"Звук и буква Сс"
план-конспект занятия по обучению грамоте

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Сс". (по Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_s.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква Сс»

Коррекционно-образовательные задачи: Ознакомление со звуком  и буквой Сс.  Совершенствование навыка слогового и звукового анализа и синтеза. Совершенствование чтения слогов, слов, предложений  с новой буквой.  Профилактика нарушения письменной речи.

Коррекционно-развивающие  задачи:         Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Оборудование: Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие игрушки, флажки, буквари, рабочие тетради по числу детей, фишки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог встречает детей, организует приветствие, на столике стоит контейнер с чечевицей, в ко-рой спрятаны небольшие предметы (свисток, соска, …)

Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем.

Для начала выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали. С какого звука начинается это слово? (…). Все верно. А теперь разделите названия этих предметов на слоги. (…) Молодцы!

2. Игра «Подними кружок»

Послушайте  стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

(…)

Давайте произнесем звук [с] все вместе.

Дети вместе с педагогом произносят звук [с].

Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [с] – гласный или согласный? (…)

Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук? (…).   Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите: он звонкий или глухой. (…)  Твердый или мягкий? (…). Верно. Он согласный твердый глухой звук. Вы будете поднимать кружок, как только услышите звук [с].

Материал: с, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с; са, ту, шо, су, за, со, до; санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.

Дети поднимают кружок, услышав звук [с].

3. Упражнение «Кто скорее?»

Поиграем в игру «Кто скорее?». Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. С, а. Что получилось? (…). С, о. Что получилось? (…).

Материал: су, си, усы, сок, нос, сани.

4. Работа по букварю.

Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Манки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

В каких словах этого стихотворения есть звук [с]? (…)

Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый.. Что это значит? ().

Верно. А в каких словах стихотворения есть звук [с’]? (…). Отлично. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, в названиях ко-рых начинаются со  звука [с]. (…)

Молодцы! А в каким из этих слов есть звук [с’]? (…).

Теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (…)

Очень хорошо. Посмотрите на картинки. Давайте прочитаем, что написано под ними. (…).

Давайте все вместе прочитаем предложения. (…)

5. Подвижное упражнение «На коняшке».

Я несусь как вольный ветер,       Дети двигаются поскоками по др. за др.

Самый быстрый я на свете.         В руках держат перед грудью воображаемые вожжи.

На коняшке я скачу,

Над дорогою лечу.

Пролетаю мимо речка,                 Меняют направление движения.

Поле, сад, в саду овечка.

Я скачу, скачу, скачу,

Обогнуть весь мир хочу.

6. Упражнение «Бабочка летает».

Давайте поиграем с бабочками. Они помогут нам определять место звука [с] в словах. Определите место звука  [с] в слове сова.

Дети выполняют задание.

Верно. Теперь давайте определим место звука  [с] в слове нос.

Дети выполняют задание.

Где же стоит звук [с] в этом слове? (…)

Материал: кусты, носок, пес, стол,

7. Работа в тетради.

Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части? (Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс). Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? (…)

Дети раскрашивают буквы.

А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул. Выполняйте задание.

Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву Сс в воздухе.

Возьмите простые карандаши. Давайте напишем букву Сс. Посмотрите, как  я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

Дети выполняют задание.

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Дети высказывают впечатления от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....