Звук [Ч], буква Ч
план-конспект занятия по обучению грамоте

Евтушенко Людмила Павловна

 Данное занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР, направлено на развитие фонематического слуха и восприятия. Так как ведущая деятельность дошкольника – игра, на занятии использованы различные игровые моменты. Это повышает интерес детей к занятию. Помогая сказочному герою, дети знакомятся с новым звуком и буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _zanyatie_zvuk_ch_19g._sayt.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: звук [Ч], буква Ч

ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч.  

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

Чародей, кукла би-ба-бо, картинки, в названии которых есть звук [Ч], зеркала, цифра 4, перевёрнутые слова, картинка с чижом, картина с изображением гор, сова, дом с часами, буквы, квадратики, кассы…

     Словарная работа:  типун, чечётка, вершина.

                                                       

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Организационный момент (создание  положительного фона занятия).

1. Наш девиз:  Ошибёмся – исправимся…

           - Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу.  

Сядет тот, кто ответит на вопрос:

- Где живут черепахи?

- Где живут сверчки?

- Где стоит чучело?

- Где живут червяки?

- Где живёт чижик?

- Где живёт кузнечик?

Логопед:

- Какой  кузнечик издаёт звук? Ч-ч-ч-ч-ч-ч…

Проговорите звук [Ч], посмотрите в зеркало, к чему прижат язычок?

Дети:

- К нёбушку.

-Логопед:

- Что мешает воздуху свободно пройти?

Дети:

- Язык, губы.

Логопед:

- Какой звук [Ч]?

Дети:

- Согласный, глухой, всегда мягкий.

Логопед:

- Чем обозначается звук [Ч] на письме?

Дети:

- Буквой [Ч].

Логопед:

- На какую цифру похожа буква [Ч]?

Дети:

- На цифру 4.

Логопед:
_ Послушайте:

- Чем-то очень очень очень

  Милый мальчик озабочен.

  Что случилось, почему

  Так невесело ему?

Оказывается, злой Чародей заколдовал его. Он мог ответить на любой вопрос и Чародей ему позавидовал. Он лишил его голоса. Он перестал разговаривать. Мы можем помочь ему и он снова заговорит. Согласны?

Дети:

- Да.  

Логопед:

- Надо попасть в страну Чудес. Для начала усыпим Чародея.  Ножницами чик-чик нарежем полоски, соберём в цепочки. Молодцы! Чародей коснулся цепочка и заснул.

Смотрите, Чародей летел и плащом задел слова, перепутал слоги местами. Давайте поставим буквы на свои места, прочтём слова. Дети читают ЧАСЫ, ОЧКИ, ЧАЙ.ЛУЧ…

Логопед:

- Хлопните в ладоши, если услышите звук [Ч] в словах:

- Чижик был в гостях у тётки,

  Он пил чай с грачом, с чечёткой.

   Чудо чай с вечерком,

   Да в прикуску с червячком са-хар-ным…

  - А сейчас скажите, где находится звук [Ч] в начале, середине или в конце слова:  ЧАЙ, ГРАЧ, ВЕЧЕР…

Чародей нам создал преграду – горы. Надо преодолеть вершины, прочтём слоги: ту/ча, ча/сы, сы/чи, чи/щу, щу/чка…

Логопед:

- Молодцы! А у подножья горы сидит мудрая сова. Она не пустит в страну чудес детей, если они не скажут пословицы со звуком [Ч].

Дети:

- Счастье придёт и на печи найдёт.

- Чему быть, того не миновать.

- Чужие петухи поют, а на наших типун напал.

Сова:

-Молодцы! На этом поезде приедете в страну чудес! Спойте мне песню:  Мы едем, едем, едем в далёкие края…

 Приехали в страну чудес. Мальчик Чарли заговорил!!! Он благодарит детей за то, что они помогли ему снова обрести голос.  

 Итог:Какой звук мы сегодня учили? Звук [Ч].

 Чарли   приготовил нам подарки, он дарит детям конфеты Чупа -чупс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....