Мастер-класс для педагогов и родителей "Игры "В ладошки"
учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа)

Игры  «В ладошки» - это игровые упражнения, которые, развивая мелкие мышцы  рук, способствуют развитию чувства ритма, памяти, внимания, координации движений, правильного темпа и ритма речи. Для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladoshki.docx29.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры  «В ладошки»

    Игры  «В ладошки» - это игровые упражнения, которые, развивая мелкие мышцы  рук, способствуют развитию чувства ритма, памяти, внимания, координации движений, правильного темпа и ритма речи. Кроме того развивается умение чувствовать и подстраиваться под партнера, умение соблюдать правила (если не соблюдать правила,  то игры не получится).

    Как правило, «В ладошки» играют двое, стоя или сидя друг напротив друга. Но возможны варианты, когда, играют одновременно несколько пар (чаще всего стоя по кругу). Тогда играющие  во время игры могут менять своих  партнеров,  или игра может закончиться сменой партнера.  Также игры могут заканчиваться «догонялками» или плавно переходить в подвижную игру. Что же представляют собой игры «В ладошки»? Это хлопки в свои ладоши или ладоши партнера, шлепки по своему телу или телу партнера с одновременным произнесением стихотворного текста, именно стихотворного, чтобы чувствовался темп и ритм. Когда дети хорошо выучили игру можно добавить музыкальное сопровождение. Это может быть детская музыка в двудольном ритме (например, польки, народные мелодии).  Задача педагога подобрать музыку, чтобы подходила под текст. 

       Движения — хлопки и шлепки —  производятся строго в соответствии с темпом и ритмом речи. Тексты игр «В ладошки» нужно произносить ритмично или даже нараспев. Игры «В ладошки» можно проводить и под музыкальное сопровождение, тогда тексты нужно не проговаривать, а петь. Если к игре нет специального музыкального сопровождения, то слова можно напевать на любой знакомый вам и подходящий к тексту мотив.  Например, игра «Огород». Слова к ней отлично ложатся на русскую народную мелодию «Ах, вы сени, мои сени».

            Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью и эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Музыка усиливает эмоциональные впечатления.

       В зависимости от варианта игры, в игры «В ладошки» можно играть на занятиях, дома,  на улице во время прогулки, в транспорте, и даже во время детского праздника можно организовать общую игру «В ладошки».

    Вот некоторые примеры таких игр. Когда игра выучена хорошо с простыми хлопками, можно движения усложнять – добавить шлепки, притопы, повороты и т.д. Дети сами с радостью сами  придумывают новые движения.

 «Падишах»

   Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом  по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.

На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

Ох  руки перекрещиваются на груди, Ах а потом – хлопок по бедрам

Жил великий падишах (далее движения повторяются)

ОХ- ,  АХ.

Захотелось падишаху

Оху- Аху

Съесть большую черепаху 

Оху-  Аху.

Но большая черепаха 

Оха-  Аха

Укусила падишаха 

Оха-  Аха.

  «Кони-кони» 

     Двое играющих становятся друг против друга. Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и снова ладони вместе. Опять же важно что бы хлопки совпадали с ритмом текста

Кони-кони-кони

Сидели на балконе

Чай пили, в ложки били

По-турецки говорили

- Чаби, челяби,

   Челяби, чаби, чаби.

Мы набрали в рот воды

И сказали всем замри

А кто первый отомрет

Тот получит шишку в лоб.

На последних словах игроки замирают. Нельзя двигаться, шевелить пальцами рук, ног, перекатывать язык во рту. Кто первый пошевелился, тот и проиграл.

Игра очень полезна для детей с повышенной подвижностью, синкинезиями.

Огород

Ритмично хлопать в ладоши: сначала хлопнуть в свои ладоши прямо перед собой, согнув руки в локтях, далее хлопнуть своей правой ладошкой в правую ладошку партнера, вытянув руку вперед, во время хлопка пальцы должны быть направлены вверх, затем опять хлопнуть в свои ладоши, а потом  хлопнуть своей левой ладошкой в левую ладошку партнера, вытянув руку вперед. И так далее.

Мы имеем огород

И растим на нем укроп,

Помидоры и салат…

Огород наш – просто клад! –

Есть петрушка и фасоль,

Огурцы, редис, морковь,

 Кабачки и патиссоны,

 Свекла, редька, лук зеленый,

И, конечно же, цуккини,

И арбуз, и даже дыни…

Все, что можно, посадили?

(развести руками в стороны)

Ничего не пропустили?

(Громова О.Н.)

Танец с кошкой

Ритмично хлопать в ладоши, как описано в предыдущем упражнении.

  Кошка замуж выходила,

Нас на свадьбу пригласила.

Мы станцуем танец с ней,

 Чтоб порадовать гостей.

(Громова О.Н.)

Улитка

Ритмично хлопать в ладоши, как описано в предыдущем упражнении.

Улитка – раз, улитка – два…

Ползет по стебельку она.

Улитка – раз, улитка – два…

Ползет так медленно она.

(развести руками, удивляясь)

А почему?

(погрозить указательным пальцем)

— Да потому…

(опять ритмично хлопать в ладоши)

— С собою носит все она:  

И шкаф, и стулья,

и кровать,

Чтобы в пути прилечь поспать,

И стол,

Чтобы накрыть его,

Чтоб причесаться —

 Зеркало,

Для красоты –

Горшок с цветком,

Ну, во общем, —

На спине весь дом!

(Громова О.Н.)

  Птичья столовая  

Птичий домик, птичий домик

Нам сосед вчера принес!

Мы повесим этот домик

Между двух сестер-берез.

В этой маленькой столовой

Будет полочка полна.

Здесь воды прозрачной вдоволь,

Вдоволь крошек и зерна.

Птичьи вкусы и привычки

Хорошо знакомы нам.

Прилетайте в гости, птички,

Рады будем мы друзьям.

(Сайма Соопарт.  Перевод с эстонского)

Особенность этой игры «В ладушки-ладошки» в том, что она является игрой по кругу.  Играют двое, но пары играющих строятся в круг. Ритмично проговаривая стихотворение, дети ритмично выполняют хлопки в ладоши друг друга: на «1» — хлопок в свои ладоши прямо перед собой, «2» — хлопок в правую ладошку партнера своей правой ладошкой, вытянув руку вперед, «3» — опять хлопок в свои ладоши, «4» — хлопок левой ладошкой по левой ладошке партнера, вытянув руку вперед и так далее. С окончанием стихотворного текста дети, помахав руками, как крыльями меняются парами по кругу. Для этого дети, составляющие внешний круг перебегают на место соседа справа. Меняться местами можно и по-другому. Например, переход выполняют дети, составляющие внутренний круг, или дети меняются местами, «разлетевшись врассыпную», а затем опять собравшись в два концентрических круга, но, образовав пару с новым партнером, или как еще вы придумаете. Поменявшись парами, дети начинают игру сначала с новым партнером.

Голубки

     Игра, как и предыдущая, проводится по кругу. На первые две строчки стихотворного текста русской народной потешки дети  машут руками, как крыльями, согнув руки в локтях.

Прилетели голубки

На зеленые лужки,

(Играют « В ладошки»)

Они пили, они ели,

Возле берега сидели,

(Машут руками, как крыльями, и все делают шаг вправо, меняясь партнерами. Далее играют «В ладошки» уже с новым партнером, произнося слова)

Напились в холодке,

Унеслись

По реке.

Шу! 

На «Шу!» дети машут руками, как крыльями, и опять перемещаются вправо, но теперь на три шага, меняя партнера. Игра повторяется с самого начала.

Ничевоки 

На первую и вторую строчку  стихотворения дети играют в ладошки, хлопая один раз в свои ладоши перед собой, затем ладошкой правой руки по правой ладошке партнера, опять в свои ладоши и левой ладошкой о левую ладошку партнера; повторяют хлопки с начала.  На остальные строчки первого куплета бьют два раза в свои ладошки, а затем два раза в ладошки партнера, вытянув вперед руки, опять в свои ладошки два раза и так далее. В конце куплета надувают свои щеки воздухом и хлопают своими ладошками по своим щекам, чтобы воздух изо рта вышел  со звуком.

      Затем дети произносят строки второго куплета и повторяют движения, которые делали ранее. В конце второго куплета складывают обе руки ладошками и подкладывают под голову с правой стороны, наклонив голову вправо, как будто засыпают.

      Затем дети произносят слова третьего куплета, выполняя все те же движения. В конце стихотворения прижимают указательный палец к губам и произносят «Тс-с-с..».

Чики-воки, чики-воки,

Жили-были Ничевоки –

Ничего

Не говорили,

И не ели, и не пили,

Только дулись,

Дулись,

Дулись…

 ***

Но потом вдруг улыбнулись,

И на маму поглядели,

И попили.

И поели,

Над собой

Похохотали,

Да и спать легли.

Устали.

*** 

Чики-воки, чики-воки,

Засыпают Ничевоки.

Тише, тише, не шумите,

Ничевок не разбудите…

Тс-с-с…

                                (Нина Пикулева)

     Когда игра будет освоена, усложните ее другими вариантами хлопков. Например, делайте хлопки не прямо двумя руками «ладоши в ладоши»  партнера, а сначала правую руку поверните ладонью вверх, подставляя под удар партнера, а левой ударьте по подставленной правой ладошке партнера; затем поверните левую руку ладонью вверх, подставляя под удар партнера, а сами ударьте правой ладонью по подставленной левой ладошке партнера. И так далее. То есть нужно вытянуть вперед одновременно обе руки, одну из них ладонью вверх, а другую для хлопка по ладони.

Запасливая белка 

   Играть в ладошки: хлопнуть в свои ладоши, правой рукой по правой ладошке партнера, вытянув руку вперед, опять в свои ладоши, левой рукой по левой ладошке партнера, вытянув вперед левую руку, опять в свои ладоши и так далее.

Рыжая белочка с рыжим хвостом

Маленький рыжик нашла под кустом. 

Вытянуть обе руки вперед: правую повернуть ладонью вверх, а левой выполнять ритмичные хлопки по вытянутой правой руке партнера.

Маленький рыжик она засолила,

Теперь наоборот, то есть поменять руки ролями: Держать левую руку ладонью вверх, а правой ладошкой ударять по подставленной ладошке партнера.

В банку большую его положила.

Выполнять ритмичные хлопки: сначала, вытянув вперед обе руки, выпрямив ладошки, пальцы вверх, хлопнуть в обе ладошки партнера, затем в свои ладоши прямо перед собой, потом опять в ладоши партнера и так далее.

Белке теперь не страшны холода:

Есть у нее на всю зиму еда.

                              (Л.Венгер)

Капли играли в прятки

Капли играли в прятки.

(Хлопок в свои ладоши прямо перед собой, правой рукой по правой руке партнера, опять в свои ладоши и левой рукой по левой руке партнера._

 Капли ныряли в грядки,

(Хлопок в свои ладоши прямо перед собой, по своим плечам скрестив руки накрест, то есть правой ладонью по левому плечу, а левой ладонью по правому плечу, затем опять хлопок в свои ладоши прямо перед собой, шлепок по своим коленям, опустив руки вниз: правой рукой по правому колену, а левой рукой – по левому колену.)

В клумбы,

 (хлопок в свои ладоши прямо перед собой)

Ручьи и лужи.

(шлепок по коленям, опустив руки вниз, хлопок в свои ладоши прямо перед собой)

Все исчезали тут же.

(обхватить себя руками и покружиться вокруг себя)

Капли летели над лесом.

/хлопок в свои ладоши прямо перед собой, хлопок двумя ладошами в ладоши партнера – пальцы вверх, хлопок в свои ладоши прямо перед собой, хлопок правой рукой по правой ладони партнера, подняв руку вверх/

Прятались под навесом

/повторить, но левой рукой/

Мокрых веселых листьев,

(Хлопок в свои ладоши над головой, шлепок по своим плечам руками накрест, шлепок по бокам, опустив руки вниз, хлопок в свои ладоши прямо перед собой.)

В дуплах и норах лисьих.

(Хлопок в свои ладоши прямо перед собой, затем правой рукой схватить левую ладонь партнера – «спрятать» в свою, как будто капли прячутся в нору, а свою левую руку протянуть партнеру, чтобы он сделал то же самое.)

В норах крота и мышки,

(хлопок в свои ладоши прямо перед собой и левой рукой схватить правую руку партнера – «спрятать»)

В старой берлоге мишки.

(то же самое, но правой рукой схватить левую руку партнера)

Звонкие капли-дождинки

(хлопать левой ладонью по подставленной правой ладошке партнера)

Прыгали вдоль тропинки.

(поменять руки ролями)

Прятали их травинки.

Прятал в иголках ежик.

(быстро «прятать» то правую руку в левой, то левую руку в правой)

Капли играли в дождик.

лопок в свои ладоши прямо перед собой, затем двумя ладошками по двум подставленным ладошкам партнера, вытянув руки вперед – пальцы вверх, опять хлопок в свои ладоши.)

                  (Н. Юркова)

Тяпы-ляпы

 (Хлопать в ладоши: в свои прямо перед собой, затем правой ладонью по правой ладони партнера, выставив руку вперед, пальцы вверх; далее опять в свои ладошки прямо перед собой, а потом левой ладонью по левой ладони партнера, вытянув левую руку вперед, пальцы вверх. И так далее.)

По дороге в Тяпы-Ляпы

Шли гуськом четыре шляпы.

(Один партнер подставляет обе ладошки для ударов, вытягивая руки вперед ладонями вверх, а другой быстро ритмично хлопает по подставленным ладошками своими ладонями.)

Шляпу старую с пером

(Меняются ролями: теперь первый партнер хлопает по подставленным ладошкам.)

Звали дедушкой Петром.

(Опять смена ролей. И так далее)

Шляпу с ленточкою синей

Звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой

Звали внучкой Леночкой.

Ну, а шляпу с козырьком

Звали внуком Игорьком.

(Опять играть в ладошки, то есть выполнять поочередные хлопки то в свои ладоши прямо перед собой, то в ладонь партнера, как в начале игры.)

Тяпы-Ляпы – это дача.

Есть у шляп одна задача:

Дождик ночью прошумел.

В огороде уйма дел.

(Далее выполнять хлопки, меняя положение рук на каждое слово: «И» — левую ладошку подставить для шлепка по ней партнеру, а правой рукой одновременно шлепнуть по подставленной руке партнера; «спешат» — поставить под шлепок партнера правую руку, а левой одновременно шлепнуть по подставленной правой руке партнера; «четыре»- подставить под шлепок левую ладошку, а правой шлепнуть по подставленной ладошке; «шляпы» — подставить под шлепок правую ладошку, а шлепнуть левой по подставленной правой. И так далее.)

И спешат четыре шляпы

Лук полоть, картошку тяпать.

(Два хлопка в свои ладоши прямо перед собой, а затем два хлопка в ладоши партьера прямо перед собой, пальцы — вверх.)

Вот пришли, передохнули.

Разом тяпками взмахнули.

Вскоре каждая из шляп

Стала тяпать:

(Три шлепка друг другу в ладоши, пальцы – вверх)

Тяп-тяп-тяп!

                         (Валентина Кудрявцева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ ВМЕСТЕ «ЛЕБЕДИ»

Программное содержание:1.Укрепление сотрудничества между детским садом и семьей.2.Обучение родителей совместной продуктивной деятельности с ребенком.3Совершенствование коммуникативных навыков всех уча...

Мастер – класс для родителей на тему: «Веселые ладошки»

Объяснение материала о нетрадиционной технике рисования...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект мастер-класса по тестопластике "Десять пальцев, две ладошки поработаем немножко!" для родителей и детей второй группы

Этот мастер - класс проводился совместно с детьми и родителями, где родители и дети получали положительные эмоции от совместной деятельности, а также учились разнообразным приемам и методам в работе с...

Мастер-класс для родителей «Крошка — «Велькрошка» — умная ладошка»

Цель: Формирование у родителей представлений о конструкторе и особенностях его использования для развития детей раннего возраста.Задачи: Познакомить с конструктором и вариантами его использования...

Мастер-класс для семейного досуга "Цветок на ладошке"

День матери – праздник всех женщин, любящих своих детей преданной любовью и положивших все силы на их воспитание. Вот такой подарок для мам я предлагаю вам изготовить с ребенком в виде поздравит...

Мастер класс "Открытка на День Матери с ладошками и цветами"

Открытка на День Матери с ладошками и цветами  Прекрасная  открытка на День Матери выполняется в виде распахнутых детских ладошек. Обводим ладошку и по шаблону, вырезаем ладошку на сгиб...