Развитие речи детей раннего возраста.
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) по теме

Руфова Людмила Вячеславовна

Данный материал представляет собой обобщение опыта.Работа будет полезна воспитателям детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispravlennoe_2.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 47

 

      

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА»

                                                       Работу выполнила воспитатель

                                                                      Руфова  Людмила Вячеславовна

           

г. Арзамас, 2010г

                                          Оглавление          

                                 .                  

Введение……………………………………………………………………….3 стр.

Актуальность темы……………………………………………………………4 стр.

  1. Анализ психолого – педагогических исследований…………………….5 стр.
  2. Анализ методического обеспечения……………………………………..7 стр.

3.  Проблемы педагогической деятельности..……………………………….8 стр.

4.   Этапы становления педагогического опыта……………………………..9 стр.

5.   Характеристика развития речи детей третьего года жизни…………………………………………………………………….……..11 стр.

6.  Формы работы  ……………………………………………………………..12 стр.

6.1 Занятия…………………………………………………..……….…………12 стр.

6.2 Развитие речи детей в повседневной жизни……………………………...16 стр.

7.  Связь с другими видами деятельности …………………………………...18 стр.  

8. Результативность ………………………………………………………… ..18 стр.          

9.  Перспектива на будущее……………………………..…………………….19 стр.

Список литературы…………………………………………………………….20 стр.

Приложения

                                                      Введение

     Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

     О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию  культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи». Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

           Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

         

   Основные задачи развития речи –

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение и активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи,

- обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

     В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

     Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

    Многолетние исследования по развитию речи дошкольников в детском саду доказали, что процесс речевого воспитания в дошкольном детстве многоаспектен по своей природе. Он органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку. Развитие речи связано также с решением задач нравственного и эстетического воспитания детей.

                                         Актуальность

     

     На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного  психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.

    В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители  частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

     Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

     Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

     Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

     Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

     Плохая дикция.

Исходя из этого, мы сделали вывод, что уже с 1 младшей группы необходимо начинать развивать  речь.

1. Анализ психолого -  педагогических исследований

       Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

       Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский,   А.А. Леонтьев,   АН. Гвоздев, ВВ. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин,   О.И. Соловьева) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

       Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно.

       Согласно А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков — это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка.

       Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения родным языком в дошкольном детстве в нескольких направлениях. Начальные формы мышления дошкольника — наглядно-действенное и наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка. Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении — с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т. е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта.

       Е. И. Тихеева считала, что способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка.

       До сих пор в ряде исследований и методических пособий по развитию речи сохраняется абсолютно неприемлемое положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается только на основе подражания, интуитивно, даже инстинктивно.

       Исследования, проведенные в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, доказали, что овладение языком характеризуется прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Это осознание связано с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом. Поэтому необходимо формировать осознание явлений языковой действительности. Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольника Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследованиях, выполненных в этом направлении.

       Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, г. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

       Развитие речи предоставляет богатые возможности для решения  задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным аспектам обучения родному языку — воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков человека, эстетические качества и оценки.

       В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

2. Анализ программно – методического обеспечения

       Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ требует совершенствования программно-методического обеспечения педагогического процесса. Правильный подбор учебно-методического сопровождения позволяет выстроить целостность работы в ДОУ, повышает уровень профессионального мастерства педагогов, оказывает теоретическую, информационную и практическую помощь в организации работы с детьми.

       Мы работаем по программе «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и других. Она является результатом многолетней научно – исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А И Герцена.  Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам  современного ребёнка.

        Большое внимание в программе уделено развитию речи детей как средства общения. Программа призвана помочь осмыслить, что ребёнок видит, осязает, слышит; словесно оформить полученные впечатления; установить речевые контакты с окружающими. Авторы отмечают, что за период раннего детства – при целенаправленных педагогических воздействиях – ребёнок должен успешно и своевременно пройти путь от лепета, первых звукоподражаний и простейших слов до ориентировки в звучащей речи, интенсивного накопления словаря, усвоения способов словообразования всех частей речи.

        Содержание программы выстроено не только с учётом логики и тенденций естественного усвоения языка, но и опорой на новообразования, способствующие своевременному и полноценному психическому развитию ребёнка. Ребёнок учится говорить, заимствуя образцы из речи взрослых. Мы – взрослые – должны организовать такую материальную и речевую среду, которая побуждает дошкольника к общению, способствует обогащению и активизации его речи.

       Программа «Детство» предусматривает следующую цель:

обеспечение всестороннего развития ребенка, формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

  Данная цель реализуется в следующих задачах:

- развитие словарного запаса детей;

- развитие разговорной речи детей, умение вести диалог и монолог;

- освоение грамматически правильной речи;

- освоение звуковой культуры речи;

        Для  организации занятий по развитию речи мы опираемся  на методику В. В. Гербовой. Она предлагает две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Как ведущая форма выступает обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приёмов передать ребёнку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие речевые умения и навыки. Однако речь ребёнка формируется и в разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, он активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребёнка, усвоение языка будет затруднено.

        Организуя игры по развитию речи,  используем методическое пособие О.С.Ушаковой «Скажи по - другому», где представлены различные речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии.

             

 3. Проблемы педагогической деятельности

          Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях необходимых пособий и материалов, работа с детьми по развитию речи проводится не на должном уровне. Основным средством в работе с детьми выступают занятия, но за короткое время отведённое  для их проведения дети не получают достаточный объем знаний. И, как правило, мало времени уделяется индивидуальной работе с детьми, а разучивание  малых форм фольклора рекомендуется осуществлять родителям. А у родителей, по итогам опросов, так же на это не хватает времени. В дидактических играх, имеющихся в группе, не всегда встречаются задания,  рассчитанные на разный уровень развития детей. В режимных моментах часто не обращается внимания воспитателей и родителей на правильность проговаривания слов. Во время игровой деятельности воспитатели не могут охватить вниманием всех детей, поэтому общение происходит только с активными детьми, а малоактивные  дети не принимают участия в общении.

         Все это свидетельствует о том, что вопросы речевого развития дошкольников  решаются  не в полной мере.

     Основная цель данного опыта – развитие интереса детей к сотрудничеству, навыков речевого и детского общения с взрослыми и сверстниками, обогащение опыта игрового общения.

           Для достижения цели  необходимо реализовать  следующие задачи:

 - развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками и взрослыми;

 - развитие словарного запаса;

 - воспитание звуковой культуры речи, обучение детей внятной, неторопливой речи;

 - способствовать зарождению интереса и любви к художественному слову.

           

 

 

4. Этапы становления педагогического опыта

                             Ι этап - подготовительный

     Мы работаем по программе «Детство» В.И.Логиновой. Программа «Детство» предлагает тематику занятий по развитию речи, но недостаточно методического материала. Поэтому нами была сделана дополнительная подборка соответствующей литературы, методических разработок. Мы использовали элементы разработок следующих авторов: В.В.Гербова, О.С.Ушакова. Создали для занятий картотеку дидактических игр, конспекты занятий, перспективного плана.

 Для успешной работы создана соответствующая развивающая среда. Наша групповая комната выдержана в определённой цветовой гамме, которая представлена спокойными тонами - розовым и кофейным.

      Представлены дидактические игры на развитие внимания, логики, мышления. 

Такие как  «Найди детёныша для мамы», «Чудесный мешочек», «Домашние животные», «Ку –ка –ре-ку» и другие. Наборы сюжетных картинок, например «Кукла Таня проснулась», «Кукла Таня идёт гулять»,  плакаты с изображением домашних животных,  альбомы «Время года», «Профессии», «Мебель», «Транспорт», наборы различных картинок для индивидуальных и подгрупповых речевых игр, имеются картины для рассматривания,

 яркие игрушки, лото.

      В театральной зоне расположены различные виды театра: настольный «Теремок», варежковый «Репка», би-ба-бо «Заюшкина избушка», театр на фланелеграфе «Курочка Ряба»

     Рядом с учебной зоной расположен уголок книги, который представлен книгами с яркими, запоминающимися иллюстрациями, необходимыми по программе.

                                         

     

                                              ІІ этап - формирующий

 

     Работа с детьми осуществляется как на занятиях, так и в свободное время. На занятиях мы рассматриваем картинки, читаем сказки, потешки, стихотворения; создаём ситуации для самостоятельной речевой активности. (Приложение№1) Во время прогулок мы наблюдаем за изменениями  в природе, за птицами, животными, транспортом, одеждой людей. В свободное время вместе читаем знакомые и любимые книжки, занимаемся пальчиковой гимнастикой (Приложение№2).  Во время игровой деятельности стараемся вовлекать в общение всех детей, просим ответить на поставленные вопросы, пожалеть игрового персонажа, спеть ему песенку и т.д.  привлекаем детей к рассказыванию сказок с помощью картинок на фланелеграфе, варежкового театра и т.д.

     Работа с педагогами. Мы активно участвуем в методической работе детского сада, подготавливаем консультации для педагогов по развитию речи, участвуем в педсоветах по проблеме развития речи, делимся опытом на семинарах – практикумах, показываем открытые занятия для педагогов, делимся опытом организации предметно развивающей среды. Были проведены консультации на тему: «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте». (Приложение№3)

     Работа с родителями. Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам.

     Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него неизгладимое впечатление. Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение (приложение№4), своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

     Чтобы расширить кругозор, предлагаю родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

     Родители всегда готовы помочь в нашей работе, что не может не повлиять на развитие наших воспитанников.

      Демонстрировали наглядный материал с помощью разных консультаций,  (Приложение № 5 )проводили родительские собрания, анкетирование (приложение№6) открытые просмотры( Занятия с детьми, игровую деятельность, приглашали родителей на праздники), индивидуальные рекомендации (Сообщали об успехах ребёнка в речевой деятельности, какие потешки и песенки выучил), обучали родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной диагностики (с помощью моделей и схем, а также практического показа) (приложение №7).

       ІІІ этап – итоговый.

        Включает в себя:

             - проведение диагностики детей, опрос родителей по итогам проделанной работы;

             - обработка данных, подведение итогов, проведение родительского собрания;

           

   5. Характеристика развития речи детей третьего года жизни.

                                                         

     Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

      Для формирования речи большое значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

      Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо воспитывать. При отсутствии специальной работы дети быстро переходят к более простым словам, которыми замещают развернутые словесные ответы (там, вот идет, туда ушел, тут взял, сюда закатилась).

      Воспитатель и родители в своей речи не должен допускать упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина, кукла) в тех случаях, когда надо, чтобы ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение предмета. «На окне стоит цветок. На столе Сашин рисунок, возьми его и принеси мне. Оля, ты где взяла книгу про зайчат? В шкафу я ее не видела. Наверное, ее рассматривал кто-то из детей? Ты не отобрала эту книгу, а попросила? Скажи, как ты это сделала». Если ребенку незнакомо слово, его обязательно следует использовать в сочетании с другими знакомыми словами («Нам подарили машину. Она называется трактор. У трактора колеса большие и маленькие. Маленькие колеса спереди, большие сзади»). После того как взрослые познакомили ребёнка с новой игрушкой, многократно произнесли ее название, можно дать ее ребёнку для игры.

       Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому.

     В итоге, к началу четвёртого года жизни, ребёнок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, правильно их оформляет. Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах.

Чтобы добиться положительных результатов в  работе  и решить поставленные задачи, рекомендуется использовать следующие направления педагогической деятельности

                                           

                                  6.     ФОРМЫ    РАБОТЫ      

6.1 Занятия

     В  первой младшей группе  занятия по развитию речи проводят один раз в неделю. Оно планируется как на утро, так и на вечер. В первую половину дня целесообразно проводить занятия, на которых дети осваивают новый программный материал. Вечером, как правило, планируются занятия, в процессе которых закрепляются умения детей, уточняются имеющие представления (повторное чтение сказок, потешек, инсценировки, дидактические игры и т. п.)

   Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия: при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками — рассматривание Организованные наблюдения за окружающим на третьем году значительно расширяются и углубляются.    

       Рекомендуется не только наблюдать за различными транспортными средствами, но и учить детей различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, телеги, сани), показывать, из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери).

       В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них: детей знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками, рассказывают, как и что они едят.

Структура проведения занятий с детьми младшего дошкольного возраста

  1. При встрече с живыми объектами на первых занятиях дети внимательно наблюдают, эмоционально реагируют, произносят разные слова.
  2. Спустя некоторое время воспитатель начинает сам руководить наблюдением. Он предлагает детям смотреть и при этом рассказывает. Например, в ходе наблюдения за кошкой рассказывает, что у кошки шерсть, она мягкая и пушистая. Хвост большой и  пушистый. Кошка ходит и бегает. У нее на лапах есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапами мягко, неслышно. Это потому, что на лапах подушечки. Кошка ест хлеб, мясо, молоко. Молоко лакает язычком.

При наблюдении за птичкой воспитатель рассказывает, что у птички перышки, клюв острый, на лапках коготки. Когда она ходит, коготки стучат. Птичка ходит редко. Чаще она прыгает. Много летает. Когда летает, крылышки расправляет. Птичке дают зернышки. Она их клюет.

  1. На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей. В ходе наблюдения следует задавать вопросы: как мяукает кошка (поет птичка?)? Какой хвост у птички (у кошки)? Что на лапках у кошки (у птички)? Как ходит кошка (летает птичка)? Что ест кошка (птичка)? Как кошка пьет молоко? Как птичка клюет зернышки? Так как представления детей не являются поясными, воспитатель все время дополняет ответы детей; а в случае затруднения сам ведет рассказ, призывая детей повторять за ним.

          Наблюдения проводятся в помещении и на улице. В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит (например, няня, сначала моет чайные, чашки, затем тарелки, а потом ложки), но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство (яблоко и помидор круглые) и различия (яблоко желтое, только бок у него красный, помидор весь красный; вкус у них разный — яблоко сладкое; помидор кисловатый, его едят с солью).

       4. Для развития речи широко используются картинки. На занятиях могут предъявляться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии; сюжетные картинки. Это зависит от задач, которые ставит воспитатель. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции; устанавливать причинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повторять слова  за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

     5. Наиболее часто используются сюжетные картинки. Занятия с ними проводятся как с целью закрепления имеющихся у детей представлений, знаний, так и для получения новых.  

     В зависимости от этого занятия проводятся по-разному. В одном случае воспитатель сначала подробно рассказывает о том, что изображено на картинке, и  по ходу рассказа задает детям вопросы. «Смотрите, вот девочка Таня. Она кормит птичек. Что делает Таня? Птички большие и маленькие. Какие птички? Большие птички — голуби, маленькие—воробьи. Какие птички сидят на крыше? Большие. Это голуби. Какие птички сидят на дереве? Маленькие. Это воробьи». В другом случае изображение может служить опорой для привлечения детского опыта с последующим рассказом воспитателя. Детям предъявляется та же картина и предоставляется возможность отреагировать на нее. Потом воспитатель говорит: Посмотрите в окно. На улице снег. Сейчас зима. Вы ходили на прогулку? Видели птичек? Какие это были птички? Что они делали? (Летали, сидели.) Где сидели? Вы кормили их? А теперь посмотрите на картину. На этой картине тоже зима. Белый снег лежит на крыже, на ветках. Девочка Таня тепло одета: на ней шуба, шапка, валенки. Эти птички клюют зернышки, а эти сидят на дереве, на крыше».

     6.   Большое значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами (при несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок). На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь детям вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю вне занятий. Книги способствуют установлению контактов как между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. О содержании книг можно говорить и в их отсутствии. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

      7.   Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм.

      8.  Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать. Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз, как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы — в два-три дня. В следующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнить. Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество действий, выполняемых персонажами; дается более подробное описание отдельных персонажей: описывается место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому надо самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит детей с новым, способствует всестороннему развитию речи.

  1.   Занятия с использованием сюжетных  игрушек (разных кукол, игрушечных животных) влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками, активизируют разнообразный словарь. На таких занятиях, как правило, разыгрываются какие-нибудь сюжеты (показывается ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой), знакомые детям из собственной жизни (кормление куклы, игрушечных животных, укладывание куклы, подъем после сна, купание, прогулка, лечение, приглашение в гости к кукле игрушечных животных и т. д.). При развертывании сюжетов дается много названий различных предметов (посуды, одежды), показываются действия с ними и раскрывается их назначение (из глубоких тарелок едят щи, суп, борщ, из мелких — кашу, котлеты, салат; из чашки, стакана, кружки пьют воду, чай, молоко, кофе, какао), а также закрепляются навыки, приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения. По ходу выполнения действий необходимо привлекать малышей к активному участию в происходящем (расставить посуду на столе для обеда кукол Нины и Вовы; снять с куклы Кати пальто, шапку, шарф; принести и поставить около кровати куклы Нины блюдечко для кошки).

10.    Большое влияние на развитие речи  в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время занятий создается возможность совместных действий и сопереживания по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разнообразным поводам. Ценными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса («Как построить стол, чтобы он не упал?»; «Сделайте мне два стула»; «У меня есть стол и стул, как построить диван?»).

     В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателями практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержание. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. 06щение становится регулярным, малыши стремятся прилечь к своей деятельности воспитателя, начинают задавать вопросы.

         Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросы взрослым. Поэтому в ходе занятий надо поставить больше вопросов, обращенных и к самим детям и к игрушкам (персонажам каких-либо сказок, рассказов). Это создаст условия для подражания, дети сами начнут задавать воспитателю разнообразные вопросы.

Для развития речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Приучать к ней надо постепенно, без нажима. Сначала учат наблюдать за игрой другого, потом — осторожно включаться в нее, а затем становятся возможным переход к совместной игре. Если самостоятельной игре детей воспитатель уделял должное внимание, то между ними устанавливается сложное по содержанию речевое общие: дети призывают друг друга к развертыванию игрового процесса («Сделаем два гаража. Ты будешь строить маленький, а я — большой»), помогают том, кто не справляется («Вот так надо строить»), оценивают действия другого ребенка и свои («Ты неумеешь хорошо строить, а я умею»), запрещают выполнять какие-то действия («Не надо ломать. Нельзя трогать») и т. д.

           Общение со взрослыми и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения: не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других детей, привлекают их внимание к чему-либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности, просят совета: «Что ли мне еще дом построить?» Самое главное состоит в том, что речь ребенка, являясь средством общения, в определенной степени начинает выполнять функцию саморегуляции поведения. Речевое общение способствует установлению между детьми положительных взаимоотношений.

          Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребёнок, должен быть «интересен всерьёз». Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жест. И если воспитатель искренне, с удовольствием «дует на горячие баранки», показывает, как бодается козлик, ребёнок не просто заряжается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением. В свою очередь удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость ребёнка и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Всё это наилучшим образом обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

             

Методы работы



Словесные

  1. Художественное слово.
  2. Беседа
  3. Пересказ
  4. Заучивание наизусть.





Наглядные                            

  1. Экскурсии
  2. Рассматривание картин
  3. Показ картин и фотографий
  4. Показ диафильмов



Практические

  1. Дидактическая игра.
  2. Игра драматизация
  3. Игры инсценировки


     Приёмы.

            Дошкольники все время продолжают встречаться с новыми, незнакомыми предметами, действиями. Начинают знакомиться с некоторыми явлениями, событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет словами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно. Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскрывать назначение предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в данный момент с тем, что малыш видел раньше. По-прежнему сохраняется прием поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни («Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф. Саша, найди собачку большую и маленькую. Большую оставь себе, маленькую отдай Сереже»).

               Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении необходимо подтверждать правильность произносимых слов, а в случае необходимости дать образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить произнести слово правильно: «Саша, скажи как следует: голубок, а не губулёк. Повтори четко: голубой (ребенок сказал гобулёй). Ты сказал моя пальчик, а надо говорить: мой пальчик». Ребенок может произнести исправленное слово несколько раз, но навязчиво принуждать его к этому не следует, необходимо соблюдать меру. В случае отказа настаивать не надо.

             Существенное значение имеет прием  - постановка вопросов. Сначала детей обучают понимать конкретные вопросы в одной и той же обстановке (Где стоит стол?). Потом учитывается общая ситуация (Что это лежит на диване?). Наконец, вопросы задаются без учета ситуации, с опорой на некоторые знания ребенка («Оля, кого ты видела, когда ходила гулять?»). Для активизации речи необходимо применять все те побудительные слова, которые нацеливают ребенка на высказывания: скажи, повтори, спроси, расскажи.            

             Важными являются приемы договаривания (воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово) и   подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого-нибудь слова;  воспитатель вовремя помогает ему).

Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи детей.

                       

6.2 Развитие речи детей в повседневной жизни.

     Развитие речи детей происходит не только на организованных занятиях, но и в повседневной жизни, в самостоятельной игре.

     В режимные моменты у детей закрепляются навыки, приобретенные ранее, и систематически формируются новые. Навыки связаны с процессами еды, раздевания, одевания и т. д. В ходе выполнения режимных процессов от ребенка требуется точность знания, как нужно выполнять то или иное действие (чисто вымыть руки, не облившись при этом водой), в какой последовательности выполнять действия (например, при одевании на прогулку). Разные процессы совершаются в разных условиях, поэтому дети овладевают самыми разнообразными словами: учатся называть предметы домашнего обихода (одежду, мебель, посуду), игрушки, уточнять детали знакомых предметов (у туфелек есть каблук, носок, туфли застегивают либо специальной застежкой, либо пуговкой, ботинки зашнуровывают шнурками). Наряду с называнием предметов учат обозначать словами различные действия: одни и те же действия с разными предметами — налить (суп, компот, кофе), снять (пальто, - шапку, шарф), надеть (платье, рубашку, колготки); разные действия с одним предметом — застегнуть, расстегнуть (пуговицу), снять, повесить (пальто на вешалку); называть признаки предметов (шапочка красная, мягкая, теплая, суп горячий, теплый, вкусный).

        В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино»; «Помоги Вале снять пальто»; «Принеси Саше шарф»; «Подними варежку, спроси, чья эта варежка»). В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой»; «Я весь компот выпила»; «Я весь суп съел»,

              Следует заметить, что возможности для развития речи не во всех режимных процессах одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Для речевого общения необходимо выбирать удобное время и создавать специальные ситуации.

Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.

                Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей. На третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой, материал — необходимо также дать соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, сформировать умение выбирать эти способы, воспитать интерес к действиям, и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий. Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно слово отдаляется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит, итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации, наконец, замещает предмет илидействие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке... на поезде. Поезд едет-едет... Вдруг сломался... Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабушке» и т. д.

                                   

 

 7. Связь с другими видами деятельности.

     Большое влияние на развитие речи оказывают занятия, на которых воспитывается умение действовать с предметами и развивается двигательная активность.

       На занятиях   по изобразительной деятельности, изучая новые материалы, новые инструменты для рисования, различные техники рисования в детском саду, ребёнок расширяет свой словарный запас и кругозор.

      Музыкальные занятия помогают заучивать  песенки и потешки, выполнять музыкально – ритмические движения, слушать музыку.

       На занятиях по физическому развитию дети выполняют артикуляционную гимнастику, проговаривают  слова подвижных игр, запоминают их.

      На конструировании детей обучают возводить элементарные постройки, обговаривать их, согласовывать существительные с прилагательными, правильно употреблять глаголы.

      На  занятиях  по театрализованной деятельности  дети разучивают короткие постановки, что способствует развитию выразительности и эмоциональности речи.

     

      Для всего этого требуется определенная сумма знаний, умений, представление о некоторых технических приемах, соблюдение определенных правил. В результате накапливается словарь: существительные, глаголы, прилагательные, наречия; происходит усвоение грамматического строя речи. Пассивный словарь постепенно переходит в активный.

     

             

                                          

8.  Результативность

В процессе ежедневной  работы по развитию речи, дети расширяют словарный запас, учатся общаться с взрослыми и сверстниками. В результате целенаправленной работы дети

  1. Освоили первые формы монологической речи
  2. Научились рассказывать об эмоционально значимых событиях используя высказывания из двух – трех предложений
  3. Слушают и понимают содержание литературных произведений
  4. Научились использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (-чик, -щик, -енок, -онок, -ище).

9.  Перспектива на будущее.

В дальнейшем, продолжая работу по развитию речи, хотелось бы больше уделить внимание связной речи, так как эта проблема известна многим педагогам. Как показывает опыт, становясь старше дети при составлении рассказов по картине или серии сюжетных картинок затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах, и почти всегда им требуется помощь.

        В перспективе мы ставим перед собой следующие задачи:

  - обучать детей новым речевым  формам

  - способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности

        В результате ребёнку будет легче излагать свои мысли, и  в повседневной жизни и при обучении в школе он будет заниматься в интересной форме под руководством взрослого.    

     Дети с помощью языковых средств смогут подробно рассказать о событиях, увереннее подбирать и использовать слова, характеризующие эмоциональное настроение, внутреннее переживание.

     Так же намечена работа с родителями. В перспективе планируем наиболее эффективные формы работы – заочное консультирование, куда  помимо общих рекомендаций

по развитию речи детей входит «игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинкам, творческие рассказы детей, которые позволят родителям увидеть успех и своего ребёнка и обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

                             

 Список литературы

1.   Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2.  Выготский Л.С. «Мышление и речь»

3.  Гербова В.В. «Занятия по развитию речи детей в 1 младшей группе»

4.  Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова,    

           Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. 1996г

      5.   Розенгарт – Пупко Г.И. «Формирование речи у детей раннего возраста»

6.  Статьи журнала «Дошкольное воспитание»

7.  Тихеева Е.И  «Развитие речи детей»

      8.  Ушакова  О.С «Развитие речи детей

9. Фомичёва М.Ф  «Воспитание у детей правильного произношения»

    10. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей      

          дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977. –239с.

                     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение            

                                            детский сад№ 47             

                         Конспект занятия

                                     по развитию речи

        « В гостях у бабушки Алёны»

                                    (первая младшая группа)

                         

                                                                        Выполнила:                          

                                                                        воспитатель

                                                                        Руфова  Людмила Вячеславовна

г. Арзамас, 2010 г.

Программные задачи:

Обучающие: Совершенствовать культуру речи детей, продолжать учить пользоваться речью, как средством общения со взрослыми и сверстниками, продолжать знакомить детей с русскими народными песенками, потешками, сказками, учить слушать их, сопровождать чтение показом театра на фланелеграфе, а так же совершенствовать умение слушать без наглядного сопровождения. Стимулировать детей договаривать, проговаривать слова, фразы при чтении потешек, учить воспроизводить действия персонажа, входить в образ птиц.

Развивающие: Развивать речевую активность детей, мышление, память, внимание.

Воспитательные: воспитание культуры речи у детей средствами прочтения устного народного творчества, воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение, стремление общаться со взрослыми.

Методы и приемы:

 Игровой прием, введение игрового персонажа, использование художественного слова, привлечение различных видов фольклора (сказки, песенки, потешки), проблемно-поисковые вопросы, сюрпризный момент.

Предварительная работа: чтение потешек, чтение сказки «Курочка ряба»,

рассматривание картинок по сказке «Курочка ряба», беседа по этим картинкам; рассматривание картинок с изображением животных, беседа по ним; рассматривание игрушек кота, петушка.

Материал: игрушки кошка, петушок, шапочки цыплят, сказка курочка ряба на фланелеграфе.

Дифференцированный подход: детям с высоким уровнем развития предложить самостоятельный рассказ потешек.

В зал свободно входят дети вместе с воспитателем.    

Воспитатель: Что это за домик?

     В доме свет горит

    На окошке котик  

    Серенький сидит -      

    Бабушка Алена в домике живет    

    Наших ребятишек к себе в гости ждет.

 Воспитатель входит в домик, одевает платок берет корзину и входит к

детям.

Бабушка: Здравствуйте внучата

                 Милые ребята  

                 Ждем мы с котиком гостей

                 Ну-ка котик выходи

                  На ребяток погляди                      

Котик-игрушка здоровается с детьми, дотрагивается до каждого ребенка, гладит

по голове, дети гладят котика.

Бабушка: Ребята, а вы знаете потешку про котика?

Дети: Да! Знаем.

Бабушка: А давайте ему расскажем?

Дети: Давайте!

Бабушка:  (с показом)

      Как у нашего кота

      Шубка очень хороша

      Как у котика усы

     Удивительной красы

      Глаза смелые, зубки белые (дети повторяют за воспитателем)

Бабушка:  А еще живёт в моем домике петушок.

 Петушок - золотой гребешок

 Петушок у нас горластый

 По утрам поет он «Здравствуй».

На ногах его сапожки

 На ушах висят сережки

 На головке гребешок

Вот какой он Петушок!

Нравится вам, ребятки, мой петушок?

Дети: Да! Нравится.

 Бабушка:  А вы знаете песенку про Петушка?

Дети: Да! (предлагает детям спеть самостоятельно)

- Петушок, Петушок

Золотой гребешок

1Масляна головушка

 Шелкова бородушка,

 Что ты рано встаешь

 Голосисто поешь  

 Деткам спать не даешь?    

Бабушка:  А ещё живут в моём домике ребятки жёлтые цыплятки. Курочка по двору гуляет и с цыплятками  зёрнышки  собирает

 На детей надевают шапочки курочки и цыплят.

 Бабушка:  Давайте ребятки поиграем, сейчас мы с вами будем цыплятками.(физкультминутка)

Вышла курочка гулять

 Свежей травки пощипать

 А за ней ребятки - желтые цыплятки

 Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко, лапками гребите зернышки ищите.

Бабушка:  А теперь ребятки давайте сядем на стульчики. (Бабушка показывает курочку и яичко)

Бабушка:  Детки, а вы любите сказки? Знаете сказки?

Дети: Да! Знаем, любим.

Бабушка: Бабушка показывает курочку.

- А как зовут  эту курочку?

Дети: Курочка Ряба.

Бабушка:  Жили были дед и …

Дети:…. Баба.

Бабушка:  И была у них…

Дети: … курочка ряба.

Бабушка:  Снесла курочка Ряба….

Дети: ..яичко.

Бабушка:  Да не простое а …

Дети: .. золотое.

Бабушка: Дед что делал?

Дети: бил, бил,  не разбил.

Бабушка:  А бабушка, что делала?

Дети:  Баба била-била не разбила.

Бабушка:  Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и

Дети: .. разбилось.

Бабушка:  а что было дальше?

Дети:  Дед плачет. Баба плачет.

Бабушка:  А курочка Ряба говорит: - Не плачь дед, не плачь баба

Дети: Я вам новое яичко снесу. Не золотое, а простое.

(Рассказ сказки сопровождается показом  на фланелеграфе)

Бабушка:  А чтобы дед и баба не плакали, давайте  пожалеем их и прочитаем  потешку

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются —

Сейчас к себе зовет:

— Кудахчу дах,

Кудах-тах-тах!

                     

Руководство развитием речи детей в повседневной жизни

Занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...