Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме "Алфавит"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Воронина Неля Владимировна

На занятии дети знакомятся с алфавитом, педагог активизирует знания детей о гласных и согласных буквах, дает представления о буквах я,ю,е,ё, а также о ъ и ь знаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_alfavit.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №35 Пушкинского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

ПО ТЕМЕ: «Алфавит»

Воронина Неля Владимировна,

воспитатель

Декабрь, 2018г.

Цель: познакомит детей с русской азбукой, алфавитом.

Задачи:

Обучающая задача: - пополнять знания детей о буквах русского алфавита;

- активизировать знания детей о гласных и согласных буквах;

дать представление об особенных гласных буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю» и о буквах «Ъ» и «Ь»;

- обогащать словарного запаса детей.

Развивающая задача: - развивать внимание, память, мышление, развивать связную речь; - - закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

-развивать фонематический слух.

Воспитательная задача: 

- воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование и материалы: ноутбук, мимио-доска, мимио-проект, видео «Песенка- азбука», карточки с заданием на каждого ребенка.

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами путешествий в страну Знаний.

Ну чтобы наш день был добрым и радостным давайте поприветствуем друг друга.

Дети.

Встанем рядышком по кругу.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень.

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется, утро доброе начнется.

«Доброе утро!»

Воспитатель: Молодцы! А теперь на места пройдите сначала те ребята, чьё имя начинается со звука «А», «У», «В», «И», «К», «Т», «Ф», «Д», «Н». (Дети по очереди садятся за столы)

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Тридцать три родных сестрицы.

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

- О чем это стихотворение? Что за 33 сестрицы? (Об алфавите)

Воспитатель: Правильно. И мы сегодня с вами будем говорить об азбуке, алфавите.

- Русскую азбуку создали монахи Кирилл и Мефодий. (Кто такие монахи?) Они очень хорошо знали греческий и латинский алфавиты, поэтому многие буквы русской азбуки похожи на буквы этих алфавитов. И назвали сначала в честь монаха Кирилла – «кириллицей». Русский современный алфавит произошёл от меня - русской азбуки – кириллицы. Слово «азбука» есть только в русском языке, и произошло оно от первых букв кириллицы – «АЗ» и «БУКИ» - АЗБУКА – это буквы только русского языка, расположенные строго по порядку. День рождения азбуки отмечается 24 мая – в день памяти монахов Кирилла и Мефодия.

В мире много разных алфавитов: латинский, немецкий, французский, английский… Алфавит – это буквы какого-либо языка, расположенные строго по порядку. Большинство алфавитов произошло из древнего рисуночного письма. Люди рисовали рисунки и так передавали то, о чём хотели рассказать.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, которые стоят в строгом порядке:

- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, в каком порядке стоят буквы.

Дети слушают видео песенку-азбуку на экране.

- А давайте с вами повторим эту песенку. (Дети повторяют)

(На доске Мимио-проект)

Страница 2.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш алфавит. А это что? (буквы). Посмотрите, ребята, а почему они разного цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Буквы, так же, как и звуки бывают гласные, а бывают согласные. А чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Красные буквы – это гласные буквы. Давайте посчитаем сколько их. (10).

- А гласных звуков сколько? (6). Есть еще четыре особенные гласные буквы.

Давайте их назовем – это «Я», «Е», «Ё», «Ю». Эти гласные могут обозначать два звука.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, как называются синие и зеленые буквы? (ответы детей – согласные буквы).

Это согласные буквы.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему одни буквы сине-зеленые, а другие буквы или синие, или зеленые? (предположения детей – одни согласные звуки имеют и твердую и мягкую пару, а другие согласные имеют или только твердую, или только мягкую пару.)

Воспитатель: Давайте назовем согласные буквы, которые имеют только твердую пару. А теперь только мягкую.

- А давайте посчитаем сколько согласных букв всего. (21)

Воспитатель: посмотрите, у нас с вами остались еще две буквы.

Эти буквы обозначены черным цветом. Это особые буквы, буквы, которые не относятся ни к гласным, ни к согласным. Это буквы «Ъ» и «Ь». Они звуков не обозначают, но они очень важные.

Воспитатель: вот послушайте:

Твёрдый знак и мягкий знак

– Буквы нам нужны.

Не читаются никак, но в словах важны.

Мы без них совсем не можем,

Песни петь, стихи читать.

И в газету очень сложно

Объявление подать.

Физминутка «Алфавит»:

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Ё, (ходьба на месте)

Знайте место все своё!

Жэ, Зэ, И, Й, Ка, эЛ, эМ, (прыжки на правой ноге)

Вспоминайте, кто за кем!

эН, О, Пэ, эР, эС, Тэ, У, (прыжки на левой ноге)

Стойте дружно все в ряду!

эФ, Ха, Цэ, Че, Ша и Ща, (повороты в стороны)

Размещайтесь не спеша!

Твёрдый знак и мягкий знак, (приседания)

Стойте рядышком, вот так!

Торопитесь Э, Ю, Я! (ходьба на месте)

Вот и в сборе вся семья!

Страница 3.

Задание. Рассмотрите картинки. Назовите первый звук каждого слова. Обозначьте его буквой. (Работа детей у доски)

Страница 4

Задание. Найди «потерявшиеся» буквы алфавита и составь из них слово.

Задание на карточках. (Карточка на каждого ребенка)

Вставь соседние буквы – предыдущую и последующую по алфавиту.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. И мы с вами прошли еще небольшой путь в страну Знаний. Скажите, а о чем мы сегодня с вами говорили? Какие задания выполняли? Что вам больше всего понравилось?  (Ответы детей)

Мне тоже понравилось, как вы работали. До следующей встречи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Волшебница вода» (с использованием приемов экспериментальной деятельности )

Используя приемы экспериментальной деятельности мы сможем: познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни всего живого на планете, формировать умение экономно исполь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности "Художественно - эстетическое развитие". Конструирование из бумаги в технике "Оригами" "Рубашка с галстуком для папы".

Конспект непрерывной образвательной деятельности  в подготовительной группе. Констуирование из бумаги в технике "Оригами". Тема: "Рубашка с галстуком для папы"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...