Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы с ЗПР "Музыкальная шкатулка"
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Мохаммед Екатерина Сергеевна
Методическая разработкка узыкального занятия для детей старшей группы с ЗПР "Музыкальная шкатулка"
 
Цель: Развитие эмоциональной сферы и основных музыкальных способностей (слух, ритм, память) через погружение в разнообразные музыкальные образы.
 
Задачи:
 
· Коррекционно-образовательные:
  · Учить различать характер музыки (весёлый/грустный, быстрый/медленный).
  · Закреплять умение двигаться в соответствии с характером музыки.
  · Упражнять в чистом интонировании простых попевок.
  · Учить играть на шумовых музыкальных инструментах в ансамбле, соблюдая общий ритм и динамику.
· Коррекционно-развивающие:
  · Развивать слуховое внимание и память.
  · Развивать чувство ритма, координацию движений.
  · Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат.
  · Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
· Коррекционно-воспитательные:
  · Воспитывать интерес к музыкальной деятельности.
  · Формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение слушать друг друга, действовать сообща).
 
Атрибуты и оборудование:
 
· Большая, красивая шкатулка (можно коробка, украшенная узорами).
· Карточки-символы с изображением эмоций (весёлый смайлик, грустный смайлик).
· Картинки-подсказки для дыхательной гимнастики («снежинка», «перо»).
· Простые шумовые инструменты: бубны, маракасы, колокольчики, деревянные палочки (по количеству детей).
· Реквизит для игры: легкий платочек или султанчики.
· Музыкальный центр и аудиозаписи.
· Игрушка-медвежонок.
 
Ход занятия
 
(Дети входят в зал под спокойную музыку, например, «Менуэт» Л. Боккерини)
 
Музыкальный руководитель (М.Р.): Здравствуйте, мои дорогие друзья! Сегодня к нам в гости пришёл медвежонок Миша. И он принёс вот эту необычную шкатулку. Это не простая шкатулка, а музыкальная. Хотите заглянуть внутрь и узнать, какие музыкальные секреты в ней спрятаны?
 
1.Ритуал приветствия «Здравствуйте!»
 
М.Р.: Но сначала давайте поздороваемся с Мишей и друг с другом, а поможет нам в этом весёлая песенка.
 
(Проводится коммуникативная игра-приветствие. Дети стоят в кругу. Напевается попевка на мотив «Сороки-вороны»)
 
Текст: Здравствуйте, ребята! (Дети машут рукой.)
Здравствуйте, ладошки! (Хлопают в ладоши.)
Здравствуйте, ножки! (Топают ножками.)
Здравствуйте, щёчки! (Поглаживают щёки.)
Будут все в порядке! (Обнимают себя руками.)
Ура!
 
М.Р.: Молодцы! Теперь мы готовы открыть шкатулку.
 
2. Дыхательное упражнение «Волшебное перо»
 
(М.Р. открывает шкатулку и достаёт оттуда картинку с изображением пера или красивое перо)
 
М.Р.: Первое, что мы видим – это лёгкое, воздушное пёрышко. Давайте с ним поиграем. Положите пёрышко на ладошку.
 
(Дети представляют, что на ладони лежит перо. М.Р. показывает)
 
· Вдох – спокойно через нос.
· Выдох – долгий, плавный через рот, чтобы сдуть пёрышко с ладошки.
  (Повторить 3-4 раза)
 
3. Распевка «Весёлый голосок»
 
М.Р.: А теперь в шкатулке спрятались весёлые звуки. Давайте их разбудим.
 
(Проводится артикуляционная и голосовая разминка)
 
· «Часики» – язык двигается влево-вправо.
· «Лошадка» – поцокать языком.
· Попевка «Самолёт» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова):
  «Полетел самолёт: «У-у-у!»» (голосом изображаем гул, тянем звук).
· Попевка «Кукушка»:
  «Ку-ку, ку-ку, песенку спою» (пропеваем на звуке «до-соль» чисто и точно).
 
4. Слушание музыки: «Грустная и весёлая музыка»
 
(М.Р. достаёт из шкатулки две карточки: грустную и весёлую)
 
М.Р.: Смотрите, шкатулка приготовила для нас две картинки. Какая это? (Показывает на весёлую). А это? (Показывает на грустную). Сейчас мы послушаем две музыки, а вы определите, какая из них грустная, а какая весёлая.
 
· Звучит отрывок из «Вальса» Д. Шостаковича (из «Танца кукол») – нежный, немного грустный.
  М.Р.: Какая музыка? (Ответы детей). Правильно, спокойная, немножко грустная. Давайте покажем, как грустит мишка. (Дети изображают грусть).
· Звучит отрывок из «Неаполитанской тарантеллы» П.И. Чайковского – быстрая, ритмичная.
  М.Р.: А сейчас какая музыка? (Ответы детей). Да, быстрая, весёлая, плясовая! Давайте попляшем! (Дети выполняют свободные плясовые движения).
 
5. Музыкально-ритмическая игра «Передай платочек»
 
М.Р.: В шкатулке лежит весёлый платочек! Пока звучит музыка, мы будем передавать его по кругу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках платочек, весело прыгнет! Договорились?
 
(Звучит ритмичная музыка, например, «Калинка» (народная) или любая другая плясовая. Игра повторяется 3-4 раза)
 
6. Игра на детских музыкальных инструментах «Весёлый оркестр»
 
(М.Р. достаёт из шкатулки мешочек с инструментами)
 
М.Р.: Ой, а тут целый оркестр спрятался! Сейчас каждый получит свой инструмент, и мы сыграем вместе.
 
(М.Р. раздаёт инструменты. Дети садятся полукругом)
М.Р.:Слушаем внимательно ритм.
 
· Прохлопываем простой ритм: «Тук-тук-тук, да-да-да».
· Исполняем на инструментах под запись ритмичной музыки (например, «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского). М.Р. дирижирует, показывая, когда играть громко, а когда тихо.
 
7. Пение: «Песенка про друзей»
 
М.Р.: На дне шкатулки лежит самая главная ценность – дружба! Давайте споём весёлую песенку про друзей.
 
(Разучивается или поется уже знакомая простая песня о дружбе, например, «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина) или «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). М.Р. обращает внимание на слаженность пения)
 
Заключение
 
М.Р.: Ребята, вот мы и открыли все секреты нашей музыкальной шкатулки. Вам понравилось? (Ответы детей). Что вам запомнилось больше всего?
Мы с вами слушали грустную и весёлую музыку,играли на инструментах, пели и танцевали. Вы сегодня были просто молодцы! Миша очень рад, что познакомился с такими музыкальными ребятами. А на прощание он дарит вам вот эти весёлые наклейки (или другую маленькую поощрительную мелочь). До новых встреч в музыкальной стране!
 
(Дети под спокойную музыку выходят из зала.)
 
Список используемой литературы
 
1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой.
2. «Коррекционные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» (методические рекомендации).
3. «Музыкальные занятия для детей с ЗПР» (авторские разработки в журналах «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальный руководитель»).
4. Т. Сауко «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста».
5. Е. Тиличеева «Маленькие песенки» (сборник вокальных упражнений для детей).
 
Музыкальный репертуар
 
1. Для входа: Л. Боккерини «Менуэт» (в оркестровом исполнении).
2. Для слушания:
   · Д. Шостакович «Вальс» из сюиты «Танцы кукол».
   · П.И. Чайковский «Неаполитанская тарантелла» из балета «Лебединое озеро».
3. Для игры: Русская народная песня «Калинка» (в инструментальной обработке).
4. Для оркестра: П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».
5. Для пения:
   · «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).
   · «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина).
 
 
Примечание для педагога: На протяжении всего занятия важно создавать доброжелательную атмосферу, хвалить детей за любую попытку выполнения задания, оказывать индивидуальную помощь (тактильно направлять движение, пропевать фразу вместе с ребёнком). Темп занятия должен быть средним, с паузами для отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработкка узыкального занятия для детей старшей группы с ЗПР "Музыкальная шкатулка"

Цель: Развитие эмоциональной сферы и основных музыкальных способностей (слух, ритм, память) через погружение в разнообразные музыкальные образы.

Задачи:

· Коррекционно-образовательные:

  · Учить различать характер музыки (весёлый/грустный, быстрый/медленный).

  · Закреплять умение двигаться в соответствии с характером музыки.

  · Упражнять в чистом интонировании простых попевок.

  · Учить играть на шумовых музыкальных инструментах в ансамбле, соблюдая общий ритм и динамику.

· Коррекционно-развивающие:

  · Развивать слуховое внимание и память.

  · Развивать чувство ритма, координацию движений.

  · Развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат.

  · Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

· Коррекционно-воспитательные:

  · Воспитывать интерес к музыкальной деятельности.

  · Формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение слушать друг друга, действовать сообща).

Атрибуты и оборудование:

· Большая, красивая шкатулка (можно коробка, украшенная узорами).

· Карточки-символы с изображением эмоций (весёлый смайлик, грустный смайлик).

· Картинки-подсказки для дыхательной гимнастики («снежинка», «перо»).

· Простые шумовые инструменты: бубны, маракасы, колокольчики, деревянные палочки (по количеству детей).

· Реквизит для игры: легкий платочек или султанчики.

· Музыкальный центр и аудиозаписи.

· Игрушка-медвежонок.

Ход занятия

(Дети входят в зал под спокойную музыку, например, «Менуэт» Л. Боккерини)

Музыкальный руководитель (М.Р.): Здравствуйте, мои дорогие друзья! Сегодня к нам в гости пришёл медвежонок Миша. И он принёс вот эту необычную шкатулку. Это не простая шкатулка, а музыкальная. Хотите заглянуть внутрь и узнать, какие музыкальные секреты в ней спрятаны?

1.Ритуал приветствия «Здравствуйте!»

М.Р.: Но сначала давайте поздороваемся с Мишей и друг с другом, а поможет нам в этом весёлая песенка.

(Проводится коммуникативная игра-приветствие. Дети стоят в кругу. Напевается попевка на мотив «Сороки-вороны»)

Текст: Здравствуйте, ребята! (Дети машут рукой.)

Здравствуйте, ладошки! (Хлопают в ладоши.)

Здравствуйте, ножки! (Топают ножками.)

Здравствуйте, щёчки! (Поглаживают щёки.)

Будут все в порядке! (Обнимают себя руками.)

Ура!

М.Р.: Молодцы! Теперь мы готовы открыть шкатулку.

2. Дыхательное упражнение «Волшебное перо»

(М.Р. открывает шкатулку и достаёт оттуда картинку с изображением пера или красивое перо)

М.Р.: Первое, что мы видим – это лёгкое, воздушное пёрышко. Давайте с ним поиграем. Положите пёрышко на ладошку.

(Дети представляют, что на ладони лежит перо. М.Р. показывает)

· Вдох – спокойно через нос.

· Выдох – долгий, плавный через рот, чтобы сдуть пёрышко с ладошки.

  (Повторить 3-4 раза)

3. Распевка «Весёлый голосок»

М.Р.: А теперь в шкатулке спрятались весёлые звуки. Давайте их разбудим.

(Проводится артикуляционная и голосовая разминка)

· «Часики» – язык двигается влево-вправо.

· «Лошадка» – поцокать языком.

· Попевка «Самолёт» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова):

  «Полетел самолёт: «У-у-у!»» (голосом изображаем гул, тянем звук).

· Попевка «Кукушка»:

  «Ку-ку, ку-ку, песенку спою» (пропеваем на звуке «до-соль» чисто и точно).

4. Слушание музыки: «Грустная и весёлая музыка»

(М.Р. достаёт из шкатулки две карточки: грустную и весёлую)

М.Р.: Смотрите, шкатулка приготовила для нас две картинки. Какая это? (Показывает на весёлую). А это? (Показывает на грустную). Сейчас мы послушаем две музыки, а вы определите, какая из них грустная, а какая весёлая.

· Звучит отрывок из «Вальса» Д. Шостаковича (из «Танца кукол») – нежный, немного грустный.

  М.Р.: Какая музыка? (Ответы детей). Правильно, спокойная, немножко грустная. Давайте покажем, как грустит мишка. (Дети изображают грусть).

· Звучит отрывок из «Неаполитанской тарантеллы» П.И. Чайковского – быстрая, ритмичная.

  М.Р.: А сейчас какая музыка? (Ответы детей). Да, быстрая, весёлая, плясовая! Давайте попляшем! (Дети выполняют свободные плясовые движения).

5. Музыкально-ритмическая игра «Передай платочек»

М.Р.: В шкатулке лежит весёлый платочек! Пока звучит музыка, мы будем передавать его по кругу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках платочек, весело прыгнет! Договорились?

(Звучит ритмичная музыка, например, «Калинка» (народная) или любая другая плясовая. Игра повторяется 3-4 раза)

6. Игра на детских музыкальных инструментах «Весёлый оркестр»

(М.Р. достаёт из шкатулки мешочек с инструментами)

М.Р.: Ой, а тут целый оркестр спрятался! Сейчас каждый получит свой инструмент, и мы сыграем вместе.

(М.Р. раздаёт инструменты. Дети садятся полукругом)

М.Р.:Слушаем внимательно ритм.

· Прохлопываем простой ритм: «Тук-тук-тук, да-да-да».

· Исполняем на инструментах под запись ритмичной музыки (например, «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского). М.Р. дирижирует, показывая, когда играть громко, а когда тихо.

7. Пение: «Песенка про друзей»

М.Р.: На дне шкатулки лежит самая главная ценность – дружба! Давайте споём весёлую песенку про друзей.

(Разучивается или поется уже знакомая простая песня о дружбе, например, «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина) или «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). М.Р. обращает внимание на слаженность пения)

Заключение

М.Р.: Ребята, вот мы и открыли все секреты нашей музыкальной шкатулки. Вам понравилось? (Ответы детей). Что вам запомнилось больше всего?

Мы с вами слушали грустную и весёлую музыку,играли на инструментах, пели и танцевали. Вы сегодня были просто молодцы! Миша очень рад, что познакомился с такими музыкальными ребятами. А на прощание он дарит вам вот эти весёлые наклейки (или другую маленькую поощрительную мелочь). До новых встреч в музыкальной стране!

(Дети под спокойную музыку выходят из зала.)

Список используемой литературы

1. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой.

2. «Коррекционные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» (методические рекомендации).

3. «Музыкальные занятия для детей с ЗПР» (авторские разработки в журналах «Справочник музыкального руководителя», «Музыкальный руководитель»).

4. Т. Сауко «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста».

5. Е. Тиличеева «Маленькие песенки» (сборник вокальных упражнений для детей).

Музыкальный репертуар

1. Для входа: Л. Боккерини «Менуэт» (в оркестровом исполнении).

2. Для слушания:

   · Д. Шостакович «Вальс» из сюиты «Танцы кукол».

   · П.И. Чайковский «Неаполитанская тарантелла» из балета «Лебединое озеро».

3. Для игры: Русская народная песня «Калинка» (в инструментальной обработке).

4. Для оркестра: П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома».

5. Для пения:

   · «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

   · «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина).

Примечание для педагога: На протяжении всего занятия важно создавать доброжелательную атмосферу, хвалить детей за любую попытку выполнения задания, оказывать индивидуальную помощь (тактильно направлять движение, пропевать фразу вместе с ребёнком). Темп занятия должен быть средним, с паузами для отдыха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия для детей старшей группы "Будь здоров!"

Материал предназначен в помощь педагогам дошкольных учреждений...

Методическая разработка комплекса занятий для детей старшей группы ДОУ на тему: «Мой город – Санкт-Петербург»

Разработка предназначена для воспитателей старших групп, а так же предусматривает вовлечение родителей воспитанников.Проблема:Низкий уровень знаний детей о Санкт-Петербурге, его истории, достопри...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшей группы "В гостях у Маши и Медведя"

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы (5-6 лет)

Разработка представляет собой конспект комплексного музыкального занятия, интегрирующего различные виды детской музыкальной деятельности. В основе сюжет — путешествие в осенний лес, что позволяе...

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет) Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки»

Методическая разработка музыкального занятия для детей старшей группы ДОУ (5-6 лет)Тема: «Путешествие в осенний лес: ритм, тембр и настроение музыки» Автор: Музыкальный руководитель:М...