Кружок "Мир гениев"
материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Попович Любовь Владимировна

Обучение детей грамоте и счету. Развитие эмоционального интеллекта, подготовка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_geniev.docx47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Мир гениев»

             Модифицированная программа «Мир гениев» детей старшего дошкольного                       возраста составлена и разработана на основе программ и пособий: Е. В. Колесниковой «От звука к букве», Е. Н. Журовой, Н. С. Варенцовой, Н. В. Дуровой, Л. Н. Невской «Обучение дошкольников грамоте», Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей»,                      Данилина Т.А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций», авторская               методика Воскобовича В.В.

         Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению,                 письму. Однако исследования показывают, что наибольшие трудности в школе                         испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний,                  умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и                          самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. А также низкий эмоциональный интеллект, не способность детей определять, понимать,                          использовать и управлять собственными эмоциями социально приемлемым образом,                позволяющим эффективно общаться, решать проблемы, снижать уровень стресса и                    проявлять эмпатию по отношению к другим людям.

            В связи с этим в данной программе с дошкольниками работа стоится на основе следующей системы дидактических принципов:

- создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессобразующих                        факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его                    детьми (принцип деятельности);

- обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта                        творческой деятельности (принцип творчества).

          Ведущей идеей направления данной программы является развитие эмоционального интеллекта, повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и
взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его
личности, эмоциональный комфорт. Выработка у детей умений ориентироваться в                  звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и                     способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка                      осознание речи, ее произвольности.

  1.  ЦЕЛЬ:

   Цель программы: Развитие эмоционального интеллекта дошкольника и подготовка к умению читать и писать.  

  1.  ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
  1. Обучающие задачи:
  1.  Формирование умений звуко - буквенного анализа: учить детей делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог;                   составлять предложение из 2х, 3х, 4х слов;
  2.  Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка                  дикции;
  3.  Развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму;
  4.  Формирование смысловых понятий эмоций и, опираясь на это понимание,                    определять причины возникновения проблем и умение разрешать их;
  5.  Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы;
  6.  Формирование точности оценки и выражения эмоций, умения использовать                      эмоции в мыслительной деятельности;
  7.  Формирование умения управления эмоциями.
  1. Развивающие задачи:
  1. Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их                                   изолированно;
  2. Развивать умение эффективно общаться с другими людьми, находить с ними                   общие точки соприкосновения;
  3. Развитие произвольности психических процессов;
  4. Развития позитивной эмоциональной гибкости;
  5. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий;
  6. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
  1. Воспитательные задачи:
  1. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
  2. Развитие способности распознавать и принимать чувства других людей;
  3. Развивать способность к эмпатии.

              Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 6 до 7 лет).

              Набор детей в группы по программе «Мир гениев» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.

Учебный план

В неделю

В месяц

В год

Мир гениев

3

12

108

Продолжительность НОД

Периодичность

в неделю

Кол-во часов

в неделю

Количество

занятий в год

Обучение чтению

30 минут

2 раза

1 час

72

Развитие эмоционального интеллекта 30 минут

1 раз

30 минут

36

Характеристика средств

  1. Кадры:

Педагог: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 7 «Антошка» Григорьева Ольга Владимировна.

Образование: высшее (Уральский государственный педагогический университет;                    квалификация: олигофренопедагог, дефектолог, учитель-логопед)

Квалификационная категория: II квалификационная категория.

Стаж педагогической работы: 17 лет

Наполняемость групп: 15 чел., 2 группы

 2.Материально-технические условия:

- групповое помещение;  

- доска с магнитной поверхностью (1 шт);

- столы по количеству детей;

- стулья, соответствующие ростовой группе (по количеству детей)

- интерактивная доска;

- столы для песочной терапии;

3. Расходные материалы:

         Коврограф «Ларчик». Универсальный игровой комплекс коврограф «Ларчик»            способствует проведению комплексной работы по развитию у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи), осуществлению                 целенаправленного сенсорного развития (цвет, форма, величина),                                          логико-математического развития ребенка (классификация, сериация,                         пространственные отношения и т.д.), ознакомлению с окружающим миром.

Игры-шнуровки «Ромашка», «Снеговик», «Парусник», «Яблонька». Закупается на 1 группу по 5 штук каждая, так как работать с пособием дети будут по кругу по 5                      человек, передавая пособие друг другу. Пособия способствуют развитию мелкой                  моторики рук, координации «глаз-рука», точные движения кистей рук и детских                    пальчиков; развивает процессы внимания, памяти, речи, способность ориентироваться на плоскости, гибкость мышления, сообразительность. Формируют навыки чтения, словотворчеству (подготовка к чтению и письму). Ребенок может читать придуманные и «написанные» слова, писать сами, самостоятельно «писать» смешные слова,                  слова-небывалки, слова по теме, имена и т.д., придумывать и «писать» слова                              закрытыми глазами!

              Теремки Воскобовича. Пособие закупается в количестве 2 штуки на группу из 15 детей, так как пособие объемное имеет возможность одновременного выполнения нескольких разных заданий, поэтому работать дети будут по 7 человек на один                        теремок. Уникальная конструкция, оптимальный набор букв, наглядность и                           образность, простота трансформации слов превращают игру в долгоиграющий                          восторг.

С помощью магнитной доски «Магнитошка» можно использовать как для развития мелкой моторики, так и для закрепления букв, слогов. Все вложения к магнитной                    доске расчитаны на одного ребенка и на одно рабочее место, так как в группе 15 детей, то для работы с данной доской необходимо 15 магнитных досок.

Конструктор «Геовизор». Маркером на водной основе дети рисуют на экране, подложке или бумаге, положенной под экран. Игра знакомит с системой координат.  Данное пособие предполагает работу с ним одного ребенка, таккак в группе 15 детей, то необходимо такое же количество конструктора.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                 По направлению «Подготовка к обучению грамоте» к концу курса ребенок                         приобретёт следующие знания и умения:

  • знать буквы русского алфавита;
  • писать буквы русского алфавита в клетке;
  • понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;
  • определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;
  • различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие                   согласные звуки;
  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный круг, твердые согласные –  синий круг, мягкие согласные – зеленый круг);
  • соотносить звук и букву;
  • определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим                     значком;
  • проводить звуковой анализ слов;
  • читать слова, слоги, предложения;
  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «буква»,                              «предложение».

По направлению «Развитие эмоционального интеллекта» к концу курса ребёнок                     приобретёт следующие умения и навыки:

  • навыки выработки положительных черт характера, таких как смелость,                       уверенность, доброта, сочувствие, отзывчивость.
  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть                         (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по направлению

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Месяц

№ НОД

Тема НОД

Сентябрь

1

Мониторинг

2

Слова, многообразие

3

Ознакомление с простейшим моделированием.

4

Многообразие слов, слова звучат по-разному и похоже, моделирование

Октябрь

5

Знакомство с терминами «звук», «буква»

6

Звук и буква А. обозначение гласного звука.

7

Звук и буква О.

8

Звук и буква У.

9

Звук и буква Ы.

10

Звук и буква Э.

11

Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного                  материала.

12

Звук и буква Л. Обозначение согласного звука.

Ноябрь

13

Звук и буква М. Понятие «слог».

14

Звук и буква Н. Чтение слогов.

15

Звук и буква Р. Чтение слогов.

16

Закрепление пройденного материала.

17

Ударение.

18

Буква Я и чтение слогов.

19

Звук и буква Ю.

20

Звук  и буква Е, чтение слов.

21

Звук и буква Ё.

Декабрь

22

Звук и буква И, чтение слогов, слов.

23

Закрепление пройденного материала.

24

Звуки Г – Гь, буква Г. Графические навыки.

25

Звуки К – Кь, буква К.

26

Звонкие и глухие двойняшки (звуки Г-К, Гь-Кь).                   Моделирование

27

Звуки Д-Дь, буква Д. Понятие «предложение».

28

Звуки Т – Ть, буква Т.

29

Звонкие и глухие двойняшки (звуки Д-Т, Дь-Ть).                     Моделирование

30

Закрепление пройденного материала.

Январь

31

Звуки В – Вь, буква В. Графические навыки.

32

Звуки Ф – Фь, буква Ф.

33

Звонкие и глухие двойняшки (звуки В-Ф, Вь-Фь).                 Моделирование

34

Звуки З – Зь, буква З.

35

Звуки С – Сь, буква С. Чтение предложений.

36

Звонкие и глухие двойняшки (звуки С-З, Сь-Зь).                       Моделирование

37

Закрепление пройденного материала.

Февраль

38

Звуки Б – Бь, буква Б.

39

Звуки П – Пь, буква П.

40

Звонкие и глухие двойняшки (звуки Б-П, Бь-Пь).                    Моделирование

41

Звук и буква Ж.

42

Звук и буква Ш.

43

Всегда твердые Ж – Ш.

44

Закрепление пройденного материала.

Март

45

Звук и буква Х.

46

Звук и буква Ч.

47

Звук и буква Щ.

48-49

Звук и буква Ц.

50

Закрепление пройденного материала.

51-52

Звук и буква Й.

53

Буква Ь.

54

Буква Ъ.

55-56

Закрепление пройденного материала.

Апрель

57-58

Звуки и буквы. Закрепление.

59-60

Слова и слоги. Закрепление.

61-62

Предложение. Закрепление.

63-64

Графические навыки. Закрепление.

Май

65-66

Чтение слогов, слов, предложений.

67-68

Пересказ. Диктант отдельных слов.

69-70

Составление рассказа. Диктант отдельных слов.

71-72

Страна Азбука

ИТОГО: 72 занятия

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«Обучение чтению»

            В рамках реализации этой программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.

   Данная программа предусматривает использование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, разработанного Д. Б. Элькониным и доработанного                               Л. Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.

            Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо                        познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в                      другом, не натуральном материале, в результате чего выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети                    знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде                                  прямоугольника.

             Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по                     общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные                   согласные, Ъ и Ь).

             Каждая НОД начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется                     ребенку во всем его многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим                     изображением звуков: красный круг – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук.               Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней,                    затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут                    встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его мы слышим и произносим) и «буква» (ее мы видим и                 пишем).

          Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и в конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать           слоги, слова и предложения из пройденных букв.

          Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный кружок.

         На первых НОД по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к                  занятию будет уменьшаться.

         Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и                    глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении надо учить детей                   произносить не алфавитное название букв, а звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев – Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.

             По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными                       звуками и буквами знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий кружок.

              На последующей НОД дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.

              Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами.

              Считаю необходимым в данной программе использование методики                                    ознакомления детей с ударением Журовой Е. Н., Варенцовой Н. С., Дуровой Н. В.,                        Невской Л. Н., которая предлагает начинать обучение вычленению ударного  слога с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге., применение авторской методики Воскобовича В.В. Причем при выделении ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к., произнося слово по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает                        образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям                    выделить ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове.

            Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем                    определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.

   Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные)                       вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся Я, Е, Ё, Ю.

            На последующей НОД дети уже читают предложение из трех слов и тут же                       знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются                                прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что                           символизирует начало предложения.

           Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им               хорошо усвоить понятие парности по звонкости/глухости.

           После этого дети познакомятся с одиночными Х и Ц, с мягким согласным Й, с                   разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.

  На заключительных НОД закрепляются полученные знания.

           Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие                 упражнения: вырезать букву, обвести ее пальчиком по контуру, написать букву по точкам, закрасить контур буквы, дорисовать элементы так, чтобы получилась буква, написать                   букву в клетке, выучить стихотворение про букву.

            В программе используются игры и упражнения для совершенствования                             фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква,                          отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание                    стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие                         внимания, памяти, мышления.

           Разнообразный по формам материал физминуток продолжает словарную и                       звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой                цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей                    выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).

Методы и приемы

             Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы                             деятельности, в связи с чем в программе предложено большое количество игровых                     упражнений.

             Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую,                          двигательную), не выходя их учебной ситуации, на НОД проводятся физминутки.

             Использование тетрадей на печатной основе помогает организовать смопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Также формированию навыков самооценки способствует подведение итогов НОД. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях НОД. Здесь же дети могут                    высказать свое отношение к НОД, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою работу.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по направлению

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Месяц

№ НОД

Тема НОД

Сентябрь

Формирование групп

Октябрь

1

Знакомство. Упражнения на сплочение группы.

2

Что такое эмоции. Основные виды эмоций.

3

Упрямство. познакомить детей с правилами                           доброжелательного поведения, формировать навыки                     саморегуляции поведения, контроля эмоций.

4

Учимся доброжелательности. Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно, выражать свое эмоциональное состояние, развивать                       положительную самооценку.

5

Добро и зло. Раскрыть сущность полярных понятий                    «добро» и «зло», показать каким эмоциональным                      состояниям оно соответствует, учить детей                                       дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

Ноябрь

6

Вина. Снятие эмоционального напряжения, снижение симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения, коммуникативности.

7

Обида.  Снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения.

8

Стыд. Снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения.

9

Радость и гнев. Продолжить знакомство с эмоциями, учить определять по мимике и жестам настроения друг друга, учить детей регулировать поведение друг друга.

10

Поговорим о доброте. Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Вызвать стремление совершать добрые поступки, учить передавать эмоциональные состояния человека с помощью мимики, жестов и речи, формировать позитивный образ своего «Я».

Декабрь

11

Знакомство с понятиями «физическая и эмоциональная боль».

Познакомить детей с понятиями «физическая и эмоциональная боль»: научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

12

Ссора. Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания – дружелюбие, враждебность.

13

Фея радости. Развитие умения детей вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, спросить о чем – либо.

Январь

14

Чувства одинокого человека. Учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать свои эмоциональные состояния и переживания, закреплять знания правил доброжелательного поведения, формировать внимательное отношение к другим людям, во время игр снимать негативные эмоции детей.

15

Красивое – безобразное. Продолжать знакомить детей с понятием «эмоциональная боль»: научить различать ощущения, которые люди испытывают во время эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

16

Настроение «Бабы Яги». Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый – грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.

Февраль

17

Страх. Научить детей различать эмоциональные состояния другого человека, учить детей конструктивными способами снимать напряжение, связанного с чувством страха. Во время занятия снимать отрицательные эмоции детей, развивать навыки общения.

18

Гнев. Научить детей отличать понятия «злость» и «гнев», учить детей конструктивным способам справляться с данными чувствами. Во время занятия снимать отрицательные эмоции детей, развивать навыки общения.

19

Хорошо ли быть злым. Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло», закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, побуждать к оказанию помощи, учить детей конструктивными способами снимать напряжение, связанного с чувством злости.

20

Печаль. Научить детей отличать понятия «печаль» и «уныние», учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать свои эмоциональные состояния и переживания.

Март

21-22

Горе. Познакомить ребят с понятием «горе», закрепить в детях чувство эмпатии - понимания чувств другого, умение сопереживать. Формировать внимательное отношение к другим людям.

23

Застенчивость. Снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности.  Через совместную игру развить навык активного общения,  инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

24-25

Интерес. Познакомить ребят с понятием «интерес», куда он пропадает и что делать?

26-27

«Как сказать: «НЕТ!» Развитие представлений о психологическом манипулировании. Освоение навыков противостоянию манипуляции.

28-29

«Легко ли быть главным?».  Проявление  лидерских качеств детей, осознание ролей в команде, формирование навыков работы в коллективе.

Апрель

30-31

«Помоги мне!». Формирование навыков обращения за помощью.

32-33

«Я спокоен». Формирование навыков управления своими эмоциями.

34

«Мое тело рассказывает». Формирование навыков невербального общения, развитие пластики тела и мимики.

35

Театр эмоций. Работа с мимикой и пластикой тела, освоение навыка выражения эмоций.(под итог)

Май

36

 «Я+ТЫ= МЫ». командная работа, сплоченные действия.(под итог)

ИТОГО: 36 занятий

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Занятие 1. Знакомство. Упражнения на сплочение группы.

Занятие 2. Что такое эмоции. Основные виды эмоций.

Занятие 3. «Упрямство»

Цель: учить детей анализировать свое эмоциональное состояние, познакомить детей с правилами доброжелательного поведения, формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 4. «Учимся доброжелательности»

Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое эмоциональное состояние, развивать положительную самооценку.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 5. «Добро и зло»

Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют, учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 6. «Вина»

Цель: снятие эмоционального напряжения, снижение симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения, коммуникативности.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 7-8. «Обида», «Стыд»

Цель: снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности. Развитие ассоциативного воображения.

Время проведения: 2 занятия по 30 минут.

Занятие 9. «Радость и гнев»

Цель: продолжить знакомство с эмоциями, учить определять по мимике и жестам настроение друг друга, учить детей регулировать поведение друг друга.

Время проведения: 30минут.

Занятие 10. «Поговорим о доброте»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Вызвать стремление совершать добрые поступки, учить передавать эмоциональные состояния человека с помощью мимики, жестов и речи, формировать позитивный образ своего «я».

Время проведения: 30 минут.

Занятие 11. «Знакомство с понятием физическая и эмоциональная боль»

Цель: познакомить детей с понятиями «физическая и эмоциональная боль»: научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

Время проведения: 1 занятие по 30 минут.

Занятие 12. «Ссора»

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания – дружелюбие и враждебность.

Время проведения: 1 занятие по 30 минут.

 Занятие 13. «Фея радости»

Цель: развивать умение детей вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, спросить о чем – либо.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 14. «Чувства одинокого человека»

Цель: учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать свое эмоциональное состояние и переживания, закреплять знания правил доброжелательного поведения, формировать внимательное отношение к другим людям, во время игр снимать негативные эмоции детей.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 15. «Красивое - безобразное»

Цель: познакомить детей с понятиями «физическая и эмоциональная боль»: научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 16. «Настроение Бабы Яги»

Цель: продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый – грустный), учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 17. «Страх»

Цель: научить детей различать эмоциональное состояние другого человека, учить детей конструктивными способами снятия напряжения, связанного с чувством страха. Во время занятия снимать отрицательные эмоции детей, развивать навыки общения.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 18. «Гнев».

Цель: Научить детей отличать понятия «злость» и «гнев», учить детей конструктивным способам справляться с данными чувствами. Во время занятия снимать отрицательные эмоции детей, развивать навыки общения.

Время проведения: 1 занятие по 30 минут.

Занятие 19. «Хорошо ли быть злым»

Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло», закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, побуждать к оказанию помощи, учить детей конструктивными способами снятия напряжения, связанного с чувством злости. ое

Время проведения: 30минут.

Занятие 20. Печаль. 

Цель: Научить детей отличать понятия «печаль» и «уныние», учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать свои эмоциональные состояния и переживания.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 21-22. Горе. 

Цель: Познакомить ребят с понятием «горе», закрепить в детях чувство эмпатии - понимания чувств другого, умение сопереживать. Формировать внимательнотношение к другим людям.

Время проведения: 30 минут.

Занятие 23. Застенчивость. 

Цель: Снятие эмоционального напряжения, симптомов тревожности.  Через совместную игру развить навык активного общения, инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

 Время проведения: 30 минут.

Занятие 24-25. Интерес. 

Цель: Познакомить ребят с понятием «интерес», куда он пропадает и что делать? 

Время проведения: 30 минут.

Занятие 26-27. «Как сказать: «НЕТ!» 

Цель: Развитие представлений о психологическом манипулировании. Освоение навыков противостоянию манипуляции.

 Время проведения: 30 минут.

Занятие 28-29. «Легко ли быть главным?». 

Цель: Проявление лидерских качеств детей, осознание ролей в команде, формирование навыков работы в коллективе.

 Время проведения: 30 минут.

Занятие 30-31. «Помоги мне!». 

Цель: Формирование навыков обращения за помощью. 

Время проведения: 30 минут.

Занятие 32-33. «Я спокоен». 

Цель: Формирование навыков управления своими эмоциями. 

Время проведения: 30 минут.

Занятие 34. «Мое тело рассказывает». 

Цель: Формирование навыков невербального общения, развитие пластики тела и мимики. 

Время проведения: 30 минут.

Занятие 35. Театр эмоций. 

Цель: Работа с мимикой и пластикой тела, освоение навыка выражения эмоций. (под итог) 

Время проведения: 30 минут.

Занятие 36.  «Я+ТЫ= МЫ». 

Цель: командная работа, сплоченные действия. (под итог)

Время проведения: 30 минут.

Методическое обеспечение программы «Развитие эмоционального интеллекта»

  • Комплект психодиагностических методик «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго); «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой); Авторская методика определения уровня развития эмоциональной компетентности распознавания собственных эмоций и их вербального выражения «Что ты почувствуешь, если …?»;
  • Банк кейсов (проблемных ситуаций);
  • Подборка сказок для анализа эмоциональных состояний персонажей («Кот в сапогах», «Гадкий утенок», «Семь воронов», «Белоснежка и семь гномов», и др.);
  • Сборник «Игры в тигры» для работы с агрессивными детьми (Н.А.Сакович);
  • Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки (Хухлаева О.В.);
  • Дидактические игры с использованием интерактивной доски «Найди пару эмоции», «Дорисуй лицо», «Подбери ситуацию к эмоции»;
  • Картотека коммуникативных, ролевых, психогимнастических игр для старших дошкольников;
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
  • Картотека игр для сплочения группы детского сада;
  • Картотека игр для эмоционального развития дошкольников;
  • Игры, направленные на развитие воображения.
  • Релаксационные упражнения.
  • Развивающие упражнения.
  • Рисуночные методы.
  • Пальчиковые игры.
  • Песочная терапия.

Список используемой литературы:

  1. Курочкина И. О портретной живописи детей.-СПб.: ООО Издательство «Изотова Е. И., Никифорова Е .В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. Учеб. Пос. для студентов высш. Учеб. Заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
  2. ст-ов/ Под ред. Л. А.
  3. Психология эмоций: Хрестоматия/ Под ред. В. К. Вилюн. г. 2004
  4. ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2008 г.
  5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1990. (Серия «Вместе учимся, играем»).
  6. Лушников Б. В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для вузов. М
  7. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин аса. Спб.: Венгера. М.: Просвещение, 1985.Питер, 2007.
  8. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. -  Издательский центр «ВЛАДОС», 2005.
  9. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционноразвивающие занятия для детей 5 - 8 лет. М.: АРКТИ, 2011.
  10. Трофимов М. В. «И учеба, и игра». Изобразительное искусство.- ООО Издательство «Академия развития». 2001 г.
  11. Шалаева Г. П. «Учимся рисовать человека». - Издательство АСТ, Слово. 2009 г.
  12. «Ребенок в детском саду.» 2007. № 5. С. 80-87. Нгуен Минь Ань 
  13. Азбука-читалочка. Рабочая тетрадь. – М., 2009
  14. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждений. – М., 1993
  15. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991
  16. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
  17. Журова Е. Н., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998
  18. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. – М., 1997
  19. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
  20. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.:Акалис, 1996;
  21. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. М.: Ювента, 2001;
  22. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Ювента, 2005;
  23. Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. – Тула, 1993;
  24.  Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М., 1993
  25. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981
  26. От А до Я. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2002
  27. От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
  28. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1992
  29. Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 1991
  30. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – Спб.: Детство-Пресс, 2001
  31. Шибаев А.В. Буква заблудилась. – М., 1986
  32. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992


Электронные ресурсы:

  1. Никитин А.А. Эмоциональный интеллект и художественное мышление
    [Электронный ресурс] Режим доступа:
    http://www.art-center.khabonline.com/nauchnye_statji/mocional_nyj_intellekt_i_hudozhestvennoe_myshlenie/   

Программы для ДОУ:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой.-2-изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БЫТЬ ГЕНИЕМ»

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группах детского сада....

Презентация к проекту "Быть гением"

Краткое описание проекта в презентации...

Гены застенчивости

Американский психолог Филипп Зимбардо, посвятивший застенчивости серьезное исследование, считает, что эта черта свойственна каждому третьему ребенку. Застенчивость проявляется уже в раннем  возр...

Консультация для родителей "Как воспитать гения"

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают....

Итоговое занятие в средней группеТема: Необыкновенная прогулка с Чебурашкой и Крокодилом Геной.

Программное содержание: закрепить знания детей о профессиях, воспитывать доброжелательное отношение и уважение к людям труда. Закрепить знания о правилах поведения на дороге, знаний о светофоре. Закре...

интегрированное занятие по здоровому образу жизни: "С Чебурашкой в гости к Гене"

Интегрированное занятие для детей старшей и подготовительной  дошкольной группы по здоровому образу жизни: Правила поведения на улице - правила для пешеходов.Закрепление материала по правилам дор...

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Юный Гений"

Исользование дидактического материала: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и развивающих игр Никитина. Для отображения всего материала, необходимо скачать файл....