Дидактическое пособие «Учимся играя»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическое пособие «Учимся играя» направлено на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку  к обучению грамоте  детей 5-7 лет. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове. Оно может быть рекомендована к использованию в работе как учителя-логопеда,  так  воспитателя. Будет она полезна и заинтересованным родителям.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).  Помощником  игры является любимый сказочный персонаж русской народной сказки - Колобок.

Вашему вниманию предлагаю дидактическое пособие по обучению грамоте «Учимся играя». Данное пособие дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте. 

Буквы  и звуковые кружочки вырезаны из фетра. Их легко можно перемещать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_uchimsya_igraya.docx321.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Учимся играя»

 Дидактическое пособие «Учимся играя» направлено на коррекцию нарушений фонетической стороны речи и подготовку  к обучению грамоте  детей 5-7 лет. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.  Оно может быть рекомендована к использованию в работе как учителя-логопеда,  так  воспитателя. Будет она полезна и заинтересованным родителям.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).  Помощником  игры является любимый сказочный персонаж русской народной сказки - Колобок.

Вашему вниманию предлагаю дидактическое пособие по обучению грамоте «Учимся играя». Данное пособие дает возможность педагогу ненавязчиво и непринужденно осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи и осуществлять подготовку детей к обучению грамоте.  

Буквы  и звуковые кружочки вырезаны из фетра. Их легко можно перемещать.

Вариант № 1 «Найди место звука в слове»

Возраст детей: 5-7 лет.

Игровая задача: умение определять место звука в слове.

Задачи:

  1. Закрепить понятие «звук».
  2. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков. Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, что нужно определить место звука в слове, если звук (гласный или согласный) находится в начале слова, то приклеиваем кружочек нужного цвета  в домик, если в середине -то на середину пути, если в конце – то на цветочек. Выигрывает тот, кто отвечает правильно и быстрее остальных.

Ход игрового упражнения: Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

  1. Педагог произносит слова.
  2. Ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает Колобка в начало (середину или конец) дорожки.

Вариант № 2 «Звуковой анализ с Колобком»

Цель: закрепить знания по звуковому анализу слов.

Возраст детей: 5-7 лет.

Игровая задача: Закреплять умение детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «звук», «буква».
  2. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный).
  3. Закрепить умения соотносить звук с буквой.
  4. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
  5. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  6. Развитие мелкой моторики.
  7. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память.

Правила игры: Можно играть индивидуально. Правила игры заключаются в том, что нужно определить последовательно каждый  звук в слове, если звук (гласный или согласный) находится в начале слова, то приклеиваем кружочек нужного цвета  под домиком, если в середине -то на середину пути, если в конце – то под цветочек.

Ход игрового упражнения: Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

  1. Педагог произносит слово.
  2.  Ребенок определяет первый звук и приклеивает кружочек нужного цвета под буквой, второй звук и т.д.  Вместе перемещается и Колобок.

Вариант № 3 «Катись, катись, Колобок, от одной буквы к другой»

Возраст детей: 5-7 лет

Игровая задача: обучать составлению и чтению слогов и слов.

Задачи:

  1. Закрепить понятия «звук», «буква».
  2. Дифференцировать  понятия  гласный – согласный звук.
  3. Закрепить знания детей о звуках и их символических обозначениях (согласный, твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный звук - красный).
  4. Закрепить умения соотносить звук с буквой.
  5. Формировать умения осуществлять слуховую и слухо- произносительную дифференциацию ненарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем — звуков, с которыми проводилась коррекционная работа.
  6. Развитие простых форм фонематического анализа (определение место звука в слове).
  7. Закрепить графический образ печатных букв (без употребления алфавитных названий).
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Воспитывать усидчивость, развивать внимание, мышление, память

Правила игры: В игре может участвовать несколько игроков. Можно играть индивидуально. Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первый звук, пока Колобок, которого мы ведём по дорожке, не дойдёт до второго звука. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком.

Ход игрового упражнения: Педагог уточняет понятия гласный / согласный звуки, буква/звук.

Педагог объясняет последовательность игры:

  1. Педагог или ребенок приклеивает буквы.
  2.  Ребенок, перемещая Колобка читает слог или слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические пособия "Учим детей словоизменению."

Это пособие эффективно при обучении детей с тугоухостью, двуязычием, ОНР. В нём используются опорные таблицы и картинки-символы.Цель:1) упражнять детей в согласовании прилагательных, местоимений, числ...

Электронное дидактическое пособие «Учимся читать»

Развивать умение составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие....

Дидактическое пособие "Учимся писать играя. Занимательная азбука"

Цель: Познакомить детей с буквами, научить читать, писать.Учить детей по образцу рисовать кистью.Задачи:-Познакомить с графическим изображением буквы;-закрепить умение мыслить логически;-Развиват...

Многофункциональное дидактическое пособие "Учимся, играя"

Игры, направленные на речевое развитие детей дошкольного возраста...

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки Кюизенера»

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки...