Конспект по Музыкальной деятельности для детей старшего возраста «ПИСЬМО В БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»
учебно-методический материал по музыке (старшая, подготовительная группа)

Степанченко Светлана Стефановна

Цель: Расширять и закреплять понятия ребенка о блокаде, воспитание патриотических чувств у детей и любви к родному городу-герою.

Задачи психолого-педагогической работы:

- Расширение словаря (блокада, бомбардировка, эвакуация, бомбоубежище, родина, дорога жизни);

-Расширять знания детей новыми фактами;

-Расширять кругозор детей;

-Развивать любознательность, наблюдательность;

-Развивать речь, внимание, память;

-Формировать желание делиться своим опытом и знаниями.

-Развивать навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.

-Создавать условия для развития двигательной активности.

Технологии: коммуникативная игра, решение проблемных ситуаций, игровые, познавательно-исследовательская деятельность, формирование навыков коммуникативного общения, здоровьесозидающие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «ПИСЬМО В БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»22.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект по Музыкальной деятельности для детей старшего возраста

   «ПИСЬМО В БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»

Цель: Расширять и закреплять понятия ребенка о блокаде, воспитание патриотических чувств у детей и любви к родному городу-герою.

Задачи психолого-педагогической работы:

- Расширение словаря (блокада, бомбардировка, эвакуация, бомбоубежище, родина, дорога жизни);

-Расширять знания детей новыми фактами;

-Расширять кругозор детей;

-Развивать любознательность, наблюдательность;

-Развивать речь, внимание, память;

-Формировать желание делиться своим опытом и знаниями.

-Развивать навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.

-Создавать условия для развития двигательной активности.

Технологии: коммуникативная игра, решение проблемных ситуаций, игровые, познавательно-исследовательская деятельность, формирование навыков коммуникативного общения, здоровьесозидающие

Ход занятия

Слайд. Звучит песня «Мы-Ленинградцы», дети заходят в зал и садятся на стулья

Ведущий: Здравствуйте, ребята.  Завтра 27 января, наша страна будет отмечать историческое  событие 80 лет, как сняли полную блокаду Ленинграда.  Сейчас прозвучало для вас много незнакомых слов. Знаете ли вы такой город, как Ленинград?

Блокада? :  Это кольцо. Так и говорили«Кольцо вокруг города сомкнулось». Все пути и дороги, по которым можно было уехать, убежать из города, по которым можно было доставить еду в город – были закрыты врагами: немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны.

8 сентября 1941 по 27 января 1944 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады длиною в 872 дня. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть население города, а Ленинград взять голыми руками, превратив пленных в рабов…

Но Ленинград жил и боролся, несмотря, ни на что.

В этом городе, Ленинграде тогда жил мальчик Вася Тарасенко со своей семьей. После объявления войны по радио отец Васи ушел на фронт.

Голос Левитана и минус «Священная война» СЛАЙД

Ведущий: ребята, зазвучала музыка после объявления, скажите, что хочется делать под такую музыку, к чему она призывает? Ответы детей

Ведущая: правильно маршировать. Значит это…ответы детей… военный марш.

Я предлагаю вам встать и пройти по залу, как солдаты, которые бесстрашно идут в бой.

Разминка «священная война под плюс»  после дети садятся

Ведущая: а после осени, какое время года наступает? Ответы детей. Правильно зима. После осени в блокадном Ленинграде наступила морозная зима. Фашисты продолжали бомбить город. В домах не было ни отопления, ни света. у людей не было еды. Наступил ГОЛОД…

Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь.

Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь.

Умирали и говорили, Наши дети увидят свет.

 Но ворота немцам не открыли. На колени не встали, нет! (Звучит отрывок из седьмой симфонии Д. Шостаковича)

… Жителю блокадного Ленинграда давали маленький кусочек хлеба на целый день.

Но Ленинград не сдавался. Маленькие дети продолжали ходить в детский сад, , школьники – в школу, а постарше работали на заводах, помогали делать оружие для фронта.

А Вася Тарасенко очень ждал письма с фронта от отца. Его дом разбомбили и они с мамой поселились в бомбоубежище.

Ведущая: ребята, посмотрите, это фронтовое письмо. Его нашли случайно, когда делали ремонт в старой квартире. Оно выпало из щели деревянного перекрытия. Кому оно предназначалось было не понятно, т. к. здесь большое количество штампов. Давайте узнаем, где оно побывало и в итоге найти адресата.

Ведущая: Первое место, где оказалось письмо это фронт, где солдаты вели бой, а в минуты затишья сидели в окопах и писали письма, пели песни, рассказывали вдруг другу о своих воспоминаниях, о семье, друзьях.

И единственный способ поднять боевой дух солдата – это музыка. И посмотрим знаменитую песню «Смуглянка».

В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков создали песенную сюиту о молдавских партизанах. Всего в ней было семь песен, среди них и "Смуглянка". В начале Великой Отечественной войны Анатолий Григорьевич показал песню на радио. Но она показалась несерьёзной и не произвела впечатления на руководство. Композитору сказали, что стране нужны  патриотические песни.

В 1942 году "Смуглянка" была слегка переписана. В таком виде композитор показал её А.В. Александрову, руководителю ансамбля песни и пляски Красной Армии. Песня ему очень понравилась и была включена в репертуар, однако её долго не хотели выпускать. Только в 1944 году она была исполнена на концерте, который транслировался по радио. Веселая, бойкая песня про любовь партизана и смуглянки-молдаванки, рассказывающая о событиях Гражданской войны, стала собирательным образом любви молодых людей, объединенных общей борьбой с немецкими захватчиками. В 1973 году она прозвучала в трогательном фильме Леонида Быкова "В бой идут одни старики".

Слушание «Смуглянка» со словами. 1 куплет.

Ведущая: ребята, какие чувства вызвала у вас это песня? Ответы детей

Какие картины представились вам? Ответы детей

Как вы думаете, что нужно, для того, чтобы исполнить оркестр под эту музыку? Ответы детей

Ведущая: правильно музыкальные инструменты. Вы можете подойти к столу и выбрать себе понравившийся. Дети выбирают инструменты.

Ведущая: ребята, а чтобы оркестр у нас получился красивый слаженный, есть ли у вас идеи по этому поводу? Ответы детей.

Ведущая: правильно встать по группам и внимательно смотреть на дирижера. И если дирижер не смотрит и не показывает вам, что нужно играть, то инструменты молчат. Как только ложки начнут играть припев, все остальные присядут, а затем на следующий куплет опять встанут. Песня сейчас будет без слов. Музыкальные инструменты будут петь.

Оркестр «смуглянка» под минус. 

Ведущая: Почтальон с письмом здесь долго не задержался и под взрывами и обстрелами чудом сумел попасть в город Ленинград.

Второе место, где оказалось письмо это Аничков дворец один из императорских дворцов Санкт-Петербурга, потом это был Дворец пионеров, здесь проводили новогодние елки. А во время войны, этот дворец превратили в медицинский пункт, и раненным солдатам дети давали концерты, чтобы взбодрить военных, чтобы те быстрее шли на поправку и опять отправлялись на фронт защищать город. Дети пели, читали стихи и танцевали…и только слышался стук каблучков - 1,2,3,1,2,3. как вы думаете, что они танцевали? Ответы детей.

Ведущая: правильно. Это был военный вальс. Посмотрите видео танца от детей

Видео. Военный вальс «Голубой платочек» 

- К сожалению, и здесь почтальон не нашел Васю.

Последнее место, куда доставил почтальон это письмо было – Детский дом. СЛАЙД. Но и здесь письмо не застало мальчика. Наш маленький герой, как и другие мальчишки, помогал Красной армии, наравне со взрослыми бороться за Победу. Подростки шли работать на завод. Они работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Прежде, чем услышать песню с заводов доносились разные шумы и звук.

Ведущая: Как вы понимаете письмо почтальон мальчика не нашел и отправил на почту до востребования. Васю с его мамой, как только представилась возможность, эвакуировали по «дороге жизни» через Ладогу в город Ярославль подальше от войны.

 Город продолжал жить. С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами. А через три года в конце января в 1944 года наши войска перешли в наступление, блокада была прорвана и 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.

Звук салюта. СЛАЙД

Ведущая: Вася подрос, пошел в школу, в институт, а потом на работу. Стали к нему обращаться Василий Григорьевич – по имени и отчеству. Проходили годы, а вести об отце он так и не получал. Он не знал жив отец, погиб или без вести пропал… Каждый день он ждал письма. И вот Василию Григорьевичу уже 80 лет. И однажды на почте он увидел за стеклом, как музейный экспонат - фронтовое письмо. Дрожащими руками, разворачивая конверт и вдыхая запах застарелой бумаги, Василий Григорьевич узнал подчерк отца. Да, это было то самое, фронтовое, долгожданное и родное. Василий Григорьевич прочитал его и отнес домой, а чтобы оно больше не потерялось положил в свой тайник…а потом нашел место, где был похоронен его отец. СЛАЙД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы "Музыкальная шкатулка"

Занятие по музыкальной деятельности составлено для детей старшего дошкольного возраста с целью развития музыкальных способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Музыки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гост...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В ТЕХНИКЕ "ГРАВЮРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: "БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД"

Занятие «Блокадный Ленинград» является частью цикла занятий по знакомству детей с нетрадиционной техникой рисования – гравюрой – и  предназначено для старшего дошкольного ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Вальс» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» ( музыкальная деятельность)

Конспект НОД на тему"Вальс" для детей старшей группы. Образовательная область Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность).  Материал конспекта  будет интересен и...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей среднего возраста "Письмо от Снеговика"

Конспект организованной образовательной деятельностидля детей среднего возраста "Письмо от Снеговика"...

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Страна музыкальных инструментов"

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Страна музыкальных инструментов» Цели: Эмоциональное и творческое раскрепощение детей, развить тонкость и чу...

Конспект совместной музыкальной деятельности для детей старшей группы.

Конспект совместной музыкальной деятельности для детей старшей группы.Тема: «Найди музыкальные инструменты»Цель: обогащение знаний детей о музыкальных инструментах и их звучанию.Программны...