Путешествие в страну Азбуки
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Максимова Наталья Викторовна

Ознакомление детей с термином "звук", "слово", "предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_azbuki.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

   КОНСПЕКТ

     НОД по образовательной области

«Речевое развитие в подготовительной группе»

Тема: «Путешествие в страну Азбуки»

Задачи: Продолжать знакомить детей с термином «звук», «слово», «предложение»;

        - совершенствовать умения различать на слух звуки родного языка, развивать фонематический слух, определять место звука в слове, отрабатывать интонационную и выразительную речь (звуковая культура речи);

        - упражнять детей в согласовании слов в предложении                               (грамматический строй речи), составлять слова из слогов;

- совершенствовать диалоги и монологическую речь, формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками (связанная речь);

- формировать представление о предложении, умения делить слова на слоги;

- формировать умение выделять последовательность звуков в слове (подготовка к обучению грамоте).

-развивать отзывчивость, доброжелательность, инициативу.  

Материал и оборудование: письмо, сундук с сюрпризом,  конверт с заданиями, шапка и сумка для почтальона, фуражка для машиниста, стрелки из бумаги, картинки – ключи, ромашка со слогами, диск с записью, замок с кодом, буквы на доске, лист со словами для проверки, карта (местности), цветные квадраты (формат А4).

Раздаточный материал: полоска для звукового анализа слова, квадратики  зелёного, красного, синего, черного цветов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас гости. Давайте поздороваемся.

Дети:             Здравствуйте.

Сюрпризный момент. Стук в дверь входит почтальон, в руке письмо

Почтальон - Ребята, я вам принёс письмо

Воспитатель - Спасибо, почтальон. Давайте прочитаем от кого письмо.

 - Ребята, это письмо от Ежика и Лисенка с которыми мы путешествуем по стране Азбуки.  Давайте прочитаем, что же они написали:

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Мы заблудились в стране Азбуки, и нас похитила царица ЛЕНИВИЦА. Мы очень просим вас нам помочь. Путь ваш будет трудным и долгим. Вам надо побывать в городе Звуков, на станции Букв, познакомиться с весёлыми слогами и найти клад.

- Ну, что, ребята, согласны помочь Ёжику и Лисёнку?

Дети - Да

Воспитатель - Тогда давайте отправимся в путешествие и пригласим с собой почтальона. А путешествовать мы будем на поезде. Давайте сядем в свои вагончики. Положите руки друг другу на плечи. Поехали! (звучит               музыка 5 сек.)

Воспитатель - Наш поезд прибыл на остановку « город Звуков»

  • Давай выйдем из своих вагончиков.
  • Ой, посмотрите, что я нашла (конверт)
  • Что же там? В этом конверте задания. Нам надо ответить на вопросы царицы ЛЕНИВИЦЫ.
  • Чем буквы отличаются от звуков?
  • Какие бывают звуки? (гласн. и соглас)
  • Какими могут быть согласные звуки? (тв., мягк., шипящ., свистящ., глух., звон.)
  • Каким цветом обозначают гласн.зв. (красным), согласные звуки (синим), мягкие согласные (зелён).
  • Назовите гласные звуки?
  • Чем гласные отличаются от согласных?
  • Назовите свистящие согласные.( с з ц)
  • Назовите шипящие согласные ( ш щ ж ч )

- Молодцы! Вы справились с этим заданием. Поехали дальше.(музыка 5 сек)

2-ая остановка  Наш поезд приехал на станцию « Букв».  Посмотрите, здесь тоже нам царица Ленивица приготовила задание (на доске мелом написаны 4 ряда букв). Буквы хотят поиграть с вами. Отгадайте, какая из них лишняя, и объясни почему

Д Л А 3 В (а — лишняя гласная среди согласных)

А О У Э И Т (т — согласная буква среди гласных)

Е Ё И Ю Я ( и — лишняя, не обозначает дружный звук)

С 3 Ц Ч (ч — лишняя, шипящая среди свистящих)

  • Хорошо, молодцы! Поехали дальше. Будем выручать наших лесных друзей. Наш поезд остановился на станции «Веселые слоги». Вышли из вагончиков. Посмотрите, какая красивая ромашка растет на полянке. Это не простой цветок. А цветок — загадка. Давайте каждый оторвет себе по лепестку. Посмотрите, что написано на обратной стороне. Слоги. Слушайте задание. Каждый слог должен найти себе пару, чтобы получилось слово. (На доске лист со словами для проверки)

МА-ША        РУ-КА        МУ-ХА        РА-МА

КИ-НО                ЛУ-ЖА                РЫ-БА

Давайте проверим, какие слова у нас получились. А какие еще слова могли получиться? (ШАРЫ, РУБАХА, ЖАБА, МУКА, КАША, МАКИ, РАКИ, НОРА). А теперь с этими словами составьте предложение. Молодцы! Справились и с этим заданием.

Воспитатель -  Ой, ребята, я совсем забыла сказать, что в письме лежала карта (Достать). На этой карте видно, что недалеко от поляны, где мы с вами играли находиться клад с сокровищами. Идем по указателю (дети идут по стрелкам), находят сундук с замком (под простынею). Чтобы открыть чудесный сундучок надо  выполнить задание. К замку необходимо подобрать ключик (ключи 7 штук с картинками). Давайте разобьемся на пары. Посмотрите на замке код. Надо к нему подобрать ключик. Каждая пара возьмет понравившийся ей ключ, сядет за стол и выполнит задание (звуковой анализ слов — у всех детей из 4 звуков, а у одной пары звуковой анализ слова из 5 звуков). Под замком из 5 звуков звуковой анализ слова (кошка оторвать бумажку). Так какой же ключик подходит к замку? Правильно. Подошел ключик с изображением картинки с кошкой.

ЗАС    «КОШКА»

        Сначала разделим на слоги КОШ-КА

        Сколько слогов (2)

        Какой I   - КОШ

        Какой II  - КА

        Ребятки, на какой слог падает УДАРЕНИЕ в слове кошка?

        (дети самостоятельно выполняют ЗАС)

        (Кто, сделает первым, разбирает слово у доски)

                         Какие гласные звуки слышим в слове КОШКА?

                         Какие согласные звуки слышим в слове КОШКА?

        

Игра «Живые звуки» (детям раздать цветные квадраты – три синих и два красных, формат А4)

(Дети дают характеристику каждому звуку)

К- согласный, твердый, глухой

О- гласный, ударный

Ш- согласный, твердый, глухой , шипящий

К- согласный, твердый, глухой

А- гласный, безударный

        Воспитатель: Ребята , придумайте предложение со словом КОШКА (работа над предложением).

Например: На скамейке сидит кошка.

Воспитатель: Какое I - слово, II- слово,  III- слово,  IV- слово.

Воспитатель: В конце предложения, что поставим?

Дети:             ТОЧКУ.

Воспитатель: А если мы вместо ТОЧКИ поставим «?» знак  (просить поставить ребенка «?» знак).

        Как тогда будем произносить предложение?

        Давайте вместе…..(дети произносят с интонацией).

Воспитатель: А если мы «?» заменим на «!».

Воспитатель: Как тогда будет звучать наше предложение (дети радостно произносят).

Воспитатель: Ребята, а я знаю, как еще по-другому можно составить из этих слов предложение.

    Если дети затрудняются, то воспитатель помогает

Кошка сидит на скамейке.

Воспитатель: - Молодцы! Ну что откроем- сундучок?

Дети -  Да!

Воспитатель: Из сундучка выходят Лисенок и Ежик. Они говорят спасибо нам за помощь. Больше они не попадутся на хитрые уловки царицы Ленивицы.

- Ребята, а какой же самый большой клад для нас? С помощью чего мы выручили наших героев и выполнили все задания? Это наши знания. Вот и закончилось наше путешествие. А за ваше трудолюбие и старание в сундучке есть сюрприз (воспитатель достает книгу). После прогулки мы обязательно прочитаем эту книгу.

 Список используемой литературы:

  1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте» Москва «Школьная Пресса» 2002 г.
  2. Т.Р Кислова «По дороге к азбуке» Москва «БАЛАСС» 2010
  3. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»  Творческий Центр «Сфера».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в страну Азбуку"

Закрепить с детьми понятия "звук, буква", определять количество слогов в словах и позицию звука (начало, середина, конец)....

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Азбуки"

Конспект игрового занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Азбуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области коммуникация (грамота) Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной  области коммуникация (грамота)Тема. “Путешествие в страну “Азбукия”разработала воспитатель: Склярова М.Г.г. Таганрог...

"Увлекательное путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия по развитию З.К.Р. в подготовительной группе....

"Путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.     Цели:     -совершенствование общей и мелкой моторики;        ...

Конспект НОД по обучению грамоте "Путешествие в страну Азбуки"

Это итоговое занятие, на котором дети закрепляют умения различать звуки и буквы,классифицировать звуки и буквы, выделять среди них лишнее.Выполняя интересные задания, дети учатся определять количество...