Музыкальное занятие "Донской композитор С. А. Халаимов"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Занятие создано на осонове материалов о Донских композиторах, знакомит дошкольников старшего возраста с их творчеством.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 454.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад комбинированного типа со статусом казачий
№7 «Солнышко»
Конспект музыкального занятия
«Донской композитор С. А. Халаимов»
(подготовительная группа)
Автор:
Музыкальный руководитель высшей категории
Свинарева Е. П.
г. Белая Калитва
2025г.
Музыкальное занятие в подготовительной группе
«Донской композитор С. А. Халаимов»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Знакомство с музыкальным творчеством Донского композитора С.А. Халаимова.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к музыке донских композиторов;
- формировать элементарные представления о музыке донских композиторов;
- учить понимать характер музыки;
-обучать передавать игрой на музыкальных инструментах ритм музыки, добиваться слаженности исполнения;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к музыке донских композиторов;
- развивать мелодическое и ритмическое восприятие музыки С. Халаимова в песне «А у нас на Дону» на слова Е. Кондратьевой;
- развивать координацию движений, творческие способности, умение передавать картины музыки движениями пластики;
-различать звучание и называть музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано, колокольчики, баян, балалайка.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине;
- воспитывать любовь к музыке, понимание высокого искусства красоты как средства развития эстетической культуры;
- формировать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Планируемый результат: Дети обобщают полученные ранее знания о музыкальных инструментах, совершенствуют умение использовать в речи описательные прилагательные, передают характер музыки с помощью движений, мимики.
Индивидуальная работа: помощь затрудняющимся детям в извлечении звука на треугольниках и барабане.
Пособия, атрибуты, дидактический материал: Мультимедийный проектор, инструменты детского шумового оркестра: треугольники, колокольчики большие, ложки, барабаны; музыкальные инструменты: скрипка, баян, балалайка; аудиозаписи или нотный материал произведений С.А. Халаимова.
Литература:
- Конспект музыкального занятия «Музыкальная гостиная-музыка Донских композиторов» Музыкальный руководитель Гугуева Г.Н.
- Приложение к программе по учебной дисциплине «Музыкальная литература» (региональный компонент) Творчество Донских композиторов: обзор и краткие биографические очерки» составитель: преподаватель высшей категории МБУ ДО г. Шахты «Школа искусств» СП ЦИ им. С.В. Рахманинова Е.В. Переяслова; куратор: заместитель директлра по учебно-воспитательной работе Н.А. Топольскова.
- Статья «Музыка ростовских композиторов для детей» Кудряков А.Ю. МАОУ «Лицей №33»; Митасова В.В. учитель музыки МБОУ «Лицей №33»
Ход занятия
1 часть.
(Дети входят в зал, подходят к музыкальному руководителю).(Слайд 1).
Музыкальный руководитель:
Тихо- тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде –
Разноцветном, расписном!
И раздвинулись, вдруг, стены –
Вся земля видна вокруг…
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлют лес и луг…
Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И зовет нас за собой!
Тихо – тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде –
Разноцветном, расписном! (Поэт М.Геллер).
(пропевает по нисходящему трезвучию): Здравствуйте дети!
Дети: (пропевают по нисходящему трезвучию) Здравствуйте, Елена Петровна.
Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами познакомимся с донским композитором. Вначале я расскажу небольшую историю.
(Слайд 2). Давным – давно, на необъятных просторах Дона появились вольные люди, вы наверное догадываетесь как их называют? (Дети: Казаки). Казаки славились не только военной доблестью и умением вести хозяйство. Среди них всегда были и есть настоящие таланты: посмотрите пожалуйста на экран и вы увидите какими талантами гордится Донская земля!
Дети: (Слайд 3). Стихи пишут (дети договаривают) поэты, картины создают (дети договаривают) художники, музыканты исполняют (дети договаривают) музыку, а сочиняют музыку и записывают ноты (дети договаривают) композиторы.
2 часть.
В настоящее время Ростовская композиторская организация насчитывает 17 композиторов. Сегодня мы познакомимся с творчеством современного композитора, который пишет музыку о донском крае, его природе, своей малой Родине.
(Слайд 4). Сергей Анатольевич Халаимов родился 8 февраля 1965 года в городе Ростове-на-Дону. Музыку сочиняет с детства. Первое музыкальное произведение сочинил в 8-милетнем возрасте. В 1979 году окончил Детскую музыкальную школу им. Римского-Корсакова (г. Ростов-на-Дону), а вот на каком инструменте учился играть маленький Серёжа вы узнаете посмотрев на экран…(Слайд 5). Вы знаете этот инструмент?
Дети: Скрипка!
Музыкальный руководитель: Среди сочинений композитора много произведений для детей и взрослых. Сейчас мы прослушаем пьесу Сергея Халаимова и я думаю вы сразу узнаете кто гуляет по лесу?
Слушание пьесы аудиозапись или исполнение музыкальным руководителем «Мишка ходит по лесу»
Музыкальный руководитель: Вы узнали какой зверь гуляет?
Дети: Медведь. (Слайд 6)
Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру?
Дети: Музыка тяжелая, неторопливая, серьезная.
Музыкальный руководитель: Какие звуки помогли вам узнать зверя?
Дети: Низкие звуки, медленные подсказали.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете это детская пьеса или взрослая?
Дети: Детская Пьеса.
Музыкальный руководитель: Вашему вниманию еще одно произведение Донского композитора Сергея Халаимова.
Слушание пьесы аудиозапись или исполнение музыкальным руководителем «Танец с грустинкой»
Музыкальный руководитель: А это произведение для детей или для взрослых?
Дети: Для взрослых.
Музыкальный руководитель: Какая музыка по настроению?
Дети: Немного грустная, быстрая, прыгающая.
Музыкальный руководитель: Я открою вам секрет, пьеса называется «Танец с грустинкой», вот поэтому музыка немного грустная. (Слайд 6)
Музыкальный руководитель: А еще композитор Сергей Халаимов на стихи поэта Елены Кондратьевой написал песню «А у нас на Дону», предлагаю вашему вниманию. (Слайд 7). (1-й куплет и припев дети слушают сидя, 2-й куплет музыкальный руководитель предлагает детям выполнить танцевальные движения соответствующие характеру песни, с окончанием песни садятся на стульчики).
Музыкальный руководитель: Ребята, какое настроение у этой песни? О чем поется?
Ответы детей: Песня напевная, спокойная, неторопливая, мелодичная, плавная. В песне рассказывается о реке Дон, о Родине, о традиции казаков встречать гостей хлебом-солью, о храмах с золотыми купалами.
Музыкальный руководитель: Замечательно, ребята! Предлагаю послушать отрывок песни и услышать какие инструменты исполняют её? А помогут вам вот эти инструменты.( на 1 столике разложены детские музыкальные инструменты: баян, балалайка, колокольчики большие, треугольник)
(Прослушав вступление, дети называют музыкальные инструменты прозвучавшие в песне)
Дети: Колокола, баян, треугольник, барабаны, балалайка.
Музыкальный руководитель: Можно украсить песню нашими инструментами, я вам буду помогать дирижером выступать, когда каким инструментам играть. (на 2 столике колокольчики, треугольники, барабаны, ложки)
Слушают и играют на ДМИ вступление к песне аудиозапись.
Музыкальный руководитель: Хороший получился оркестр, настоящие донские музыканты! Вам понравилась песня, давайте разучим припев?
Чтобы вам было легче петь, мы просольмизируем текст. Сядьте прямо, спиной касаясь спинки стула, руки положите на колени, освободите грудную клетку.
(Выполняется сольмизация. Сольмизация в музыке — способ распева мелодий с помощью условных слогов).
Упражнение «Эхо» - музыкальный руководитель поёт строчку, дети повторяют. А у нас на Дону, как давно в старину:
Хлебом солью встречают гостей!
Развернется душа и пойдет не спеша
По просторам Ростовских степей!
Музыкальный руководитель: Чтобы песня стала еще красивей, украсим её звучанием своих инструментов. А припев, опустим инструменты, и споём.
(Дети берут ДМИ, выстраиваются полукругом, вступления и первый куплет, сопровождают метром по четвертям, припев поют.)
Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята, у вас здорово получилось, молодцы! Может быть кто-то хорошо запомнил припев и хочет выступить? Пожалуйста, мы поддержим оркестром.
(Дети пожелавшие выступить сольно, поют припев, остальные дети аккомпанируют в оркестре)
Музыкальный руководитель: Какие звонкие красивые голоса у наших солистов, браво!
3 часть.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомились с творчеством Донского композитора Сергея Анатольевича Халаимова и с его песней на стихи поэта Елены Кондратьевой «А у нас на Дону». Что вам запомнилось на нашем занятии? Что вам понравилось? Что вызвало затруднение?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Пусть музыка всегда живет,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце казака поет!
И казаков повсюду знают!
Нам пора прощаться. (музыкальный руководитель поёт по нисходящему трезвучию) До свиданья, дети!
Дети: (поют по нисходящему трезвучию) До свиданья, Елена Петровна!
Музыкальный руководитель: До новых встреч. (Дети под музыку выходят из зала).
Над Тихим Доном занимается заря
Целует нежно берега и степи.
Великой Родины прекрасны все края,
Но мой Ростов любимей всех на свете !
>
> Припев:
А у нас на Дону, как давно в старину:
Хлебом солью встречают гостей!
Развернется душа и пойдет не спеша
По просторам Ростовских степей!
>
Хранят надежно Золотые Купола
Родные земли от горя и ненастий!
Куда б дорога вдруг меня не завела,
Лишь на Дону мой дом, любовь и счастье!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова
Музыкальная гостиная проводится с целью закрепления знаний детей о творчестве композитора. Хороший повод музыкального руководителя имет общение с семьями воспитанников, т.к родители принимают участие ...

Долгосрочный проект"Музыкальная гостиная". Знакомство с творчеством композитора П.И.Чайковского.
Долгосрочный проект: «Музыкальная гостиная» Подготовительная группа. I этап - подготовительный.Разработка...

Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников с включением произведений башкирских композиторов.
Помочь воспитателям в организации самостоятельной музыкальной деятельности с помощью музыкльно-дидактических игр....

Тематическое музыкальное занятие " Композиторы смеются" из цикла "Дети слушают музыку".
Занятие по ознакомлению детей с классической музыкой....
Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"
Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

Технологии освоения музыкальных произведений современных композиторов в содержании музыкального развития и воспитания дошкольников
Развитие музыкального восприятия дошкольников...
Музыкальное искусство композиторов Адыгеи как средство патриотического воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Музыкальное искусство композиторов Адыгеи как средство патриотического воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения....



