Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет)
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Разработка представляет собой конспект комплексного музыкального занятия, интегрирующего различные виды детской музыкальной деятельности. В основе сюжет — путешествие в осенний лес, что позволяет в игровой форме решать задачи по развитию слуха, чувства ритма, певческих навыков и умения анализировать характер музыки. Особое внимание уделяется творческой импровизации и игре в шумовом оркестре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет)
Тема: «Путешествие в осенний лес» Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Продолжительность:25-30 минут.
Цель: Развитие музыкальности детей, эмоциональной отзывчивости на музыку через погружение в образ осенней природы.
Задачи:
- Образовательные:
- Учить воспринимать и анализировать настроение музыкального произведения (П.И. Чайковский «Октябрь»);
- Закреплять умение чисто интонировать в пределах квинты, петь напевно, выразительно;
- Совершенствовать ритмические движения, умение менять их в соответствии с характером музыки;
- Упражнять в игре на детских музыкальных инструментах (шумовые: маракасы, листочки; металлофон).
- Развивающие:
- Развивать звуковысотный, тембровый и динамический слух;
- Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, способность к импровизации (в движении, игре на инструментах);
- Развивать артикуляционный аппарат и дикцию с помощью логоритмических упражнений.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту;
- Формировать навыки культурного поведения на занятии, умения слушать друг друга;
- Поощрять доброжелательность, взаимопомощь в коллективной деятельности.
Оборудование и материалы:
- Музыкальный центр/колонка и подборка музыкальных фрагментов.
- Детские музыкальные инструменты: маракасы, металлофоны, самодельные «шумелки» (пластиковые бутылочки с крупами), «листочки» (вырезанные из цветной бумаги на палочках).
- Наглядный материал: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», И. Шишкина «Осень».
- Элементы костюмов: венки с осенними листьями для детей, шарф для Музыки Осени.
- Листочки из цветной бумаги для рефлексии.
Ход занятия:
Этап занятия. | Деятельность музыкального руководителя | Деятельность детей |
1. Организационный момент. (2 мин) | Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!» (поется на мотив мажорного трезвучия: «Здрав-ствуй-те, де-ти!») | Дети отвечают пропевая: «Здрав-ствуй-те!» |
Создает эмоциональный настрой. «Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. А куда – подскажет загадка...» | Слушают, отгадывают загадку про осень. | |
2. Вводная беседа. (3 мин) | «Правильно, мы идем в осенний лес! Давайте посмотрим на картины великих художников. Какая осень изображена? Какое настроение?» | Рассматривают репродукции, высказывают свои впечатления (золотая, яркая, печальная, прощальная). |
«А теперь закройте глазки и послушайте, как звучит осень». | Закрывают глаза, слушают фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь» (осенняя песнь). | |
3. Восприятие музыки. (4 мин) | Беседа после прослушивания: «Какая это музыка? (грустная, задумчивая, плавная). Что вы представили? (листья кружатся, дождик)». | Делятся своими ассоциациями. |
«Давайте изобразим падающие листочки. Ваши движения будут медленными и плавными, как эта музыка». | Импровизируют в движении (кружатся, плавно опускаются на ковер), передавая характер музыки. | |
4. Музыкально-ритмические движения. (5 мин) | Подвижная игра «Осенние листочки». Включает веселую, плясовую музыку («Листик-листик, листопад» сл. и муз. А. Кукловской). | Под быструю музыку — «летают» по залу; музыка замолкает — «листочки» замирают на полу в любой позе. |
«А теперь подул прохладный ветерок, и листочки полетели в другую сторону!». | Меняют направление движения. | |
5. Пение. (6 мин) | Артикуляционная гимнастика «Дождик»: «Кап-кап-кап» (на высоких звуках), «Дуб-дуб-дуб» (на низких звуках). | Выполняют упражнение, следят за интонацией. |
Разучивание песни «Осень-чародейка» (муз. и сл. Т. Боковой). Показ, работа над сложными фразами, над выразительностью. | Слушают, повторяют фразы, затем исполняют песню целиком, стараясь передать ласковый, напевный характер. | |
6. Игра на музыкальных инструментах. (4 мин) | «В осеннем лесу свой оркестр: шуршат листья, стучит дятел, капает дождик. Давайте и мы создадим такой оркестр». | Делятся на группы: «дождик» (играют на металлофоне), «шуршащие листья» (маракасы, «шумелки»). |
Дирижирует оркестром, показывая, кому вступать. | Смотрят на дирижера, играют слаженно, в характере музыки. | |
7. Заключительная часть. Рефлексия. (2 мин) | «Наше путешествие подходит к концу. Давайте вернемся в наш музыкальный зал. Вам понравилось? Что запомнилось больше всего?». | Делятся впечатлениями. |
Ритуал прощания: «До свидания, ребята!» (пропевается). | «До свидания!» (поют в ответ). | |
Метод «Дерево настроения»: Предлагает прикрепить листочек на нарисованное дерево (зеленый — очень понравилось, желтый — было хорошо, красный — не понравилось). | Выбирают листочек и прикрепляют его на дерево. |
Методические рекомендации к проведению:
1. Принцип наглядности: Использование репродукций картин помогает детям зрительно воспринять образ осени и глубже прочувствовать музыкальное произведение.
2. Смена видов деятельности: Чтобы удержать внимание детей дошкольного возраста, деятельность постоянно меняется (слушание, движение, пение, игра). Это предотвращает утомляемость.
3. Индивидуальный подход: Следует учитывать особенности каждого ребенка. Стеснительным детям предлагать помощь, более активных вовлекать в правила игры, давая им роль ведущих.
4. Игровая технология: Все занятие построено в виде сюжетно-ролевой игры («путешествие»), что является ведущим видом деятельности дошкольников и повышает мотивацию.
5. Здоровьесберегающие технологии: В занятие включены динамические паузы, логоритмические упражнения, смена поз (стоя, сидя, движение по залу).
Приложения:
1. Нотный материал: Распечатанные ноты песни «Осень-чародейка».
2. Конспекты танцевальных движений для игры «Осенние листочки».
3. Схемы ритмических рисунков для игры в оркестре.
Данная разработка является примерной. Музыкальный руководитель может заменять музыкальный репертуар, виды деятельности, исходя из своих целей, возможностей и контингента детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия для детей старшей группы "Будь здоров!"
Материал предназначен в помощь педагогам дошкольных учреждений...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Музыки с весёлыми нотками»
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка комплекса занятий для детей старшей группы ДОУ на тему: «Мой город – Санкт-Петербург»
Разработка предназначена для воспитателей старших групп, а так же предусматривает вовлечение родителей воспитанников.Проблема:Низкий уровень знаний детей о Санкт-Петербурге, его истории, достопри...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшей группы "В гостях у Маши и Медведя"
Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки»
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет)Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки» Автор: Музыкальный руководитель:М...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы с ЗПР "Музыкальная шкатулка"
Методическая разработкка узыкального занятия для детей старшей группы с ЗПР "Музыкальная шкатулка" Цель: Развитие эмоциональной сферы и основных музыкальных способностей (слух, ритм, па...