«ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ»
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

 

КОНСПЕКТ

доминантного музыкального занятия по формированию певческих навыков

для детей группы компенсирующей направленности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc83.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

доминантного музыкального занятия по формированию певческих навыков

для детей группы компенсирующей направленности

«ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ»

Цель: формирование певческих навыков.

Задачи: 1. Развивать певческие навыки детей:

  • формировать ритмический, звуковысотный, тембровый слух;
  • развивать умение импровизировать.                                                                                     2. Совершенствовать приёмы игры на музыкальных инструментах.

               Развивать мелкую и общую моторику.

          3.Вызывать живой интерес детей к музыкально-театрализованной деятельности, дать возможность каждому ребёнку проявить свои творческие возможности.

          4. Воспитывать коммуникативные навыки: доброжелательность, общительность.

Оснащение: 1. Вырезанные из потолочной плитки (пенопласт) облака разного силуэта: петушок, птичка, зайка, котик, козочка, фея, лягушка.

Облака с одной стороны покрашены все одинаково—голубые, а с другой стороны каждое облако имеет свой определённый цвет: петушок—красный, лягушка—зелёная, зайка—голубой, котик—оранжевый, козочка—синяя, птичка—жёлтая, фея—фиолетовая.                                                                                                               2. Музыкальные инструменты: кастаньеты, трещотки, ложки.

   Один угол зала, под потолком, оформлен, как «СТРАНА ОБЛАКОВ»---прикреплены, вырезанные из потолочной плитки, облака определённого силуэта (петушок, лягушка, козочка, зайка, птичка, фея, котик). Все облака с одной стороны (висят к детям) бело-голубого цвета. С другой стороны (дети не должны её видеть) облака имеют определённый цвет.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. 

    Дети свободно входят в зал.

Муз.рук. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем по-своему.

   Музыкальный руководитель называет имена детей (по очереди), дети исполняютсвоё приветствие: «Здравствуйте», «Доброе утро»......

Муз.рук.  А все вместе мы споём вот так....

    Музыкальный руководитель проигрывает на инструмент    приветствие,  дети поют.                                                                                                         Муз.рук.  «Здравствуйте» мы говорим неспроста:

                   Значит, здоровья желаем сполна.

                   «Доброе утро, день или вечер»--

                    Значит, будь добрым ты, человечек!

                    Если кричим всем дружно «Привет!»,

                    Пусть радостным будет весь белый свет!   (М. Панкова)

           Музыкальный руководитель проводит валеологическое музыкальное приветствие. «Здравствуй, дружочек» С.Коротаевой.

                    « Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок,

                       Ребята, вставайте со мною в кружок.

                       Руку мне дай, и я тебе дам, и будет весело нам!

 Дети берутся за руки и вместе с музыкальным руководителем строят круг.

                       Крикнем мы громко на весь белый свет:

                       Люди, ПРИВЕТ! Солнце, ПРИВЕТ!

                       Дети громко поизносят слово «привет»

                       Пташек пугать мы не станем, нет-нет!

                       Ласково скажем : «ПРИВЕТ, ПРИВЕТ!»

                       Дети ласково поют слово «привет»

Муз.рук. Я вижу, у всех чудесное настроение и самое время совершить необычное путешествие в «Страну разноцветных облаков».

                  А попасть в эту страну можно только пройдя по таинственной дороге. Каждый из вас подумает, как пойдут таинственные ноги по таинственной дороге.

                    Речевое ритмическое упражнение «По дороге»

 Дети (хором проговаривают текст) По таинственной дороге

                                                                 Шли таинственные ноги.

Муз.рук. Как они шли?

   Муз.рук.называет имя ребёнка, он говорит, как все будут двигаться. Дети дают одно из определений: шагать; бежать; прыгать на двух ногах; идти на носочках; поскоками; прямым галопом и т.д. Главное, не повторяться! 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Муз.рук. Вот мы и в «Стране цветных облаков»! Посмотрите, сколько их! И каждое облако кого-то напоминает. Присмотритесь!

                              Дети разглядывают облака.

  Я уверена, что это не простые облака. Вот, например, вот это облако.

                             Показываю облако-ПЕТУШОК.

  Оно похоже на петушка.

            Переворачиваю облако другой стороной, цветной (бледно-красное)

  Вы знаете, что петушок рано встаёт и очень звонко поёт.

                      А, чтобы звонкого голоса добиться,

                      Нужно язычок свой заставить трудиться.

  Давайте сядем удобно. (Дети садятся на модули по кругу)

    Музыкальный руководитель проводит Артикуляционную гимнастику.

  Итак.  Вот зарядка язычка:

             Влево-вправо. Раз, два!—«проткнуть» языком левую, затем правую

                                                                                                                             щёку

             Вверх-вниз, вверх-вниз.—«проткнуть» языком верхнюю губу, затем        

                                                                                                            нижнюю губу

             Язычок, не ленись!

             Губы, просыпайтесь!—«вибрато» губами

             Ротик, открывайся!—широко открыть рот

             Язычок, покажись,---покусать кончик языка

             И зубов не страшись—высовывать язык вперёд и убирать назад,

                                                     покусывая всю поверхность языка

             А зубы-то, а зубы

             Кусают даже губы—покусать нижнюю губу по всей поверхности

             Кусаются, кусаются

        И не унимаются—покусать верхнюю губу по всей поверхности

             А губы, то хохочут—поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и,

                                                                            придав лицу выражение улыбки

             То сильно обижаются.—оттопырить нижнюю губу, придав лицу

                                                                                       обиженное выражение

             То весело хохочут,---в улыбке открыть верхние губы

             То снова обижаются—оттопырить нижнюю губу

             Зубам надоело кусать—

             Стали они язык жевать.—«пожевать» язык боковыми зубами

             Язычок не лист капустный, он совсем, совсем невкусный!

             Зубки, зубки успокойтесь,

             Хорошенечко умойтесь,--провести язычком между губой и верхними

                                                                                                                       зубами

             Не сердитесь, не кусайтесь,--провести языком между губой и

                                                                                         нижними зубами

             А вместе с нами улыбайтесь!—улыбнуться.

И так язычок взбодрился, что захотел всем, кого встретит, говорить вежливые слова.

               А, чтобы вежливым быть, нужно «здравствуй» говорить

               Всем, кого б ни встретил—это знают дети.

               Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ прозвучит: «Привет! Привет!»

Голосовая игра «Вежливые слова» С.Коротаевой

Здравствуйте, ладошки!—хлопают и говорят «здра-вствуй-те»

Здравствуйте, сапожки!---топают и говорят «здра-вствуй-те»

Здравствуйте, лягушки!—квакают, раскрывая ладошки, как ротик лягушки

Здравствуйте, кукушки!—кукуют, показывая рукой положение звуков

Здравствуй, тонкий каблучок!—цокают язычком

И малышка светлячок!—на выдохе произносят «с-с-с»

Здравствуй, поросёнок!—хрюкают

И маленький телёнок!—мычат

Здравствуй, шустрый ветерок!—дуют

Звонкий детский голосок!—звенят голосами

Здравствуй, сонная ворона,--издают «скрипучий» звук (вибрато гортани)

Поезд длинный у перрона!—тянут «ту-ту-у-у-у»

Добрый день ручным часам,--тикают

Громким детским голосам!—громко кричат

Здравствуй, бурная река!—«болтают» языком

В синем небе облака!—тихо поют «а» в фальцетном режиме

Ох, и здорово получается!

Голос у вас, прямо на глазах преображается!

И Петушок загордился своим голосом и стал его всем демонстрировать.

Пальчиковая игра с пением «Пальчики здороваются» А. Иванова

Я здороваюсь везде, дома и на улице. -- И.П. Предплечья по диагонали вверх,         ладони напротив друг друга, пальцы чуть согнуты.

Даже «здравствуй» говорю,  --поочерёдно первые пальцы (большие пальцы на правой и левой руке одновременно) «здороваются» со всеми пальчиками: со 2-3-4-5-4-3-2-ми

Я соседской курице.  --Пальцы последовательно накладываются друг на друга: 2-е пальцы на 1-е, 3-и на 2-е, 4-е на 3-и, 5-е на 4-е--»курица».

Муз.рук.  И наш голос  приобрёл определённую уверенность.

Давайте продолжим наше путешествие по стране цветных облаков.

Обратите внимание вот на это облако.

               Показываю облако-ЛЯГУШКУ, не называю персонаж!

А ведь сразу и не поймёшь, на кого оно похоже. Я предлагаю познакомиться с этим облаком. А поможет мне в этом «Простая песенка», которая и подскажет, на кого похоже облако.

 Исполняю без сопровождения «Простую песенку» муз.В.Дементьева,сл. В Семернина.

1. Ты песенку послушай, как в тине-тишине,

    Жила-была лягушка с гитарой на спине.

    Хотя она умела играть не лучше всех,

    Но песенка имела всегда большой успех!

 Припев: Ква-ква! Простая песенка. Ква-ква! Всем очень нравится.

                Любит недаром песенку детский сад весёлых лягушат.

 2. Вода, как из шута, льёт дождик проливной,

     Но пляшут лягушата на кочках день-деньской.

     И жёлтые кувшинки на озере растут,

     И с песенкой-смешинкой там лилии цветут....

  Припев:......................................................

  3. У песенки хорошей немало есть друзей--

      Похлопаем в ладоши и спляшем веселей!

      Зелёная опушка, зелёная трава,

      С гитарою лягушка, весёлые слова.

 Припев:........................................................

      Исполняю без сопровождения песню. Во время исполнения припева после 1 куплета играю на кастаньетах; в припеве после 2 куплета играю на трещётке, после 3 куплета—на бубне.

  (методическое пояснение: во время исполнения песни без музыкального сопровождения дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают сами подпевать. При этом важно педагогу дать образец правильного и эмоционального пения, которому дети будут подражать.

 Подыргывание на музыкальных инструментах во время исполнения припева, даёт возможность обозначить «припев», как часть песни, и показывает приём игры на музыкальном инструменте.)

   Инструменты раскладываю на полу по кругу.

Муз.рук. Ну, конечно, ребята, вы догадались, что это облако—ЛЯГУШКА.

                  Переворачиваю облако другой стороной (зелёное)

А сейчас я всем предлагаю встать по кругу. Пока будет звучать запев песни, все весело пойдут по кругу. С остановкой все останавливаются и берут тот инструмент, рядом с которым остановились. А вот на слова припева можно подпевать и играть на своём инструменте так, как я показывала. А припев в этой песенке самый лягушачий и в нём простые слова. Какие?

                              Дети говорят слова припева.

      Под аккомпанемент исполняю песню, дети выполняют задание.

Вот и состоялось наше знакомство. А какое настроение оно у нас вызвало?

Что хотелось делать, когда звучала песня? (ответы детей)

Вот с таким хорошим, задорным, игривым, радостным настроением мы рассмотрим вот это облако. На кого оно похоже можно сразу определить без труда. Правда? Конечно же, это ЗАЙКА.

     Показываю облако и переворачиваю его цветной стороной-голубой.

                Это ЗАЙКА весельчак, хороводы водить мастак.

                Ну и мы не отстаём, свой хоровод заведём.

Ведь, хоровод—это значит, вместе ходить, водить. И мы в свой хоровод обязательно пригласим наши знакомые облака. Вспомните, с какими облаками мы уже познакомились?  (ответы детей).

Но наши друзья-облака ПЕТУШОК, ЛЯГУШКА, ЗАЙКА должны вместе с нами повторить текст. Давайте представим, как они это сделают.

ЛЯГУШКА будет проговаривать слова «квакающим» голосом.

      Дети проговаривают текст 1-го куплета «квакающим» голосом.

ЗАЙКА будет говорить отрывисто, ведь он всё время прыгает.

                             Дети выполняют задание (2-й куплет)

А вот ПЕТУШОК будет говорить очень чётко, да ещё и отбивать ритм хлопками.     (дети выполняют задание—3-й куплет)

Вот теперь можно заводить хоровод.  

                                    «Хоровод дружбы» сл., муз. И.Н.Черновой

                                       ( «Колокольчик»№39, 2007)

       1. Если за руки возьмёмся, встанем в дружный хоровод,

                Никакой на свете дождик нас водой не разольёт.

                Да-да-да, да-да-да, нас водой не разольёт.----(2 раза)

            2. Неуклюжего Медведя проучили мы не зря.

                Хорошо в лесу нам вместе, мы теперь одна семья.

                Да-да-да, да-да-да, мы теперь—одна семья.----(2 раза)

            3. Мухомор, хоть не съедобный, но большим нам другом стал.  

                В красной шапочке в горошек с нами польку танцевал.

       Да-да-да, да-да-да, с нами польку танцевал.---(2 раза)

Ребята, вы так весело водили хоровод, что не хочется его разрывать. Может быть, он нам ещё пригодится? Давайте посмотрим на это облако. Похоже. Нон решило с нами поиграть в прятки. Но мы быстро его определим, только посчитаем: «1-2-3!»

                          Переворачиваю облако—КОЗОЧКА (синего цвета)

Так вот кто это—КОЗОЧКА! А мы уже знакомы с одной игривой козочкой. Помните, где мы с ней встречались? (ответы детей)

И сейчас мы с удовольствием поиграем в игру «Козочка и пастух».

            Дети считалкой выбирают «козочку» и «пастуха».

                         Игра «Козочка и пастух» муз. О.Боромыковой, сл.Л. Квитко

Ручеёк-журчалочка, пой, пой, пой.         Дети идут по кругу, в хороводе,

Завертелась палочка, стой, стой, стой.   в конце фразы останавливаются.

Козочка копытцами брык, брык, брык.   Руки полочкой, выбрасывание ног.

Хорошо напиться бы, прыг, прыг, прыг. Руки на пояс, 3 прыжка.

Окунула мордочку, хлюп, хлюп, хлюп.  Наклониться вниз, и 3 раза  

                                                                                 повертеть головой                                                                                                                                                                                                                   

А пастух на жёрдочку туп, туп, туп.      Руки на пояс, поочерёдные притопы:

                                                                                  правой, левой, правой ногой

Достаёт он дудочку, ой, ой, ой.              «Играют» на дудочке

Уходи-ка, козочка, ты домой.                 Грозят указательным пальцем.

Коза (отвечает без музыки):  Меня домой ты не гони! А вот возьми и догони!

 Дети поднимают сцеплённые руки- «воротики» и говорят: «Раз-два-три!»--козочка выбегает из круга, а затем её начинает догонять пастушок. Надо обязательно пробегать через круг  под «воротики».

Как весело и интересно в «Стране разноцветных облаков». А вот это облако, как будто грустит, и похоже оно на кота, который скучно сидит.

                                  Показываю облако.

Надо ситуацию исправлять и котику настроение поднимать.

Давайте котику ласково пропоём. Ведь всегда приятно слышать добрые слова—Котя-котенька-коток.

 Дети сочиняют мелодию на данные слова. Исполняют свои варианты мелодии.

Я уверена, что наше облако больше не будет грустить. Ведь вы пели от души, с желанием помочь. Вот посмотрите.

                     Переворачиваю облако—КОТИК (оранжевого цвета)

Котик рыженький, оранжевый, как будто согрет вашим вниманием и песенками.

Ой, а вот это облако похоже на маленькую птичку. Она спешит рассказать вам историю про свою песенку, которую очень любила петь.

И мы тоже знакомы с этой историей. Что ж, пора её рассказать.

       Дети готовятся к исполнению музыкальной сказки.

                «Эскимосская сказка»  муз. Н. Гильчёнок. (приложение)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Муз.рук. Вы знаете, ребята, а ведь сказочная песенка пуночек долетела и до нашей «Страны разноцветных облаков». И вы заметили, что у каждого облака была своя песенка. И даже вот это облако (переворачиваю облако-ФЕЯ цветной стороной: сиреневое), похожее на добрую ФЕЮ, тоже поёт. Прислушайтесь, и вы услышите знакомую мелодию.

              Играю припев песни «Поверь в сказку». Дети называют песню.

Конечно, это песня «Поверь в сказку», которую мы споём звонким, но лёгким, как облако, голосом.

                      Песня «Поверь в сказку» сл., муз. Л.А.Старченко.

                  1. Солнечный лучик в небе играет,

                     Облако в сказку вдаль уплывает,

                      Радужный мостик откроет нам дверь,  

                      Только ты в сказку, друг мой, поверь!

 Припев: Облака, облака, вы летите, людям счастье и радость дарите.

                 Пусть поёт серебристо капель. Только в сказку, друг мой, поверь!

                2. Если захочешь чуть-чуть волшебства,

                    Вспомни из сказки простые слова.

                    Фею добра ты к себе позови,

                    Ей ты откройся, мечту назови.

  Припев:.......................................................

Вот такое удивительное путешествие мы совершили в «Страну разноцветных облаков», где нас сопровождала песня. Что ж, пора возвращаться и прощаться.

Дети прощаются, исполняя свои варианты: «До свидания», До встречи», «Прощайте».

А вот это облако с собой возьмите,

И в группе в него загляните.

Я очень хочу поблагодарить вас за старание, за то, что вы показали свои умения. И песня «Облака» В. Шаинского сейчас прозвучит для вас.

 Дети подпевают песню. Уходят из зала.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

                       ЭСКИМОССКАЯ  СКАЗКА

Действующие лица: рассказчик

                                     Пуночка-мать

                                     Птенцы Пуночки

                                     Ворон

                                     Птенцы Ворона

                                     Охотник

Рассказчик. Сейчас мы расскажем и покажем вам эскимосскую сказку  О ТОМ, КАК ЧЕЛОВЕК ПТИЧКАМ ПЕСНЮ ВЕРНУЛ. Эскимосы живут на далёком-далёком севере, где лежат глубокие снега, бушует холодная пурга и долго-долго длится суровая полярная зима. А первыми вестниками долгожданной весны становятся для эскимосов прилетающие птички-пуночки.

   Светит над тундрой солнце, сверкают снега. А пуночки собирают корм на первых проталинах, порхают и поют свою короткую радостную песенку—будто весеннее приветствие людям.

    Сказка рассказывает о том, что в одном уютном гнездышке жили маленькие пуночки. Пуночка-мать каждый день летала за добычей, а птенчики сидели в гнёздышке. Только покажется солнышко, начинает Пуночка петь.

                    Солнце, землю лучами согрей, чтобы пуночкам весело было,

                     Чтобы пуночка в гнёздышко детям скорей

                      И личинок, и мошек носила!

(вместе с птенцами) А-я-гу-на-ля-ля! А-я-гу-на-ля-ля!

                     (Пуночка улетает)

Рассказчик. Песенка пуночек слышна далеко-далеко. Услыхал её и чёрный Ворон.

                   (Ворон подлетает к птенчикам)

Ворон. Как хорошо вы поёте! Спойте-ка ещё раз, да погромче!

                   (пуночки поют ещё раз припев)

Птенчики. А-я-гу-на-ля-ля! А-я-гу-на-ля-ля!

Ворон (поёт) А-я-гу-на-кар-кар! А-я-гу-на-кар-кар!  (улетает)

Рассказчик. Тут схватил ворон песенку клювом, вырвал её у пуночек и полетел в своё гнездо, на скалы. Прилетел Ворон к себе и запел.

                Солнце, землю лучами согрей, чтобы мыши из нор выбегали,

                 Чтобы вороны в гнёзда для чёрных детей

                  Поскорее добычу таскали!

                  А-я-гу-на-кар-кар!

                  (вместе с воронятами)

                   А-я-гу-на-кар-кар!   (улетает)

Рассказчик. И вот прилетела к своему гнезду Пуночка-мать.

(Пуночка прилетает) Видит—малыши-птенчики горько плачут.

Пуночка. О чём вы плачете, дети? Кто вас обидел?

Птенцы. Хитрый Ворон отнял у нас песенку!

Пуночка. Как жалко! А куда же он улетел?

Птенцы. Вон в ту сторону, где скалы над морем!

Пуночка. Не плачьте! Я позову на помощь человека с луком. Он нам поможет! (улетает)

Рассказчик. Полетела Пуночка к Охотнику. Села около его землянки и смотрит на дверь.

Охотник. Зачем ты прилетела ко мне, маленькая Пуночка?

Пуночка. Добрый человек! Ты всё умеешь: помоги нам! Ворон отнял у нас песенку!

Охотник. Хороша ваша песенка! Я так любил слушать её по утрам! Укажи мне, куда улетел Ворон?

Пуночка. Вон его гнездо—над морем, на серой скале!

Рассказчик. Взял Охотник лук и отправился к скалам. Следом за ним полетела и Пуночка.

Ворон (поёт) А-я-гу-на-кар-кар! А-я-гу-на-кар-кар!

Охотник. Вот я тебя проучу, старый крикун! (выпускает стрелу)

Рассказчик. Полетела стрела и унесла песенку прямо с кончика вороньего языка.

                      С тех пор и стал Ворон совсем безголосым: петь не умеет, только каркает.

     А песенка стала падать со скалы в море; Пуночка подхватила её на лету и понесла в гнездо, к своим птенчикам. Чуть покажется утреннее солнышко, пуночки распевают.

                (Пуночки хором)

                 Солнце, землю лучами согрей, чтобы пуночкам весело было,

                  Чтобы пуночка в гнездышко детям скорей

                   И личинок, и мошек носила.

                   А-я-гу-на-ля-ля! А-я-гу-на-ля-ля!

 (Охотник, помахав на прощание пуночкам, удаляетс\. Восхдит солнце.)

Рассказчик. Так поют пуночки и вспоминают доброго охотника, вернувшего им песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

летнее развлечение для ст. гр. "по дороге с облаками" 2013г.

летом стараемся с фируком делать развлечения без сильной подготовки. вот одно из таких развлечений....

НОД в средней группе Тема: « По дороге с облаками»

Вашему вниманию предлагается занятие в средней группе Тема: « По дороге с облаками»  по Коммуникации....

По дороге с облаками

Конспект итогового занятия с элементами художественногог творчества и опытной деятельности....

Тема: «По дороге с облаками» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельности

Цель: создание социальной ситуации  развития в процессе  познавательно- исследовательской деятельностиЗадачи:создать условия для развития познавательного интереса об облаках (познавательное ...

Занятие по развитию эмоционально- волевой сферы в старшей группе «По дороге с облаками»

Дошкольное детство - трудный период в жизни ребенка. В старшем дошкольном возрасте  у детей активно формируется эмоционально- волевая сфера. Данный конспект занятия поможет  дошкольникам рас...

Развлечение с детьми старшей группы "По дороге с облаками"

Данное развлечение напрвлено на социально-эмоциональное развитие детей с использованием известного советского мультфильма "По дороге с облаками"....

Конспект развлечения "По дороге с облаками"

Развлечение "По дороге с облаками" было проведено с детьми 3-5 лет с интеллектуальной недостаточностью и их родителями в рамках проекта "Разноцветный мир"...