"Согласный звук [Н], [Н’], буква Н"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Горбунова Татьяна Викторовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_no1_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе

Тема: согласный звук [Н], [Н’], буква Н.

Задачи: познакомить с согласными звуками [Н], [Н’]; закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких); совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов; расширять представления детей о рыбах реки Бия;

Развивать речь, познавательные процессы;

Воспитывать доброжелательное отношение, уважение  друг к другу.

Материал: карандаши, плакаты с буквами, касса букв, презентация, картинка кораблик.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций различных видов рыб; чтение сказок: А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «По щучьему велению…».

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГТ: чтение художественной литературы, познание, здоровье.

Ход НОД:

части, методы

деятельность воспитателя

деятельность детей

вводная часть

















Сюрпризный момент

















цель









основная часть





Знакомство со звуками [Н], [Н’].





вопросы

показ  слайдов









образец










вопросы


показ слайдов





объяснение








игра на внимание









Пальчиковая гимнастика

«рыбка»



показ слайдов





вопросы




художественное слово





упражнение с карандашом





художественное слово





упражнение «Изобрази букву»





Чтение слогов с буквой Н.



















Работа по разрезной азбуке большого размера.



вопросы







заключительная часть




подведение итогов
















Здравствуйте, девочки! (машет рукой)

Здравствуйте, мальчики!

(машет рукой)

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, солнышко лучистое!

День, какой прекрасный!









(слайд: Незнайка обращается к детям)

- Ребята, я подписал открытку своим друзьям, но не знаю правильно ли. Пожалуйста помогите проверить.

Поздравляю с _овым годом. Желаю всем успехов. _езнайка.

Поможем Незнайке?

- Какой первый звук пропустил Незнайка в слове НННовым?

- Какой первый звук пропустил в слове НННЕзнайка?

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [Н] и [Н’], узнаем, какой буквой обозначаются эти звуки, прочитаем слоги и слова с буквой Н.

Кто лучше всех будет работать, получит фишку.


За новыми звуками мы отправляемся на речку. Для этого сядьте правильно, выпрямите спину.

- Как называется река, на которой расположен наш город?   (Слайд: река Бия.)


   Наша река богата рыбой.

  - Как называется эта рыба? (Слайд: рыба налим.)

  - Какой первый звук в этом слове?  


- Давай произнесем этот звук правильно. Сначала послушайте, как это нужно сделать.


Напряжённо языком

На десну, наверх нажмём.

[Н] – мы звонко произносим

Звуку помогает носик.

- Как вы думаете, какой это звук – гласный или согласный?   Почему?

             

  - Как называется эта рыба?

(Слайд: рыба окунь.)

- Какой звук в конце слова?  

                                                                     

     В слове “налим” первый звук произносится твердо. Произнесите [Н].   А в слове окунь произносится мягко [Н’].   При произношении этих звуков, воздух проходит через нос. Зажмите носик рукой, и попробуйте еще раз произнести. Получается?

Звук называется носовым.

   

                                   Звуковой анализ слов сазан и линь.

(Слайд: рыбы ерш, сазан, лещ, плотва, линь.) В нашей реке встречается и другая рыба. Я буду называть, а вы внимательно слушайте. Если в каком-то слове услышите [Н], хлопните в ладоши.


А теперь наши руки будут рыбками.



Анализ буквы Н.

 (Слайд: буква Н.)

- Обведите в воздухе букву Н. (комментарий: палочка, палочка и поперек поясок)

- Сравните ее с буквой А, что общего, в чем различие?

- На что похожа буква Н?

(Слайд: буква Н, а на ней человечек).

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.


- Возьмите в руки карандаш, подумайте, как можно изобразить букву Н руками с помощью карандаша.


Пальцы взяли молодца

С двух сторон за два конца.

Карандаш попался в плен –

Получилась буква «Н».


Встаньте парой за столом и попробуйте изобразить букву Н. (воспитатель с одним ребенком изображает букву Н)


          - Продолжаем путешествие по реке на корабле. На реке много островков и на них живут гласные буквы, подплывая к острову, капитан дает гудок.

на     но    ну       ны



- Мы подплываем к острову, где живут слова. Прочитаем их.




- Как называется суп из рыбы?  

                                                                       

                Анализ слова: сколько слогов? Какой первый слог? Сколько звуков в первом слоге? Какой? Назовите второй слог. Сколько звуков? Назовите первый звук, второй.

- Давайте в нашу уху положим только ту рыбу, в названии, которой есть звуки [Н], [Н’].

    Наше путешествие закончилось. Мне было приятно с вами работать. А вам?

С какими звуками познакомились?

Какие это звуки: гласные или согласные? Что еще вы узнали про эти звуки?
Что особенно вам понравилось сегодня?

Сегодня  на занятие лучше всех работали… и я их награждаю фишкой.

Здравствуйте, здравствуйте!

(девочки машут рукой)

Здравствуйте, здравствуйте!

(мальчики машут рукой)



Все дети машут рукой солнышку.

- Хорошо под солнышком

   Мы растем,

(Поднимают руки вверх, встают на носочки и тянутся как можно выше.)

 Здоровей становимся

  С каждым днем!

 (Сжимают пальцы в кулаки, прижимают к плечам и разводят в стороны.)













[Н]


[Н’]
















Бия





налим

[Н]










Произносят вместе с воспитателем звуки.


Этот звук согласный, он не поется,



[Н’]



Произносят звуки вместе с воспитателем [Н], [Н’].








Нет.




Хлопают в ладоши на слова «сазан», «линь». Определяют место положения звука Н, дают характеристику этому звуку: согласный, твердый (мягкий).





Выполняют движения в соответствии со словами.






В воздухе обводят букву Н.











Изображают букву с помощью карандаша.









Встают за столом и, глядя на воспитателя, изображают букву Н.








Читают:

на

но

ну

ны


Читают:

нос

носы

луна

наша

сосна


уха



2 слога

Первый слог – у, один звук –[У]. Он гласный.

Второй слог – ха, два звука: [Х], [А].










[Н], [Н’].




[Н] – твердый,

[Н’] – мягкий.

 

Приложение

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Грозят пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула,

Снова изображают, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла.

Делают хватательные движения обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла

Снова «плывут».

Слоги для чтения

но

с

но

сы

лу

на

на

ша

сос

на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"

Согласный звук"Ж" и буква "Ж".     Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...

"Страна звуков" (Согласные звуки (Р),(Рь). Буквы Р,р)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе для городского конкурса "Фестиваль уроков-2015"...

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...