Солнышко»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
«Этот удивительный ритм»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
музыкальный руководитель
Маклакова В.А.
Цель:
Развитие у детей чувства ритма и навыков элементарного музицирования.
Задачи:
- Учить детей отображать характерные особенности художественных образов, соотносить образ с тембром музыкального инструмента.
- Закреплять понятие о динамике (тихо – громко), о «долгих» и «коротких» звуках, о паузе;
- Развивать певческие навыки, звуковысотный слух, песенное творчество;
- Развивать, память, сообразительность, наблюдательность, умение детей слышать и слушать других;
- Автоматизировать навыки ритмического проговаривания;
- Развивать внимание, мышление, ловкость, координацию и равновесие, вырабатывать быстроту реакции, умение сочетать свои действия с движениями партнёра;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия.
1. Приветствие
Педагог: Ребята, посмотрите, сегодня в нашем зале много гостей. Давайте их поприветствуем и слово «здравствуйте» скажем высоким голосом, как мышата…,
низким голосом, как медвежата…, протяжным звуком, как котята…, отрывистым звуком, как собаки…, а теперь весело, как ребята…
Звучит «Марш» - Т.Ломовой, дети шагают по залу и образуют круг.
2. Упражнение «Дождик».
- Кто там топает по крыше?
Топ – топ – топ.
- Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ - топ – топ, топ - топ – топ
- Я теперь усну едва ли.
Топ – топ – топ.
Может, кошек подковали?
Топ – топ – топ.
Педагог марширует с детьми по залу и чётко произносит стихотворение. На слова «Топ – топ – топ» все останавливаются и хлопают в ладоши. Придумать с детьми игровую ситуацию, спросить у них: «Кто топает?» Если великан, бегемот, слон, то все топают и хлопают громко; если мышка, котёнок, дождик, то все хлопают и топают тихо. На слова «Топ - топ – топ» один ребёнок играет на музыкальном инструменте. Выбрать инструмент, соответствующий придуманному детьми персонажу для стихотворения. Например: слон – барабан, дождик – металлофон.
С помощью стихов и движения дети отмечают, запоминают и учатся отображать характерные особенности художественных образов, у них закрепляется понятие о динамике (тихо – громко), дети учатся соотносить образ с тембром музыкального инструмента, развивают свою фантазию.
3. Песенка про имя.
Педагог: А теперь, ребята, познакомимся с нашими гостями. Пропевайте и простукивайте на бубне своё имя ( педагог выводит на середину пять детей, передаёт бубен одному, другому, третьему ребёнку…). Имена этих детей пропоют на одном звуке и прошлёпают по коленям сидящие дети, стоящие дети пропоют и прохлопают в ладоши своё имя так, как ласково называет их мама (Ли–зонь–ка, Сне–жа–ноч-ка).
Уменьшительно-ласкательное имя несёт в себе новую, более трудную ритмическую формулу, но доставляет ребёнку большое удовольствие. Если ребёнок говорит педагогу, что мама зовёт его дома котиком, то следует пропеть и прохлопать это слово, не забывая о ласковой и нежной интонации .Ребёнок должен постараться спеть своё имя так, как захочет. Таким образом происходит развитие певческих навыков, звуковысотного слуха, песенного творчества.
4. Паровоз.
Педагог: К нам в гости из зоопарка приехал паровоз со зверушками. Давайте пропоём названия зверушек и проиграем на металлофоне:
- машинист ЛЕВ, пассажиры Ё-жик, БЕ–лоч-ка, кро–ко-ДИЛ, по–ро–СЁ-нок.
5. Идём в гости
Педагог: Сейчас мы пойдём в гости к нашим ребятам, и они расскажут, какие у них дома есть игрушки.
Дети (трое) выбирают разрезные картинки( любое количество) с игрушками и расходятся каждый к своему столику. Остальные дети идут к ним в гости. Выбранные дети называют свои игрушки, прохлопывая ритмично в ладоши.
Так педагог активизирует детей на индивидуальное выполнение задания, и проходит это незаметно и безболезненно для солирующего ребёнка, у остальных детей воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.
6. Звучащий клубок.
Педагог: Посмотрите, ребята, к нам прикатился волшебный клубок. А почему он волшебный, сейчас узнаете.
Педагог тянет нитку и поёт: «Та-а-а». Звук обрывается, ниточку следует отрезать ножницами. Подобным способом отрезаются нитки разной длинны и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцем по ниткам, пропевает либо долгие, либо короткие звуки. Короткая ниточка звучит коротко: «Ти». В промежутками между нитками звук исчезает.
Педагог: Итак, ребята, клубок на самом деле оказался волшебным. Он помог вам понять, что звуки бывают разные: долгие и короткие. Давайте пропоём все звуки, которые получились из ниток. ( ти, ти, ТА, ти, ти, ТА). Знакомая попевка? Какая? (ответы детей).
Давайте проверим (петушок, петушок). Вот как интересно! Оказывается, из длинных и коротких ниточек (или из долгих и коротких звуков) можно сложить знакомую мелодию!
Посмотрите, наше солнышко загрустило. Оно где-то потеряло свои лучики. Подойдите, ребята с ниточками. Положите свои нитки, как лучи, чтобы солнцу стало весело, и оно запело песню. Давайте посмотрим, какая песенка из лучиков получилась
у солнышка?
Дети пропевают ритмическую цепочку из лучиков сначала с «ТА» и «ти», а затем со словами(пе-ту-ШОК, пе-ту-ШОК)
Педагог: Молодцы, ребята! Посмотрите, я беру один длинный лучик и сворачиваю его. Получился большой кружочек. И звучит он: «ТА». А теперь я беру коротенькую нитку и тоже её сворачиваю…Что же вышло? Маленький кружочек! И звучит он: «ти»!
Педагог сворачивает в кружочки все нитки, разные по длине, и получаются разные по величине кружочки, большие и маленькие. Предлагает желающим детям взять заранее им приготовленные солнышки (это прибежали солнышкины детки), положить в середину этих кружков (соответствующего размера). Напоминает детям «имена» солнышек, предлагает выложить ритмическую цепочку попевки «Петушок», спеть «песенку солнышек» сначала с ТА и ти, затем со словами(пе-ту-ШОК, пе-ту-ШОК)
Проговорить и прохлопать весь ряд солнышек несколько раз. К большим солнышкам педагог прикладывает всю ладонь, маленьких слегка касается пальцем, одновременно пропевая «ТА» или «ти».так у детей развивается внимание, память, сообразительность.
7. Ритмическая карточка
Педагог: Внимательно посмотрите на эту карточку. Здесь изображена ритмическая цепочка какой-то песенки. Чтобы угадать – нужно проговорить и прохлопать долгие и короткие звуки.
Дети проговаривают: « ТА-ти-ти-ТА-ТА» и угадывают попевку «Лётчик». Выкладывают эту ритмическую цепочку с помощью листиков, пропевают со словами.
Карточки используются как техническое упражнение для чёткого проговаривания и запоминания. Таким образом происходит автоматизация навыков ритмического проговаривания.
8. Гусеница.
Педагог: Давайте придумаем имя гусенице (ДА-ша). Даша хочет пропеть для вас песенку, помогите ей.
Дети проговаривают и прохлопывают ритмическую цепочку и угадывают песенку «Я иду с цветами». Педагог достаёт маленькие карточки из животиков гусеницы, перемешивает их и предлагает кому-либо из детей снова выложить ритмическую цепочку этой песенки.
Это упражнение развивает внимание, наблюдательность, умение детей слышать и слушать других.
9. Пауза.
Педагог: Ребята, скажите, как называется остановка в музыке? (ответы детей) давайте договоримся, что паузу мы будем показывать так: надо развести руки в стороны.
Педагог раздаёт детям паузы и рыбки. Под весёлую музыку четверо детей бегают врассыпную по залу и с окончанием музыки быстро становятся рядом друг с другом в любом порядке. Проговаривают получившуюся ритмическую цепочку
Эта игра позволяет закрепить понятие «долгий» и «короткий» звук, «пауза». У детей вырабатывается быстрота реакции.
10. Палочки.
Педагог: Поиграем с палочками.
Дети берут по две палочки и садятся на колени по кругу.
Я еду на машине 2 раза ударить палочками по полу, 2 раза – палочкой о палочку
Дорогою прямой 2 раза – палочками по полу, 1 раз – палочкой о палочку
А столбы положить обе палочки перед соседом справа
Большие взять палочки с пола, которые положил сосед слева
Назад бегут положить обе палочки перед соседом справа
Домой взять палочки с пола, которые положил сосед слева.
Если был бы я большим, ставят палочку на палочку, меняя их местами
Ел бы торт с вареньем положить обе палочки перед соседом справа,
взять палочки, лежащие на полу
У меня бы каждый день ставить палочку на палочку
Был бы день рожденья положить перед соседом справа, взять палочки, лежащие на полу.
В этой игре развивается внимание, мышление, ловкость, координация и равновесие, умение сочетать свои действия с движениями партнёра.
11. Рефлексия.
Педагог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? Какие игры вам понравились больше всего?(ответы детей)
12. Прощание.
Педагог: Кто ребята, хочет показать, как он прощается?
Дети по желанию прощаются, пропевая фразу «До свиданья, дети» по-разному, каждый по-своему(мелодия двигается вверх, вниз, скачками, на одном звуке)
Под музыку дети выходят из зала.
Используемая литература.
- Каплунова И., Новоскольцева И.. Этот удивительный ритм. Развитие чувство ритма у детей. С.-П. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....