Занятие по обучению грамоте с использованием набора "Детская Типография"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ленченко Екатерина Вячеславовна

занятие для подотовиельной групы с использованием набора Детская типография

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_lenchenko.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление знаний о слове и предложении.

Цель: Актуализировать знания детей о слове и предложении. Диференцировать  понятие « предложение» от набора слов.Познакомить детей с набором « Детская типография» .

Задачи:
- Совершенствовать фонематическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении.
- Способствовать усвоению понятия о слове как о части предложения.
- Развивать умения составлять схемы предложения и записывать их.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь.
- Создавать благоприятный эмоциональный фон.
- Учить самостоятельно, выполнять задания педагога.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Материал: набор « Детская типография», схемы предложений, листы для выполнения заданий.

Ход занятия
Педагог: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Дети, к нам сегодня пришли гости на занятия. Давайте с ними поздороваемся и тихонечко сядем на свои места.
Дети: здороваются с гостями и присаживаются на свои места за партами.
Педагог: Сегодня на занятии к нам пришёл ещё один гость, а кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети: Ёж.
Педагог: Правильно ребята. Скажите, а почему ёж недотрога?
Дети: У него острые иголки и его нельзя погладить.

Педагог: А теперь посмотрите что увидел ёж? (добиваться полного ответа).
Дети: Ёж увидел гриб.
Педагог: Сколько слов вы слышите в этом предложении?
Дети: В этом предложении 3 слова.
Педагог: Какое слово первое? Второе? Третье.
Дети: Первое слово – ёж, второе – увидел, третье – гриб.
Педагог:  А кто догадался из чего состоит предложение?
Дети: Предложение состоит из слов.
Педагог: Можно записать схемой. По схеме можно узнать, сколько слов в предложении. Каждое отдельное слово обозначается прямоугольником. Один прямоугольник обозначает одно слово. Сколько слов в нашем предложении: «Ёж увидел гриб».
Дети: Три слова в предложении.
Педагог: Сколько прямоугольников будет в нашей схеме?
Дети: Три прямоугольника.
Педагог: Как нам обозначить что «Ёж» это первое слово?
Дети: поставить прямоугольник с черточкой вверху.
Педагог: Правильно, а как обозначить что предложение закончено?

Дети: Поставить в конце точку.

Педагог: Правильно, первое слово в схеме предложения обозначается прямоугольником с черточкой, а окончание предложения знаком припинания: точной, вопросом или восклицательным знаком.

Педагог: а теперь давайте поиграем, если я вам назову просто слова то вы будете качать головой из стороны в сторону, а если произнесу предложение то вы будете качать головой вверх и вниз. Итак приступим: « Жужжать, пчела» Это предложение? А если так « Пчела жужжит?». Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль. Продолжить по аналогии 3-4 раза.

Физкультминутка «Ёж»
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба по кругу друг за другом.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)

Педагог: А теперь поиграем, тот, кого я назову садится за стол. Первыми садятся те дети чьи имена начинаются на звук «А» и тд. А теперь я предлагаю вам посмотреть на коробку которую я вам принесла. Это детская типография, набор штампов букв, из которых мы с вами сможем составить предложение по нашим с вами схемам.

Для того чтобы напечатать одну букву, одно слово или предложение, нам понадобиться штемпельная подушка, лист с заданием, и наша с вами типография.

Для правильной работы с типографией я подготовила для вас инструкцию (раздать инструкцию каждому ребенку), штампы нужно держать вертикально, поставив пальцы в « выемки» по бокам, для того чтобы получилось слово, нам необходимо из отдельных штампов собрать « гармошку», ее можно собрать вставив штампы в пазы. Затем необходимо 1-2 раза прижать штамп или «гармошку» к штемпельной подушке, а затем сильно прижать штампы к листу бумаги. От бумаги штамп необходимо отрывать резко, для того чтобы слово или буква не размазалась.

У вас на столах лежат три листочка с заданиями, предлагаю начать с самого легкого, с предлогов.

Продолжить

И закончить

Вы большие молодцы, теперь я предлагаю отдохнуть  и поиграть в игру  « Сократи предложение»  Я говорю целое предложение, а вы сокращаете его на одно слово.

Ёж очень любит собирать грибы.

Ёж  любит собирать грибы.

Ёж  любит грибы.

А теперь еще одно предложение: « Моя бабушка всегда печет вкусные пироги»

«  Бабушка всегда печет вкусные пироги»

« Бабушка печет вкусные пироги»

« Бабушка  печет вкусные пироги»

« Бабушка  печет пироги»

« Бабушка  печет »

Педагог: Какие же вы ребята, молодцы! Давайте вспомним о чём мы с вами сегодня говорили? Что называли? Так из чего состоит предложение? Как обозначаем начало предложения? Что ставим в конце предложения?
Дети: Из слов. Прямоугольником с чёрточкой. Точку.
Педагог: Ребята ежу пора возвращаться домой - в лес. Он устал и хочет отдохнуть. Вы тоже хорошо потрудились. Кто доволен своей работой? Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Буратино" с использованием здоровьесберегающей технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»   Конспект открытого занятияПо обучению детей грамоте      ...

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.

    Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну здоровья»

формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника...

Конспект группового занятия по обучению грамоте с использованием моделей (подготовительная к школе группа) Тема: «Звуки [х], [х’]. Буква Х».

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать...

Консультация для воспитателей "Использование дидактических игр на занятиях по обучению детей ПДД в старшей и подготовительной группах

Для успешного усвоения учебного материала полезно использовать дидактические игры на занятиях для обучения  детей ПДД....

"Детская типография" руками детей, как элемент "говорящей среды". Использование "Детской типографии" в подготовке к обучению грамоте.

Использование набора «Детская типография»   в подготовке к обучению грамоте. "Детская типография" руками детей.    Коллеги, хочу познако...

Занятие по обучению детей плаванию с использованием нестандартного оборудования. Младшая группа . Обучающее занятие.

Упражнять детей в самостоятельном передвижении в воде в разных направлениях;Приучать к погружению в воде;Учить делать глубокий вдох и выдох....