Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков [р] - [р']".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Короткова Венера Фоатовна

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием мультимедийной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif-tsiya_r-r.docx34 КБ
PDF icon r_r.pdf412.34 КБ
PDF icon dif-tsiya_r-r.pdf2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

в логопедической подготовительной к школе группе

Автор: Короткова В.Ф., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/сад № 43

Тема: «Дифференциация звуков [р] – [р']».

Образовательная область: Речевое развитие.

Цель: развитие умения дифференцировать звуки [р] – [р'].

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закреплять правильное произношение звуков [р] и [р'].
  2. Закреплять умение дифференцировать звуки [р], [р'] по твердости-мягкости.
  3. Совершенствовать звуковой анализ слов.
  4. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных; в согласовании числительных с существительным.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  3. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
  4. Развивать фразовую речь, мышление, тактильные ощущения.
  5. Совершенствовать навыки самоконтроля за речью.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Учить слушать других детей, не перебивать.
  2. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность.

Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, ноутбук, корзинка, муляжи овощей и фруктов, продуктов питания (торт, пирог, горох, помидор, груша, йогурт, рыба, морковь и т.д.), красный клубок, мольберт, лист с изображением стеблей ромашек, ромашки (по количеству детей), индивидуальные листы с заданиями, цветные карандаши, наклейки.

Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

Этапы работы

Содержание занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.

2.

3.

Организационный момент.

Уточнение артикуляции и характеристики звуков [р] – [р'].

Основная часть.

  1. Введение в тему занятия.

  1. Дифференциация звуков [р] – [р'].  

  1. Звуковой анализ.

  1. Физминутка.

  1. Развитие лексико-граммат. строя речи: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Согласование числит. с сущ.

  1. Игры с буквами.

Итог занятия.

– Каждый день всегда, везде:

   На занятиях, в игре -

   Громко, чётко говорим,

   Никогда мы не спешим.  

   Вспоминаем обязательно,

   Что учили на занятиях!

   Говорим всегда красиво,

   Ясно и неторопливо!

– Ребята, вспомните, пожалуйста, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии.

– Назовите младшего братца звука [р].

– Чем эти звуки похожи?

– А чем отличаются?

– Ребята, скажите, вы любите сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– Сегодня мы отправляемся в сказку, где будем учиться различать звуки [р] – [р'], а вот, в какую сказку мы попадём, догадайтесь сами:

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка,

Что опасность ждёт.

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её!

На экране появляется картинка с изображением Красной Шапочки.

– Скоро праздник – Международный женский день, 8 марта. Кого мы поздравляем в этот день?

– Вот и мама Красной Шапочки отправила её поздравить бабушку. Дойти до бабушки будет нелегко. Путь предстоит дальний и опасный. Как же Красной Шапочке добраться

до бабушки живой и невредимой?

– Ребята, посмотрите, у нас есть карта волшебного леса.

На экране карта леса.

– Что вы видите на карте?

– Верно. По дороге к дому бабушки нас ждут преграды, но мы их, я не сомневаюсь, легко преодолеем.

– Мама Красной Шапочки попросила, чтобы девочка, отправляясь в путь, собрала гостинцы для бабушки. Но только те, в названии которых звук [р] звучит твёрдо. Красная Шапочка задумалась: что же ей взять? А вы знаете, какие гостинцы надо положить в корзинку?

– Набрала девочка полную корзину гостинцев для бабушки и отправилась в путь. Красная Шапочка была добрая, мягкая, нежная. И всё, к чему она не прикасалась, тоже становилось мягким и добрым. Вот и слоги она умела превратить твёрдые в мягкие.

Игра с клубком: логопед бросает по очереди детям клубок и называет слог со звуком [р], а дети возвращают клубок, заменяя твёрдый звук на мягкий [р']:

Ра – ря           ар – арь

Ро – рё           ор – орь

Ру – рю          ур – урь

Рэ – ре           ыр – ырь

Ры – ри          ир – ирь

– Молодцы! Вы справились с этим заданием. Пойдём дальше. Что это впереди?

На экране – река.

– Ой, ребята, посмотрите, какой грустный бобрёнок. Что случилось?

Бобрёнок: «В лесной школе нам дали задание. Сделать звуковую схему слова. А я – не умею».

–Что же делать, ребята? А вы справитесь с таким заданием?

После выполнения задания, прощаемся с бобрёнком.

 Физминутка «Попрыгай!»

Левой ножкой — прыг, прыг.

Правой ножкой — прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

– Ребята, посмотрите, Красная Шапочка оказалась в дремучем лесу. Страшно ей стало. Вдруг выбегает навстречу серый волк. Он стал выкрикивать слова, произносить их грубо, громко. Давайте мы произнесём эти же слова наоборот: тихо и ласково:

Шар – шарик     Комар – комарик

Двор – дворик   Топор – топорик и т.д.

– Отпустил серый волк девочку. Побежала Красная Шапочка по дорожке дальше, смотрит – ромашковое поле.

На экране – ромашковое поле. 

– Решила она собрать для своей бабушки букет ромашек. Посчитайте, сколько ромашек у девочки в букете.

– Темнеет уже, нужно торопиться. Побежала девочка дальше. Но опять преграда, стена. На стене висит замок, но открыть его можно только, если вы разгадаете кодовое слово.

Упражнение «Собери слово».

После того, как дети прочитали слово «ДРУЖБА», на экране исчезает стена и появляется домик, а рядом с ним бабушка.

– Добралась Красная Шапочка до домика бабушки живая и невредимая.

– Как вы думаете, что помогло нам преодолеть все препятствия?

– Что нового и интересного вы узнали сегодня?

– Красная Шапочка и бабушка благодарят вас и дарят вам подарки.

Дети стоят полукругом на ковре.

Дети называют звук [р] и дают ему характеристику: звук [р] – согласный, твёрдый, звонкий.

Дети называют и дают характеристику звуку [р'] – согласный, мягкий, звонкий.

Ответ детей: они оба согласные, звонкие. Отличаются: [р] – твёрдый, а [р'] – мягкий.

Ответы детей.

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей.

Ответы детей, подвести к тому, чтобы дети предложили помочь девочке.

Дети отвечают, что на пути и дремучий лес, и река, и стена.

Дети выбирают те продукты, которые произносятся с твёрдым [р], и кладут в корзинку: торт, пирог, горох, помидор, груша, йогурт, рыба, морковь.

Дети возвращают клубок логопеду, заменяя твёрдый звук на мягкий [р'].

Дети предлагают помощь бобрёнку, садятся за столы и выполняют звуковой анализ слов: роза, ирис.

Дети выполняют движения по тексту.

На экране появляются картинки, а дети называют их ласково.

Дети берут по ромашке, прикрепляют к стебелькам и считают: Одна ромашка, две ромашки и т.д.

Дети выполняют задание и читают слово: ДРУЖБА.

Ответы детей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [с], [з]»

В данном учебном материале закрепляется употребление дошкольниками в речи звуков [с], [з]. Сравниваются характеристики этих звуков, закрепляется навык звокового анализа, развивается внимание, логическ...

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе с элементами Су-Джок терапии. Дифференциация звуков [Л]-[Ль]

Цель – Учить различать звуки [Л] — [Ль] в слогах, словах, предложениях.Задачи:- развитие фонематического слуха- закрепление умения определять позицию звука в слове- закрепление умения чтения прямых сл...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...