Конспект по обучению грамоте. Тема: Звуки [П], [П’], буква П.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].

Задачи:

Образовательные:

уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ П’];

совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

учить определять позицию звука в словах;

познакомить детей с графическим образом буквы П;

учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

Развивающие:

развивать слуховую память, внимание и восприятие;

развивать умение концентрировать внимание;

развивать умение контролировать импульсивные действия;

учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).

Воспитательные:

воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | П’|;

воспитывать умение работать в течение всего занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_zvuk_p.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по обучению грамоте

Воспитатель:

Дата проведения:

Тема: Звуки [П], [П’], буква П.

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].

Задачи:

Образовательные:

уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ П’];

совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

учить определять позицию звука в словах;

познакомить детей с графическим образом буквы П;

учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

Развивающие:

развивать слуховую память, внимание и восприятие;

развивать умение концентрировать внимание;

развивать умение контролировать импульсивные действия;

учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).

Воспитательные:

воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | П’|;

воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе занятия); конверты с заданиями; буквы; звуковые домики; синие и зеленые фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу).

-Изобразите ссорящихся петухов.

-Изобразите поросят, которые испугались волка.

-Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).

Сообщение темы занятия.

(Выставляется картина с изображением почтальона, демонстрируются конверты.)

-Посмотрите, кто это? (Это почтальон)

-Что он нам принес? (Письма)

-Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)

- Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [П’])

-Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О зву­ках [П], [П’])

Характеристика звуков [П |. [П’|.

-Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются)

-Попробуйте прочесть звук [П].

-Получается? (Нет)

-Значит, звук [П] гласный или согласный? (Согласный).

-В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)

-Положите руку на горло, произнесите звук [П]. Голос спит или звенит? (Спит)

-Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой)

-Какой звук мы произносим твердо [П] или [ П’ ]? (Звук [П|)

-А как мы произносим звук [П’]? (Мягко)

-Какое слово я вам называла, начинающееся с [П’]? (Письмо)

-Звук [П’] - братец звука [П], мы будем обозначать его зеленым кружочком и поселим в зеленом домике.

-А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глухой)

-Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду на­зывать звуки [П] [П’], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.

Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.

Тренировочные упражнения, направленные на формирование четкого фонетико-фонематического образа звуков.

-Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? (Хотим) Тогда отгадайте загадку. Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спин­ка, а сзади щетинка (Поросенок). Какой звук первый в этом слове? ([П])

Сидел на заборе, Пел да кричал, а как все собрались, Взял да замолчал (Петух) - [П’].

-Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха) Это не простые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги: ПА-ПО-ПУ АП-ОП-УП ПА - ПА - ПО

-А сейчас скажите мне, какой слог лишний? ПА-ПУ-ПЫ-КА (КА)

-Посмотрите, что прислал нам поросенок (Развитие слуховой памяти, внимания и восприятия).

Первое письмо.

Развитие фонематического синтеза.

Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из зву­ков, которые я произнесу по его просьбе: П ... о ... л П ... и ... л ... а П ... а ... у ... к П ... а ... р

-С какого звука начинаются вес слова? ([П], [П’])

-Какое слово начинается с [П’]? (Пила)

Развитие фонематического анализа и синтеза.

-Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок (Предъявляются картинки).

Сова, усы, пушка (слово «суп»).

Плита, улитка, хлеб (слово «пух»);

Луна, апельсин, платок, арбуз (слово «лапа»);

Панама, антенна, роза (слово «пар»).

Какой общий звук во всех словах? ([П]).

Назовите слова, начинающиеся со звука [П] (Пух, пар.)

Назовите слово, где звук [П| в конце (Суп)

Где звук [П| в середине? (Лапа)

(Это задание направлено на определение позиции звука [П] в словах)

Игра: «Говори». Развитие умении контролировать импульсивные действия.

-Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам простые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда я скажу: «Говори!».

- Какой завтра день недели? Пауза. Говори! (Пятница)

-Как называется одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пау­за. Говори! (Посуда)

-Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой)

4.Физкультминутка.

- А сейчас отдохнем. Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.

-Хлопни в ладоши, если услышишь звук П

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

«Кто из вас желает паутинки?»

-Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [П’]

Бь, Ть, Пь, Ть, Фь, Пь, Кь, Пь, Мь, Пь. Бя, пя, си, пи, те, пе, вю. Комок, осина, пихта, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка. А теперь снова за работу.

Знакомство с графическим образом буквы П.

-Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. Но что­бы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на во­рота)

-Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа, По мосту идет прохожий.

А внизу через проход Проплывает пароход.

Итак, какие же задания приготовил вам петушок?

Второе письмо.

1.Восстановление графического образа буквы П.

-Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста (Детям раздаются лис­точки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы).

Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.

-Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П (на листках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).

А П У И П Л П

Игра «Маленькие привидения». Выплескивание накопившегося напряжения (гнева).

-Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движе­ние: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносим страшным голосом звук [У]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка только похулиганить.

-Молодцы! Похулиганили и достаточно. Давайте снова станем детьми.

Развитие слухового восприятия.

Отработка произнесения звуков [П], [П’] в предложениях.

-Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я проверила, кто быстрее и правильнее их скажет.

-Петя пилил пилой пень.

-От топота копыт, пыль по полю летит.

Итог занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? ([П], [П’]) Назовите по одному слову со звуком [П].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: "Звук (и) и буква (и) Ии."

Конспект НОД по обучению грамоте. Тема: "Звук (и) и буква (и) Ии."...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звук и буква [с]».

КОНСПЕКТУРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звук и буква [с]»....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема:«Звуки В — В’. Буква В.»

Задачи:— закрепить знания о звуках В — В’;— познакомить с новой буквой;— закрепить умение соотносить звук с буквой;— закрепить зрительный образ буквы;— закреп...

План-конспект по обучению грамоте. Тема: «Звук {Ц} и буква Ц».

План-конспект по обучению грамоте.Тема: «Звук {Ц} и буква Ц».Цель: способствовать закреплению согласного звука {Ц} и буквы Ц.Задачи:-способствовать формированию чтению слов и слогов с звук...