Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки»
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Мохаммед Екатерина Сергеевна

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет)

Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки»

 

Автор: Музыкальный руководитель:Мохаммед Екатерина Сергеевна МБДОУ № 5 г.Липецка

1. Пояснительная записка

Актуальность: Развитие звуковысотного, ритмического и тембрового слуха является фундаментом музыкальности ребенка. Данное занятие через погружение в образный мир осени позволяет развивать эти способности в увлекательной, игровой форме, соответствующей возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие музыкальности детей через интеграцию различных видов музыкальной деятельности на материале темы «Осень».

Задачи:

· Образовательные:

  · Учить различать звуки по высоте (высокие – низкие), тембру (звучание разных шумовых инструментов).

  · Формировать навык точного ритмического рисунка с помощью шумовых инструментов и хлопков.

  · Закреплять умение менять движения в соответствии с характером музыки (марш, танец, колыбельная).

· Развивающие:

  · Развивать тембровый, ритмический и звуковысотный слух.

  · Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление и способность к импровизации.

  · Развивать координацию движений и мелкую моторику.

· Воспитательные:

  · Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

  · Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи в коллективной деятельности.

  · Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Интеграция образовательных областей:

· Художественно-эстетическое развитие (музыка, восприятие),

· Познавательное развитие (времена года, явления природы),

· Речевое развитие (активизация словаря: листопад, шуршание, капель, ритм, тембр),

· Социально-коммуникативное развитие (взаимодействие в игре),

· Физическое развитие (координация движений).

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).

Продолжительность: 25-30 минут.

Методы и приемы:

· Наглядно-слуховой (звучание музыки, инструментов).

· Наглядно-зрительный (использование иллюстраций, атрибутов).

· Словесный (беседа, объяснения, образный рассказ).

· Практический (игра на инструментах, ритмические упражнения, танец).

· Игровой (сюжетное путешествие, дидактическая игра).

Оборудование и материалы:

· Музыкальный центр/фортепиано.

· Мультимедийная установка (для показа слайдов).

· Набор детских шумовых и ударных инструментов (погремушки, маракасы, деревянные палочки, бубны, колокольчики, треугольники, «дождик»).

· Осенние листья (настоящие или искусственные) по количеству детей.

· Иллюстрации осеннего леса, карточки с ритмическими рисунками.

· Элементы костюмов для импровизации (шарфики, венки).

2. Структура и содержание занятия

Этап занятия Содержание деятельности Время

1. Организационный момент «Музыкальное приветствие» Музыкальный руководитель

М.Р.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Куда? Подскажет музыка!

Исполняется или включается фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».

М.Р.: Вы почувствовали? Куда мы попадем?

(Ответы детей: в осень, в лес). Правильно! Мы идем в осенний лес. 2-3 мин.

2. Вводная беседа «Звуки осеннего леса»

М.Р.: Осенний лес полон звуков. Давайте прислушаемся. Какие звуки можно там услышать? (Шуршание листьев, стук капель, шелест ветра, пение птиц).

Дидактическая игра «Высоко – низко»

М.Р. играет на фортепиано высокие и низкие звуки. Дети на высокие звуки поднимают руки вверх («птичка летит»), на низкие – приседают («ежик в норке»). 3 мин.

3. Основная часть  

а) Музыкально-ритмическая разминка «По лесной тропинке» Дети двигаются под музыку, меняя движение в соответствии с ее характером: *   Бодрый марш (А. Филиппенко «Марш») – ходьба. *   Легкий бег (П. Чайковский «Детский альбом», «Баба-Яга») – бег на носочках, «как листочки». *   Плавная, нежная музыка (Ф. Шуберт «Ave Maria») – плавные движения руками, кружение с листочками. 4-5 мин.

б) Слушание музыки «Осеннее настроение» М.Р.: А теперь сядем на полянку и послушаем, о чем рассказывает нам композитор Антонио Вивальди в своей музыке «Осень» (концерт «Времена года», часть 1). Беседа по вопросам: *   Какое настроение у этой музыки? (Веселое, праздничное, танцевальное). *   Что происходит в лесу? (Праздник урожая, танцуют листья). *   Быстрая музыка или медленная? Громкая или тихая? 4-5 мин.

в) Игра на шумовых инструментах «Лесной оркестр» М.Р.: Давайте создадим свой осенний оркестр! 1. Тембровая игра: Дети выбирают инструменты, которые подходят для изображения:    *   Шуршание листьев (маракасы, погремушки).    *   Стук капель дождя (деревянные палочки, треугольник).    *   Ветер (инструмент «дождик», шелест пакета).    *   Пение последних птиц (колокольчики). 2. Ритмическая импровизация: М.Р. показывает карточки с простыми ритмическими рисунками, дети прохлопывают, затем воспроизводят на своих инструментах. 5-6 мин.

г) Пение «Песенка про осень» Разучивание или исполнение знакомой песни (напр., «Что нам осень принесет»). Работа над артикуляцией, динамикой (тихо-громко). Можно обыграть песню с помощью простых движений. 3-4 мин.

4. Творческая импровизация «Танец осенних листьев» М.Р.: Ребята, представьте, что вы – легкие, разноцветные осенние листочки. Под музыку (например, Ф. Шопен «Вальс №7») вы будете кружиться, а когда музыка замолкнет – замереть на земле в красивой позе. Дети импровизируют, используя листья и шарфики. М.Р. поощряет оригинальные позы и движения. 3-4 мин.

5. Рефлексия. Подведение итогов. «Возвращение из леса» М.Р.: Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним: *   Что интересного мы услышали в осеннем лесу? *   Какие инструменты нашего оркестра вам понравились больше всего? *   Какое осеннее настроение у вас сейчас? Прощальная песенка-игра: Дети поют «До свиданья, осенний лес!» на простую мелодию и «возвращаются» из зала. 2-3 мин.

3. Ожидаемые результаты

· Дети научатся: различать высокие и низкие звуки, тембры шумовых инструментов; воспроизводить заданный ритмический рисунок; выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.

· Дети будут иметь представление: о том, что музыка может передавать настроение и картины природы.

· Дети усовершенствуют: навыки коллективного музицирования, слуховое внимание и творческую активность.

4. Методические рекомендации

· Дифференцированный подход: Для детей, испытывающих трудности с ритмом, использовать более простые карточки-схемы. Более активным детям дать возможность быть солистами в оркестре или танцевальной импровизации.

· Создание эмоциональной атмосферы: Важно создать волшебную, доверительную атмосферу. Использовать тихий, загадочный голос при рассказе, мягкое звучание музыки.

· Работа с родителями: Рекомендовать родителям повторить ритмические игры дома, послушать осеннюю музыку во время прогулки, собрать коллекцию осенних листьев для поделок.

Литература:

1. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду».

2. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».

3. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Данная разработка является гибкой и может корректироваться в зависимости от конкретной группы детей, их подготовленности и интересов. Удачи в творческой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет)

Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки»

Автор: Музыкальный руководитель:Мохаммед Екатерина Сергеевна МБДОУ № 5 г.Липецка

1. Пояснительная записка

Актуальность: Развитие звуковысотного, ритмического и тембрового слуха является фундаментом музыкальности ребенка. Данное занятие через погружение в образный мир осени позволяет развивать эти способности в увлекательной, игровой форме, соответствующей возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие музыкальности детей через интеграцию различных видов музыкальной деятельности на материале темы «Осень».

Задачи:

· Образовательные:

· Учить различать звуки по высоте (высокие – низкие), тембру (звучание разных шумовых инструментов).

· Формировать навык точного ритмического рисунка с помощью шумовых инструментов и хлопков.

· Закреплять умение менять движения в соответствии с характером музыки (марш, танец, колыбельная).

· Развивающие:

· Развивать тембровый, ритмический и звуковысотный слух.

· Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление и способность к импровизации.

· Развивать координацию движений и мелкую моторику.

· Воспитательные:

· Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

· Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи в коллективной деятельности.

· Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Интеграция образовательных областей:

· Художественно-эстетическое развитие (музыка, восприятие),

· Познавательное развитие (времена года, явления природы),

· Речевое развитие (активизация словаря: листопад, шуршание, капель, ритм, тембр),

· Социально-коммуникативное развитие (взаимодействие в игре),

· Физическое развитие (координация движений).

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).

Продолжительность: 25-30 минут.

Методы и приемы:

· Наглядно-слуховой (звучание музыки, инструментов).

· Наглядно-зрительный (использование иллюстраций, атрибутов).

· Словесный (беседа, объяснения, образный рассказ).

· Практический (игра на инструментах, ритмические упражнения, танец).

· Игровой (сюжетное путешествие, дидактическая игра).

Оборудование и материалы:

· Музыкальный центр/фортепиано.

· Мультимедийная установка (для показа слайдов).

· Набор детских шумовых и ударных инструментов (погремушки, маракасы, деревянные палочки, бубны, колокольчики, треугольники, «дождик»).

· Осенние листья (настоящие или искусственные) по количеству детей.

· Иллюстрации осеннего леса, карточки с ритмическими рисунками.

· Элементы костюмов для импровизации (шарфики, венки).

2. Структура и содержание занятия

Этап занятия Содержание деятельности Время

1. Организационный момент «Музыкальное приветствие» Музыкальный руководитель

М.Р.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Куда? Подскажет музыка!

Исполняется или включается фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».

М.Р.: Вы почувствовали? Куда мы попадем?

(Ответы детей: в осень, в лес). Правильно! Мы идем в осенний лес. 2-3 мин.

2. Вводная беседа «Звуки осеннего леса»

М.Р.: Осенний лес полон звуков. Давайте прислушаемся. Какие звуки можно там услышать? (Шуршание листьев, стук капель, шелест ветра, пение птиц).

Дидактическая игра «Высоко – низко»

М.Р. играет на фортепиано высокие и низкие звуки. Дети на высокие звуки поднимают руки вверх («птичка летит»), на низкие – приседают («ежик в норке»). 3 мин.

3. Основная часть

а) Музыкально-ритмическая разминка «По лесной тропинке» Дети двигаются под музыку, меняя движение в соответствии с ее характером: * Бодрый марш (А. Филиппенко «Марш») – ходьба. * Легкий бег (П. Чайковский «Детский альбом», «Баба-Яга») – бег на носочках, «как листочки». * Плавная, нежная музыка (Ф. Шуберт «Ave Maria») – плавные движения руками, кружение с листочками. 4-5 мин.

б) Слушание музыки «Осеннее настроение» М.Р.: А теперь сядем на полянку и послушаем, о чем рассказывает нам композитор Антонио Вивальди в своей музыке «Осень» (концерт «Времена года», часть 1). Беседа по вопросам: * Какое настроение у этой музыки? (Веселое, праздничное, танцевальное). * Что происходит в лесу? (Праздник урожая, танцуют листья). * Быстрая музыка или медленная? Громкая или тихая? 4-5 мин.

в) Игра на шумовых инструментах «Лесной оркестр» М.Р.: Давайте создадим свой осенний оркестр! 1. Тембровая игра: Дети выбирают инструменты, которые подходят для изображения: * Шуршание листьев (маракасы, погремушки). * Стук капель дождя (деревянные палочки, треугольник). * Ветер (инструмент «дождик», шелест пакета). * Пение последних птиц (колокольчики). 2. Ритмическая импровизация: М.Р. показывает карточки с простыми ритмическими рисунками, дети прохлопывают, затем воспроизводят на своих инструментах. 5-6 мин.

г) Пение «Песенка про осень» Разучивание или исполнение знакомой песни (напр., «Что нам осень принесет»). Работа над артикуляцией, динамикой (тихо-громко). Можно обыграть песню с помощью простых движений. 3-4 мин.

4. Творческая импровизация «Танец осенних листьев» М.Р.: Ребята, представьте, что вы – легкие, разноцветные осенние листочки. Под музыку (например, Ф. Шопен «Вальс №7») вы будете кружиться, а когда музыка замолкнет – замереть на земле в красивой позе. Дети импровизируют, используя листья и шарфики. М.Р. поощряет оригинальные позы и движения. 3-4 мин.

5. Рефлексия. Подведение итогов. «Возвращение из леса» М.Р.: Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним: * Что интересного мы услышали в осеннем лесу? * Какие инструменты нашего оркестра вам понравились больше всего? * Какое осеннее настроение у вас сейчас? Прощальная песенка-игра: Дети поют «До свиданья, осенний лес!» на простую мелодию и «возвращаются» из зала. 2-3 мин.

3. Ожидаемые результаты

· Дети научатся: различать высокие и низкие звуки, тембры шумовых инструментов; воспроизводить заданный ритмический рисунок; выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.

· Дети будут иметь представление: о том, что музыка может передавать настроение и картины природы.

· Дети усовершенствуют: навыки коллективного музицирования, слуховое внимание и творческую активность.

4. Методические рекомендации

· Дифференцированный подход: Для детей, испытывающих трудности с ритмом, использовать более простые карточки-схемы. Более активным детям дать возможность быть солистами в оркестре или танцевальной импровизации.

· Создание эмоциональной атмосферы: Важно создать волшебную, доверительную атмосферу. Использовать тихий, загадочный голос при рассказе, мягкое звучание музыки.

· Работа с родителями: Рекомендовать родителям повторить ритмические игры дома, послушать осеннюю музыку во время прогулки, собрать коллекцию осенних листьев для поделок.

Литература:

1. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду».

2. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».

3. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Данная разработка является гибкой и может корректироваться в зависимости от конкретной группы детей, их подготовленности и интересов. Удачи в творческой работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Путешествие в зимний лес»

формировать у детей  привычку к здоровому образу жизни;обогащать музыкальные впечатления детей;развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма;учить согласовывать пение с движением...

Конспект музыкального занятия для детей старшей группs (6-ого года жизни) Тема: «Путешествие по осеннему лесу»

Дети отправляются в осенний лес  по извилистой тропинке.  Там они вдыхают осенние ароматы листьев, грибов,  слушают  и опредляют пение кукушки и дятла, любуются красотой осеннего л...

Методическая разработка комплекса занятий для детей старшей группы ДОУ на тему: «Мой город – Санкт-Петербург»

Разработка предназначена для воспитателей старших групп, а так же предусматривает вовлечение родителей воспитанников.Проблема:Низкий уровень знаний детей о Санкт-Петербурге, его истории, достопри...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Методическая разработка интегрированного занятия для детей дошкольного возраста (4-5 лет) по теме: «Путешествие в космос»

Методическая разработкаинтегрированного занятиядля детей дошкольного возраста (4-5 лет)по теме:«Путешествие в космос»...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет)

Разработка представляет собой конспект комплексного музыкального занятия, интегрирующего различные виды детской музыкальной деятельности. В основе сюжет — путешествие в осенний лес, что позволяе...