занятие "Буква и звук Й"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Леонова Ирина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое занятие "Буква и звук Й"26.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Ф.К.САЛМАНОВА

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по обучению грамоте

«Буква и звук Й»

в группе старшего дошкольного возраста «Незабудки»

от 5 до 6 лет

                                                                                         Подготовил:

                  воспитатель Леонова И.В.

                                               

                                                             г. Сургут    2019 г.

Тема НОД «Буква  и звук Й»

Цель: Познакомить детей с буквой И краткой и звуком[Й], развивать умение выделять его в речевом потоке, образовывать слоги и правильно обозначать его цветом, делать  простой анализ слов с заданным звуком (обозначая цветами).

Программные задачи

Образовательные: 

- научить детей четко произносить звук [Й];

- научить делать звуковой анализ слов «мой», «зайка»;

- совершенствовать умение определять место звука в слове;

- расширять и активизировать словарь детей.

Развивающие: 

- развивать звуко-слоговое представление;

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитательные: 

- воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- изобразительная;

- коммуникативная;

- игровая.

Предполагаемый результат: 

-закрепление знаний   буквой И краткой и звуком [Й]

Предварительная работа:

- Знакомство с буквами и звуками алфавита, разучивание физкультурной минутки, работа с  карточками.

- чтение художественной литературы (загадки, Р.  Азманов «Приключения буквы», Д. Луч «Сказки про буквы», «Фея алфавита»).

- наглядность (рассматривание тематических картин, алфавит, буквы).

Методические приемы:

- проблемные вопросы;

- сопоставление;

- поиск;

- чистоговорки, загадки

- физкультминутка «Попугай».

Необходимый материал, оборудование:

- предметные картинки

- магнитная доска;

- цветовые карточки

Структура НОД:

I. Вводная часть (3 мин.)

а) чтение сказки о букве  И краткой;

б) знакомство с буквой и звуком Й  

в) подготовка к звуковому анализ слов «мой», «зайка»;

II. Основная часть (14 мин.)

а) проблемные вопросы;

б) ответы детей;

в) физкультминутка «Попугай»;

г) принятие совместного решения, поиск;

д)  задания на закрепление;

е) звуковой анализ слов.

III. Заключительная часть (3 мин.)

а) анализ выполненной работы;

б) совместное подведение итогов НОД.

                   Ход НОД

1. Введение в проблемную ситуацию.

Воспитатель зовет к себе  детей. Все рассаживаются на стулья.

Воспитатель и дети громко и четко говорят:

Каждый раз всегда везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно. ( Приветствие)

 Воспитатель: Ребята! Мне пришло письмо и я не успела его прочитать. Давайте вместе его прочитаем.  В письме  сказка «Странная буква»:

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

-Й…Й…Й…

-И  правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

-Я не гласная.

-Согласная, что ли?

-Не знаю.

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-Не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Сама  догадайся…

2. Актуализация знаний, умений обучающихся.

Воспитатель: Догадались, о какой букве идет речь?

Ответы детей: Да (буква  И краткая)

Воспитатель: Правильно. Буква – И краткая. (на доске буква)

Воспитатель: На что похожа буква И краткая?

Ответы детей:  Дети высказывают варианты ответа.

Воспитатель:  Из скольких элементов состоит буква И краткая. Какие это элементы?

Дети: Буква И краткая  состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.

Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе.

Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка. 

Воспитатель: А вы знаете, что  буквы любит ходить в гости и принимать гостей. А когда буквы встречаются, то образуются ..(слоги):

Буква А пошла в гости к букве Й,  получился слог (АЙ) ( на доске)

Буква О пошла в гости к букве Й, какой получился слог? ( ОЙ)

Буква У пошла в гости к букве Й, какой получился слог?  ( УЙ)

Буква Э пошла в гости к букве Й, какой получился слог?(ЭЙ)

Буква Ы  пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ЫЙ)

Буква И  пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ИЙ)

Воспитатель: Молодцы!

3. Открытие нового знания или умения.

Воспитатель:  А какой звук  обозначает буква И краткое? ( на доске)

 Ответы детей: Да ( звук[Й] )

Воспитатель: Совершенно верно - звук [Й]. Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем Й, й, й.

Воспитатель: Что во рту помогает нам его произнести?

Ответы детей: Язычок

Воспитатель: Верно, язычок. Он прижимается боками  к нёбу, язычок создает преграду воздуху - значит [Й]   – согласный. Прикладываем руку к горлышку, если  горлышко  «дрожит», при его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон -  звук [Й]    -   звонкий  и всегда мягкий -обозначаем  зеленым цветом.

Воспитатель:  Сейчас мы поиграем в игру « Угадай звук». Я произношу слова, будьте внимательны, если в слове вы слышите звук [Й]  – хлопаете в ладоши, если звука [Й]   в слове нет – спокойно сидите. (Логоритмика)
Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, соловей.

Воспитатель: Теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку «Попугай»:

Майя клетку не закрыла, (руки вверх)

Попугая упустила.   ( руки к плечам вперед)

Он над клеткой вьется,

В руки не дается      (круговые движения руками вперед, назад)

Майя ходит и вздыхает,

Попугая умоляет:      (ходьба на месте, руки опущены)

« Попугай, мой попугай,      (руками похлопывать бедра)

Далеко не улетай!               ( прыжки на месте)

Попугай, вверху летая, (ноги вместе, руки на поясе)

Весело ответил Майе:

«Я немного развлекусь,     ( наклоны вперед)

 Полетаю и вернусь.»        (руки в стороны, смотреть вперед)

Воспитатель: Присаживайтесь на стулья и повторите за мной чистоговорки со звуком [Й]  :

Ой - ой —мы идем домой
Ай - ай — испекли мы каравай
Ай - ай — в клетке попугай
Ой - ой — это зайка мой (Логоритмика)

Воспитатель: Какие слова со звуком [Й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой). Составьте с этими совами   предложения.( картинки на доске)

4. Затруднение в игровой ситуации.  

Воспитатель: Ой, ребята! У меня кто – то все карточки перепутал. Помогите мне найти слова, которые начинаются   на звук [Й] в начале  слова (йод, йогурт), в середине (чайка, лейка, зайка, троллейбус ), в конце слова (воробей, чай, трамвай, змей, попугай, муравей,).

5. Открытие нового знания или умения.

Воспитатель: А  сейчас сделаем разбор слова МОЙ.  В этом слове три звука. Первый звук [М]- твердый согласный, мы его обозначим  синим цветом. Второй звук [О]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук  [Й]- согласный и всегда мягкий, обозначим  зеленым цветом.

Воспитатель: Теперь  сделайте разбор слова ЗАЙКА.

 В этом слове 5 звуков. Первый звук [З]- твердый согласный, мы его обозначим  синим цветом. Второй звук [А]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук  [Й]-мягкий  согласный , обозначим  зеленым цветом. Четвертый звук[К]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Пятый звук [А]- гласный, обозначим красным цветом.

Воспитатель: Молодцы, хорошо сделали разбор слова.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, там встречаются слова со звуком[Й], ( к каждой загадке показывать картинку):

Цветок раскрылся. Что за чудо!
Ведь девочка глядит оттуда.
Немало бед она познала,
И королевой эльфов стала. (
Дюймовочка)

Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус:
Это новенький...(
троллейбус)

Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник…
 (муравей)

 Все в Цветочном городке

 Знают этого мальчишку.

 Коротышку и зазнайку,

 Беззаботного … (Незнайку)

Это сказка, а не шутка,

Что была такая утка,

В ней яйцо,

игла в яйце,

Гибель на ее конце.

 И без этаких вещей

Жить не мог старик …(Кощей)
Кто на жердочке сидит,
Сам с собою говорит?
Кто же это, угадай?
Догадался
? (попугай)

Рефлексия

- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [Й] )

- Что вы узнали о звуке [Й] ? ( согласный и всегда мягкий)

- Какой буквой обозначается звук [Й] ?( Буквой И краткой)

- Назовите слова со звуком [Й]  (лейка, зайка, йогурт, яйцо, муравей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...