Конспект занятия "Звукобуква "Ч""
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Осипенко Светлана Александровна

Конспект занятия представляет работу по использованию наглядности при закреплении твёрдости-мягкости согласных звуков. Он является составной частью системы по закреплению данной звуковой характеристики. Издано авторское методическое пособие "Использование наглядных пособий в работе с детьми с ЗПР по закреплению твёрдости-мягкости согласных звуков". В нём представлена краткая характеристика особенностей овладения звуковым анализом детьми с ограниченными возможностями здоровья, тематическое планирование фронтальных занятий по обучению грамоте на 2 года обучения, примерные конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukobukva_ch.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Звукобуква «Ч»

Цели: 

1.Закрепление мягкости непарного звука «ч». Звуковой анализ;

2.Работа над слоговой структурой слов;

3.Активизация словаря по теме «Насекомые»;

4.Развитие пространственных представлений, воображения;

5. Развитие мелкой моторики, координации движений.

Ход:

1. Объявление темы

Жил – был мальчик. Его звали дядя Фёдор. Он был чудаком и вместо тёплой квартиры в городе выбрал деревню. Взял он чемодан и отправился в ……(Простоквашино) – Правильно! Там его ждут друзья: ….(Дети называют). Вот сегодня мы с вами и узнаем, что же нового произошло в деревне Простоквашино.

Первым мы встретили почтальона Печкина (Выставляется картина). Он сказал, что главным сегодня будет звук, который стоит в середине и его профессии и фамилии: послушайте – почччтальон Печччкин (дети называют звук). – А вы не знаете, почему у Печкина плащ зелёный? (Выслушиваем ответы детей). Приходим к  выводу, что звук «Ч» всегда мягкий, даём полную характеристику звуку.

2.Работа с новым звуком, закрепление его мягкости

– Печкин спрашивает, как называется самая верхняя часть в доме под крышей. (Чердак). – Есть наш звук? (Анализ местоположения звука в слове).

Он говорит, что у наших героев там непорядок, и даже паутина появилась, посмотрите, какая. (Открывается полотно, на нём сплетённая паутина с вязаным зелёным пауком в центре). – Это мама – паучиха, а почему она зелёная? (Анализ).

–У неё разбежались «детки» – паучата. Чтобы их собрать возле мамы, нужно придумать слова со звуком «ч», а помогут нам старые вещи, которые можно встретить на чердаке. Дети называют слова: часы, чемодан, чашка, ключи, чайник, лампочка и т.д., прикрепляя маленьких вязаных зелёных «паучков» за лапки из мягкой проволочки возле «мамы». Анализ местоположения звука в слове.  

– Молодцы, помогли паучатам!

3.Развитие лексико – грамматических категорий

– Смотрит Печкин на паучков и гадает, кто же это – животные или птицы? А вы как думаете? Дети отвечают: «Насекомые».

– Правильно! Какие бывают насекомые? (ползающие и летающие). Здесь на чердаке лежат картинки с насекомыми, их тоже разместим на паутине: если насекомое ползающее, то его нужно прикрепить под  паучихой, а если летающее, то над ней.

Дети размещают:  бабочка, червяк, сверчок, кузнечик, светлячок, пчела, жук.

– Есть ли звук «ч» в этих словах? Во всех? (Исключают жука)

4. Развитие мелкой моторики

– А Печкин нам кричит снизу: «На огороде всю капусту грачи поклевали!» – Что можно придумать? (Дети предлагают свои варианты). – А я предлагаю сделать, отгадайте что:

«Кто, дикий и страшный, растёт среди гряд?

Ни звери, ни птицы его не едят». (Чучело)

Выставляются подносики с палочками и лоскутками ткани, тоже «найденными на чердаке». Дети выкладывают на столах чучела.  – Есть наш звук в слове? Сколько?

5.Работа над слоговой структурой слова

– Посмотрите на мою картинку чучела (прикрепляю её на паутину). Сколько слогов в слове чучело? (3). – Найдите ещё слова, состоящие из трёх слогов,   которые находятся на моей картинке. (Борода, перчатки, кастрюля, вороны, капуста, малина, солома, ветрячки, верёвка, огород, рубашка). – В каких словах есть «ч»?

6.Автоматизация «ч»  

– Чтобы грачи и вороны больше не возвращались на огород нужно произнести стишок:  – ча-ча-ча, ча-ча-ча, птицы нет черней грача,

чу-чу-чу, чу-чу-чу, я помочь грачам хочу.

чи-чи-чи, чи-чи-чи, улетайте в лес грачи!

Чей-чей-чей, там корма много для грачей!  

(Проговариваем хором и индивидуально).

7. Звуковой анализ

 – Какая  подходит к нашим слогам из стишка, почему?

Также повесим эту карточку на паутину.

– Назовите звуки по-порядку в словах паук, грач, ручка.

8.Работа над многозначностью слова

– А почтальон Печкин не понял, про какую ручку вы говорите. Давайте объясним ему, какие бывают (Дети рассказывают по картинкам о разных ручках).

9.Знакомство с буквой. Предупреждение дисграфии

ШТ            I J       U     I

ЧП        FJЕ       II    

– Что делают ручкой в школе? (Пишут буквы) Нам нужно найти букву «Ч» в телеграмме, которую принёс нам Печкин. На ней много разных недописанных букв и чёрточек. Находим «ч», определяем, на что похожа буква, из каких элементов состоит, на какие буквы из «телеграммы» похожа.

10. Подведение итогов

– С каким звуком познакомились? Кто нам помогал? Вспомнить нашу прогулку по Простоквашино поможет паутина: посмотрите на неё и сразу вспомните всё, чем мы занимались. Что больше всего понравилось?

– Вы сегодня просто молодцы! Все занимались замечательно, и почтальон Печкин достал из своей сумки всем на память картинки с буквой «Ч» (из разрезной азбуки). Наклеите их в свои тетради. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....