Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки»
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет)
Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки»
Автор: Музыкальный руководитель:Мохаммед Екатерина Сергеевна МБДОУ № 5 г.Липецка
1. Пояснительная записка
Актуальность: Развитие звуковысотного, ритмического и тембрового слуха является фундаментом музыкальности ребенка. Данное занятие через погружение в образный мир осени позволяет развивать эти способности в увлекательной, игровой форме, соответствующей возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие музыкальности детей через интеграцию различных видов музыкальной деятельности на материале темы «Осень».
Задачи:
· Образовательные:
· Учить различать звуки по высоте (высокие – низкие), тембру (звучание разных шумовых инструментов).
· Формировать навык точного ритмического рисунка с помощью шумовых инструментов и хлопков.
· Закреплять умение менять движения в соответствии с характером музыки (марш, танец, колыбельная).
· Развивающие:
· Развивать тембровый, ритмический и звуковысотный слух.
· Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление и способность к импровизации.
· Развивать координацию движений и мелкую моторику.
· Воспитательные:
· Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
· Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи в коллективной деятельности.
· Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных областей:
· Художественно-эстетическое развитие (музыка, восприятие),
· Познавательное развитие (времена года, явления природы),
· Речевое развитие (активизация словаря: листопад, шуршание, капель, ритм, тембр),
· Социально-коммуникативное развитие (взаимодействие в игре),
· Физическое развитие (координация движений).
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Продолжительность: 25-30 минут.
Методы и приемы:
· Наглядно-слуховой (звучание музыки, инструментов).
· Наглядно-зрительный (использование иллюстраций, атрибутов).
· Словесный (беседа, объяснения, образный рассказ).
· Практический (игра на инструментах, ритмические упражнения, танец).
· Игровой (сюжетное путешествие, дидактическая игра).
Оборудование и материалы:
· Музыкальный центр/фортепиано.
· Мультимедийная установка (для показа слайдов).
· Набор детских шумовых и ударных инструментов (погремушки, маракасы, деревянные палочки, бубны, колокольчики, треугольники, «дождик»).
· Осенние листья (настоящие или искусственные) по количеству детей.
· Иллюстрации осеннего леса, карточки с ритмическими рисунками.
· Элементы костюмов для импровизации (шарфики, венки).
2. Структура и содержание занятия
Этап занятия Содержание деятельности Время
1. Организационный момент «Музыкальное приветствие» Музыкальный руководитель
М.Р.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Куда? Подскажет музыка!
Исполняется или включается фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».
М.Р.: Вы почувствовали? Куда мы попадем?
(Ответы детей: в осень, в лес). Правильно! Мы идем в осенний лес. 2-3 мин.
2. Вводная беседа «Звуки осеннего леса»
М.Р.: Осенний лес полон звуков. Давайте прислушаемся. Какие звуки можно там услышать? (Шуршание листьев, стук капель, шелест ветра, пение птиц).
Дидактическая игра «Высоко – низко»
М.Р. играет на фортепиано высокие и низкие звуки. Дети на высокие звуки поднимают руки вверх («птичка летит»), на низкие – приседают («ежик в норке»). 3 мин.
3. Основная часть
а) Музыкально-ритмическая разминка «По лесной тропинке» Дети двигаются под музыку, меняя движение в соответствии с ее характером: * Бодрый марш (А. Филиппенко «Марш») – ходьба. * Легкий бег (П. Чайковский «Детский альбом», «Баба-Яга») – бег на носочках, «как листочки». * Плавная, нежная музыка (Ф. Шуберт «Ave Maria») – плавные движения руками, кружение с листочками. 4-5 мин.
б) Слушание музыки «Осеннее настроение» М.Р.: А теперь сядем на полянку и послушаем, о чем рассказывает нам композитор Антонио Вивальди в своей музыке «Осень» (концерт «Времена года», часть 1). Беседа по вопросам: * Какое настроение у этой музыки? (Веселое, праздничное, танцевальное). * Что происходит в лесу? (Праздник урожая, танцуют листья). * Быстрая музыка или медленная? Громкая или тихая? 4-5 мин.
в) Игра на шумовых инструментах «Лесной оркестр» М.Р.: Давайте создадим свой осенний оркестр! 1. Тембровая игра: Дети выбирают инструменты, которые подходят для изображения: * Шуршание листьев (маракасы, погремушки). * Стук капель дождя (деревянные палочки, треугольник). * Ветер (инструмент «дождик», шелест пакета). * Пение последних птиц (колокольчики). 2. Ритмическая импровизация: М.Р. показывает карточки с простыми ритмическими рисунками, дети прохлопывают, затем воспроизводят на своих инструментах. 5-6 мин.
г) Пение «Песенка про осень» Разучивание или исполнение знакомой песни (напр., «Что нам осень принесет»). Работа над артикуляцией, динамикой (тихо-громко). Можно обыграть песню с помощью простых движений. 3-4 мин.
4. Творческая импровизация «Танец осенних листьев» М.Р.: Ребята, представьте, что вы – легкие, разноцветные осенние листочки. Под музыку (например, Ф. Шопен «Вальс №7») вы будете кружиться, а когда музыка замолкнет – замереть на земле в красивой позе. Дети импровизируют, используя листья и шарфики. М.Р. поощряет оригинальные позы и движения. 3-4 мин.
5. Рефлексия. Подведение итогов. «Возвращение из леса» М.Р.: Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним: * Что интересного мы услышали в осеннем лесу? * Какие инструменты нашего оркестра вам понравились больше всего? * Какое осеннее настроение у вас сейчас? Прощальная песенка-игра: Дети поют «До свиданья, осенний лес!» на простую мелодию и «возвращаются» из зала. 2-3 мин.
3. Ожидаемые результаты
· Дети научатся: различать высокие и низкие звуки, тембры шумовых инструментов; воспроизводить заданный ритмический рисунок; выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.
· Дети будут иметь представление: о том, что музыка может передавать настроение и картины природы.
· Дети усовершенствуют: навыки коллективного музицирования, слуховое внимание и творческую активность.
4. Методические рекомендации
· Дифференцированный подход: Для детей, испытывающих трудности с ритмом, использовать более простые карточки-схемы. Более активным детям дать возможность быть солистами в оркестре или танцевальной импровизации.
· Создание эмоциональной атмосферы: Важно создать волшебную, доверительную атмосферу. Использовать тихий, загадочный голос при рассказе, мягкое звучание музыки.
· Работа с родителями: Рекомендовать родителям повторить ритмические игры дома, послушать осеннюю музыку во время прогулки, собрать коллекцию осенних листьев для поделок.
Литература:
1. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду».
2. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».
3. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Данная разработка является гибкой и может корректироваться в зависимости от конкретной группы детей, их подготовленности и интересов. Удачи в творческой работе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет)
Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки»
Автор: Музыкальный руководитель:Мохаммед Екатерина Сергеевна МБДОУ № 5 г.Липецка
1. Пояснительная записка
Актуальность: Развитие звуковысотного, ритмического и тембрового слуха является фундаментом музыкальности ребенка. Данное занятие через погружение в образный мир осени позволяет развивать эти способности в увлекательной, игровой форме, соответствующей возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие музыкальности детей через интеграцию различных видов музыкальной деятельности на материале темы «Осень».
Задачи:
· Образовательные:
· Учить различать звуки по высоте (высокие – низкие), тембру (звучание разных шумовых инструментов).
· Формировать навык точного ритмического рисунка с помощью шумовых инструментов и хлопков.
· Закреплять умение менять движения в соответствии с характером музыки (марш, танец, колыбельная).
· Развивающие:
· Развивать тембровый, ритмический и звуковысотный слух.
· Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление и способность к импровизации.
· Развивать координацию движений и мелкую моторику.
· Воспитательные:
· Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
· Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи в коллективной деятельности.
· Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных областей:
· Художественно-эстетическое развитие (музыка, восприятие),
· Познавательное развитие (времена года, явления природы),
· Речевое развитие (активизация словаря: листопад, шуршание, капель, ритм, тембр),
· Социально-коммуникативное развитие (взаимодействие в игре),
· Физическое развитие (координация движений).
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Продолжительность: 25-30 минут.
Методы и приемы:
· Наглядно-слуховой (звучание музыки, инструментов).
· Наглядно-зрительный (использование иллюстраций, атрибутов).
· Словесный (беседа, объяснения, образный рассказ).
· Практический (игра на инструментах, ритмические упражнения, танец).
· Игровой (сюжетное путешествие, дидактическая игра).
Оборудование и материалы:
· Музыкальный центр/фортепиано.
· Мультимедийная установка (для показа слайдов).
· Набор детских шумовых и ударных инструментов (погремушки, маракасы, деревянные палочки, бубны, колокольчики, треугольники, «дождик»).
· Осенние листья (настоящие или искусственные) по количеству детей.
· Иллюстрации осеннего леса, карточки с ритмическими рисунками.
· Элементы костюмов для импровизации (шарфики, венки).
2. Структура и содержание занятия
Этап занятия Содержание деятельности Время
1. Организационный момент «Музыкальное приветствие» Музыкальный руководитель
М.Р.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Куда? Подскажет музыка!
Исполняется или включается фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».
М.Р.: Вы почувствовали? Куда мы попадем?
(Ответы детей: в осень, в лес). Правильно! Мы идем в осенний лес. 2-3 мин.
2. Вводная беседа «Звуки осеннего леса»
М.Р.: Осенний лес полон звуков. Давайте прислушаемся. Какие звуки можно там услышать? (Шуршание листьев, стук капель, шелест ветра, пение птиц).
Дидактическая игра «Высоко – низко»
М.Р. играет на фортепиано высокие и низкие звуки. Дети на высокие звуки поднимают руки вверх («птичка летит»), на низкие – приседают («ежик в норке»). 3 мин.
3. Основная часть
а) Музыкально-ритмическая разминка «По лесной тропинке» Дети двигаются под музыку, меняя движение в соответствии с ее характером: * Бодрый марш (А. Филиппенко «Марш») – ходьба. * Легкий бег (П. Чайковский «Детский альбом», «Баба-Яга») – бег на носочках, «как листочки». * Плавная, нежная музыка (Ф. Шуберт «Ave Maria») – плавные движения руками, кружение с листочками. 4-5 мин.
б) Слушание музыки «Осеннее настроение» М.Р.: А теперь сядем на полянку и послушаем, о чем рассказывает нам композитор Антонио Вивальди в своей музыке «Осень» (концерт «Времена года», часть 1). Беседа по вопросам: * Какое настроение у этой музыки? (Веселое, праздничное, танцевальное). * Что происходит в лесу? (Праздник урожая, танцуют листья). * Быстрая музыка или медленная? Громкая или тихая? 4-5 мин.
в) Игра на шумовых инструментах «Лесной оркестр» М.Р.: Давайте создадим свой осенний оркестр! 1. Тембровая игра: Дети выбирают инструменты, которые подходят для изображения: * Шуршание листьев (маракасы, погремушки). * Стук капель дождя (деревянные палочки, треугольник). * Ветер (инструмент «дождик», шелест пакета). * Пение последних птиц (колокольчики). 2. Ритмическая импровизация: М.Р. показывает карточки с простыми ритмическими рисунками, дети прохлопывают, затем воспроизводят на своих инструментах. 5-6 мин.
г) Пение «Песенка про осень» Разучивание или исполнение знакомой песни (напр., «Что нам осень принесет»). Работа над артикуляцией, динамикой (тихо-громко). Можно обыграть песню с помощью простых движений. 3-4 мин.
4. Творческая импровизация «Танец осенних листьев» М.Р.: Ребята, представьте, что вы – легкие, разноцветные осенние листочки. Под музыку (например, Ф. Шопен «Вальс №7») вы будете кружиться, а когда музыка замолкнет – замереть на земле в красивой позе. Дети импровизируют, используя листья и шарфики. М.Р. поощряет оригинальные позы и движения. 3-4 мин.
5. Рефлексия. Подведение итогов. «Возвращение из леса» М.Р.: Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним: * Что интересного мы услышали в осеннем лесу? * Какие инструменты нашего оркестра вам понравились больше всего? * Какое осеннее настроение у вас сейчас? Прощальная песенка-игра: Дети поют «До свиданья, осенний лес!» на простую мелодию и «возвращаются» из зала. 2-3 мин.
3. Ожидаемые результаты
· Дети научатся: различать высокие и низкие звуки, тембры шумовых инструментов; воспроизводить заданный ритмический рисунок; выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.
· Дети будут иметь представление: о том, что музыка может передавать настроение и картины природы.
· Дети усовершенствуют: навыки коллективного музицирования, слуховое внимание и творческую активность.
4. Методические рекомендации
· Дифференцированный подход: Для детей, испытывающих трудности с ритмом, использовать более простые карточки-схемы. Более активным детям дать возможность быть солистами в оркестре или танцевальной импровизации.
· Создание эмоциональной атмосферы: Важно создать волшебную, доверительную атмосферу. Использовать тихий, загадочный голос при рассказе, мягкое звучание музыки.
· Работа с родителями: Рекомендовать родителям повторить ритмические игры дома, послушать осеннюю музыку во время прогулки, собрать коллекцию осенних листьев для поделок.
Литература:
1. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду».
2. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры».
3. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Данная разработка является гибкой и может корректироваться в зависимости от конкретной группы детей, их подготовленности и интересов. Удачи в творческой работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Путешествие в зимний лес»
формировать у детей привычку к здоровому образу жизни;обогащать музыкальные впечатления детей;развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма;учить согласовывать пение с движением...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Музыки с весёлыми нотками»
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект музыкального занятия для детей старшей группs (6-ого года жизни) Тема: «Путешествие по осеннему лесу»
Дети отправляются в осенний лес по извилистой тропинке. Там они вдыхают осенние ароматы листьев, грибов, слушают и опредляют пение кукушки и дятла, любуются красотой осеннего л...

Методическая разработка комплекса занятий для детей старшей группы ДОУ на тему: «Мой город – Санкт-Петербург»
Разработка предназначена для воспитателей старших групп, а так же предусматривает вовлечение родителей воспитанников.Проблема:Низкий уровень знаний детей о Санкт-Петербурге, его истории, достопри...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Методическая разработка интегрированного занятия для детей дошкольного возраста (4-5 лет) по теме: «Путешествие в космос»
Методическая разработкаинтегрированного занятиядля детей дошкольного возраста (4-5 лет)по теме:«Путешествие в космос»...
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет)
Разработка представляет собой конспект комплексного музыкального занятия, интегрирующего различные виды детской музыкальной деятельности. В основе сюжет — путешествие в осенний лес, что позволяе...
