Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет)
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Разработка представляет собой конспект комплексного музыкального занятия, интегрирующего различные виды детской музыкальной деятельности. В основе сюжет — путешествие в осенний лес, что позволяет в игровой форме решать задачи по развитию слуха, чувства ритма, певческих навыков и умения анализировать характер музыки. Особое внимание уделяется творческой импровизации и игре в шумовом оркестре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx21.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет)

Тема: «Путешествие в осенний лес» Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Продолжительность:25-30 минут.

Цель: Развитие музыкальности детей, эмоциональной отзывчивости на музыку через погружение в образ осенней природы.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Учить воспринимать и анализировать настроение музыкального произведения (П.И. Чайковский «Октябрь»);
  2. Закреплять умение чисто интонировать в пределах квинты, петь напевно, выразительно;
  3. Совершенствовать ритмические движения, умение менять их в соответствии с характером музыки;
  4. Упражнять в игре на детских музыкальных инструментах (шумовые: маракасы, листочки; металлофон).
  • Развивающие:
  1. Развивать звуковысотный, тембровый и динамический слух;
  2. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, способность к импровизации (в движении, игре на инструментах);
  3. Развивать артикуляционный аппарат и дикцию с помощью логоритмических упражнений.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту;
  2. Формировать навыки культурного поведения на занятии, умения слушать друг друга;
  3. Поощрять доброжелательность, взаимопомощь в коллективной деятельности.

Оборудование и материалы:

  • Музыкальный центр/колонка и подборка музыкальных фрагментов.
  • Детские музыкальные инструменты: маракасы, металлофоны, самодельные «шумелки» (пластиковые бутылочки с крупами), «листочки» (вырезанные из цветной бумаги на палочках).
  • Наглядный материал: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», И. Шишкина «Осень».
  • Элементы костюмов: венки с осенними листьями для детей, шарф для Музыки Осени.
  • Листочки из цветной бумаги для рефлексии.

Ход занятия:

Этап занятия.

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность детей

1. Организационный момент. (2 мин)

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!» (поется на мотив мажорного трезвучия: «Здрав-ствуй-те, де-ти!»)

Дети отвечают пропевая: «Здрав-ствуй-те!»

Создает эмоциональный настрой. «Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. А куда – подскажет загадка...»

Слушают, отгадывают загадку про осень.

2. Вводная беседа. (3 мин)

«Правильно, мы идем в осенний лес! Давайте посмотрим на картины великих художников. Какая осень изображена? Какое настроение?»

Рассматривают репродукции, высказывают свои впечатления (золотая, яркая, печальная, прощальная).

«А теперь закройте глазки и послушайте, как звучит осень».

Закрывают глаза, слушают фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь» (осенняя песнь).

3. Восприятие музыки. (4 мин)

Беседа после прослушивания: «Какая это музыка? (грустная, задумчивая, плавная). Что вы представили? (листья кружатся, дождик)».

Делятся своими ассоциациями.

«Давайте изобразим падающие листочки. Ваши движения будут медленными и плавными, как эта музыка».

Импровизируют в движении (кружатся, плавно опускаются на ковер), передавая характер музыки.

4. Музыкально-ритмические движения. (5 мин)

Подвижная игра «Осенние листочки». Включает веселую, плясовую музыку («Листик-листик, листопад» сл. и муз. А. Кукловской).

Под быструю музыку — «летают» по залу; музыка замолкает — «листочки» замирают на полу в любой позе.

«А теперь подул прохладный ветерок, и листочки полетели в другую сторону!».

Меняют направление движения.

5. Пение. (6 мин)

Артикуляционная гимнастика «Дождик»: «Кап-кап-кап» (на высоких звуках), «Дуб-дуб-дуб» (на низких звуках).

Выполняют упражнение, следят за интонацией.

Разучивание песни «Осень-чародейка» (муз. и сл. Т. Боковой). Показ, работа над сложными фразами, над выразительностью.

Слушают, повторяют фразы, затем исполняют песню целиком, стараясь передать ласковый, напевный характер.

6. Игра на музыкальных инструментах. (4 мин)

«В осеннем лесу свой оркестр: шуршат листья, стучит дятел, капает дождик. Давайте и мы создадим такой оркестр».

Делятся на группы: «дождик» (играют на металлофоне), «шуршащие листья» (маракасы, «шумелки»).

Дирижирует оркестром, показывая, кому вступать.

Смотрят на дирижера, играют слаженно, в характере музыки.

7. Заключительная часть. Рефлексия. (2 мин)

«Наше путешествие подходит к концу. Давайте вернемся в наш музыкальный зал. Вам понравилось? Что запомнилось больше всего?».

Делятся впечатлениями.

Ритуал прощания: «До свидания, ребята!» (пропевается).

«До свидания!» (поют в ответ).

Метод «Дерево настроения»: Предлагает прикрепить листочек на нарисованное дерево (зеленый — очень понравилось, желтый — было хорошо, красный — не понравилось).

Выбирают листочек и прикрепляют его на дерево.

Методические рекомендации к проведению:

1. Принцип наглядности: Использование репродукций картин помогает детям зрительно воспринять образ осени и глубже прочувствовать музыкальное произведение.

2. Смена видов деятельности: Чтобы удержать внимание детей дошкольного возраста, деятельность постоянно меняется (слушание, движение, пение, игра). Это предотвращает утомляемость.

3. Индивидуальный подход: Следует учитывать особенности каждого ребенка. Стеснительным детям предлагать помощь, более активных вовлекать в правила игры, давая им роль ведущих.

4. Игровая технология: Все занятие построено в виде сюжетно-ролевой игры («путешествие»), что является ведущим видом деятельности дошкольников и повышает мотивацию.

5. Здоровьесберегающие технологии: В занятие включены динамические паузы, логоритмические упражнения, смена поз (стоя, сидя, движение по залу).


Приложения:

1. Нотный материал: Распечатанные ноты песни «Осень-чародейка».

2. Конспекты танцевальных движений для игры «Осенние листочки».

3. Схемы ритмических рисунков для игры в оркестре.

Данная разработка является примерной. Музыкальный руководитель может заменять музыкальный репертуар, виды деятельности, исходя из своих целей, возможностей и контингента детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия для детей старшей группы "Будь здоров!"

Материал предназначен в помощь педагогам дошкольных учреждений...

Методическая разработка комплекса занятий для детей старшей группы ДОУ на тему: «Мой город – Санкт-Петербург»

Разработка предназначена для воспитателей старших групп, а так же предусматривает вовлечение родителей воспитанников.Проблема:Низкий уровень знаний детей о Санкт-Петербурге, его истории, достопри...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшей группы "В гостях у Маши и Медведя"

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки»

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет)Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки» Автор: Музыкальный руководитель:М...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы с ЗПР "Музыкальная шкатулка"

Методическая разработкка узыкального занятия для детей старшей группы с ЗПР "Музыкальная шкатулка" Цель: Развитие эмоциональной сферы и основных музыкальных способностей (слух, ритм, па...