Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребнлстями
консультация по музыке

Искандарян Кристина Аркадьевна
Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Многолетний опыт работы с такими детьми показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии. Вот что необходимо преодолеть педагогу, который работает с детьми коррекционных групп. - непроизвольность движений; - боязнь нового места, общения или отсутствия речи; - замкнутость нарушения или отсутствия речи; - замкнутость, неактивность детей; - неустойчивое внимание; - слабая музыкальная память; - интонационная невыразительность; - аритмичность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_muzykalnogo_razvitiya_dlya_detey_s_ovz.docx18.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыкального развития для детей с особыми образовательными потребностями

            Система музыкальных  занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие  музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Многолетний опыт работы с такими детьми показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии. Вот что необходимо преодолеть педагогу, который работает с детьми коррекционных групп.    

             - непроизвольность движений;

             - боязнь нового места, общения или отсутствия речи;

             - замкнутость нарушения или отсутствия речи;

            - замкнутость, неактивность детей;

            - неустойчивое внимание;

           - слабая музыкальная память;

           - интонационная невыразительность;

           - аритмичность;

Что же дают занятия музыкой особенным детям?

              Через музыку, песни, танцы, игры дети активно учатся новому  в интересной и доступной для них форме. Но есть еще один, пожалуй, самый важный момент в занятиях музыкальной деятельности – это возможность социализации. Родителям жизненно необходимо увидеть успех этих ребят, поверить в их возможности. И музыка позволяет создать эту ситуацию успеха. Для особенных детей музыка, как правило, является сверхценным интересом и одна из возможных причин такой притягательности музыки – это отсутствие необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с ОВЗ. Другая причина заключается в том, что музыка – это тропинка в мир чувств  и эмоций. Музыка также может служить особенному ребенку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, средством выразить себя на доступном ему уровне.

                  Необходимым условием успешности работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоций.

                    На музыкально – коррекционных занятиях мы не ставим себе целью развитие у детей с ОВЗ музыкальных способностей и овладение ими навыками музыкально – практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение значимых для жизни ребенка проблем развитие эмоциональной сферы личности; стимулирование  собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка; развитие и коррекцию психических процессов, моторики; формирование произвольной регуляции поведения.

                     Мы осознаем важность и эффективность индивидуальных занятий, но и групповые формы музыкально – коррекционных занятий имеют ряд преимуществ.

                   - возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей;

                    - приобретение ими коммуникативных  навыков;

                    - развитие волевых усилий;

                    - феномен «эмоционального заражения»;

                   - приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;

                    - можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребенка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.

                     Для достижения оптимальных результатов на групповых музыкальных психокоррекционных занятиях целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме.

  1. Приветствие.
  2. Ритмическая разминка.
  3. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.
  4. Пение.
  5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
  6. Танцы, хороводы.
  7. Коммуникативные,  ритмические игры и игры по правилам.

                    Особая специфика занятий состоит в следующем:

                   - структура проведения занятий вариативна в различных группах;

                   - один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своем индивидуальном темпе смогли его усвоить;

                    - музыкальный материал частично дублируется в разных  группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своем развитии.

                     Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в пространстве, сотрудничать, снижается психоэмоциональное напряжение. Любой ребенок нуждается в радости. Его пребывание на занятиях нужно сделать интересным. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игра.  Использование игровых приемов во время занятия способствует поддержанию интереса, удерживает внимание ребенка. Наибольший эффект в работе с детьми дают музыкальные развивающие игры (игры под пение, игры с музыкальными инструментами, сюжетные и бессюжетные). Ценность игр:

                 - являются эффективной формой психологического переключения во время занятий;

                 - дают детям возможность ощущать и управлять своим телом;

                 - развивают двигательные способности памяти, речевое интонирование, чувство ритма;

                 - учат бережно относиться к другим детям, помогать друг другу и сотрудничать;

                   Предлагаю поиграть в развивающие игры, которые понравятся нашим воспитанникам!

                                                КАЧАЮЩИЕСЯ ОБРУЧИ

Главная цель:                   Развитие умения распределять роли и предметы.

Дополнительные цели:  Совершенствование контроля за движениями и умение удерживать

                                                 Равновесие в сидячем положении. Развитие умения слушать.

Что понадобится:                 Обручи для каждой пары участников. Портативный синтезатор или

                                                   аудиозапись «качающейся» танцевальной музыки

Количество участников:      От 4 до 10.

Основной вариант:               Участники, разделившись на пары, садятся на пол лицом друг к другу.

                                                    У каждой пары обруч. Когда зазвучит музыка, пары, держась за обруч с

                                                     Противоположных сторон, начинают раскачиваться вперед – назад.

                                                      Когда музыка смолкает, движение прекращается.

Замечания:                                 Можно выбирать разные положения, сидя, и каждому участнику

                                                       Нужно помочь найти наиболее удобное для него.

Другие варианты:                    Темп музыки и раскачиваний можно изменять. Раскачиваться

                                                      участники  могут не только вперед – назад  но и из стороны в сторону.

       

                                               «СПЯЩИЙ» БУБЕН

Главная цель:                            Формирование контроля за движениями и развитие способности

                                                       Концентрировать внимание.

Дополнительные цели:           Развитие сотрудничества в группе. Развитие чувства ответственности.

Что понадобится:                      Один бубен с тарелочками.

Количество участников:          От 3 до 10.

Основной вариант:                   Группа садится в круг. Ведущий очень осторожно берет бубен и

                                                        Бесшумно передает его своему соседу. Так участники передают

                                                        «спящий» бубен по кругу, стараясь делать это как можно тише.

Замечания:                                   Ведущий может побуждать участников следить за движением бубна,

                                                         а  не просто ждать  своей очереди.

Другие варианты:                       Направление, в котором передается бубен, можно изменять в

                                                         любой момент. Можно использовать другие музыкальные

                                                         инструменты, такие, как маракас или любая погремушка.

                                                         Можно передавать два музыкальных инструмента одновременно.

                                                    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРУЧИ

Главная цель:                            Развитие умения слушать.

Дополнительные цели:       Повышение скорости реакции. Побуждение к

                                                     сотрудничеству в группе.

Что понадобится:                  Обручи, по одному для каждого участника. Портативный

                                                    синтезатор или музыкальная аудиозапись.

Количество участников:        От 3 до 10 лет.

Основной вариант:                  Ведущий раскладывает обручи на полу в большой комнате. Как

                                                      только начинает звучать музыка, участники начинают  ходить,

                                                      танцевать или прыгать вокруг обручей. Как только музыка смолкает,

                                                      каждый находит себе обруч и встает в него.

Замечания:                                Участникам не следует вставать в обруч, пока звучит музыка.

                                                      Ведущему следует продлевать паузу настолько, чтобы у каждого

                                                      Участника было время найти себе обруч  до того, как музыка зазвучит

                                                      вновь.

                                                      Можно не раскладывать обруч по всей комнате, а расположить их в

                                                       ее центре. Вместо обручей можно использовать небольшие коврики

                                                       или лоскуты.

                                                        Число обручей может равняться половине числа участников в

                                                         каждом обруче оказывается по два участника.

Другие варианты:                       Если расположить обручи вплотную друг к другу, каждый участник

                                                         Сможет вставать в два разных обруча (или наступать на место их

                                                          касания).

                                                          Можно использовать три обруча разных цветов, подобрав к ним

                                                          косынки  (или лоскуты) соответствующих цветов. Танцуя, участники

                                                          размахивают косынками, а когда музыка смолкает, каждый находит

                                                          обруч по цвету своей косынки.

Используемая литература:

  1. Королькова Е. А Музыкальное занятие как средство  коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Бин Д,  Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. – изд. Теревинф, 2007.

     

                                                       

 

                                     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.

Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ...

Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике

«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психи...

Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями

В последние годы по отечественной статистике отмечается большой рост числа детей с задержкой психического развития. ЗПР относиться к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе ...

Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П...

Значение музыкального развития для детей с особенными образовательными потребностями

Чем для особенных детей является музыка,специфика занятий....

Развитие сенсорных способностей в игре детей дошкольного возраста, а также детей с особыми образовательными потребностями.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.Система, направленная на восприятие окружающего мира, называе...

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...