«Звук (т), буква Т».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ковалёва Наталья Андреевна

Интегрируемые области: познавательно-речевое,  социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: создание условий для знакомства детей с согласным звуком (т), буквой Т.

Задачи:

Обучающие: учить детей выделять на слух звук (т), закрепить понятие «твердый звук», закреплять навык деления слова на слоги; упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие: развитие способности проводить звуковой анализ слов, развитие фонематического восприятия и слуха; развитие общей и мелкой моторики; развитие пространственной ориентации.

Воспитательные: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций по теме.

Словарная работа: чтение пословиц, поговорок, загадок.

Оборудование:  индивидуальные зеркала, предметные картинки, игрушки (медведь, заяц, мяч);  буквы большого формата, слоговая таблица; счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины; фишки синего цвета, полоски белого цвета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t_zakreplenie.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук (т), буква Т».

Интегрируемые области: познавательно-речевое,  социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: создание условий для знакомства детей с согласным звуком (т), буквой Т.

Задачи:

Обучающие: учить детей выделять на слух звук (т), закрепить понятие «твердый звук», закреплять навык деления слова на слоги; упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие: развитие способности проводить звуковой анализ слов, развитие фонематического восприятия и слуха; развитие общей и мелкой моторики; развитие пространственной ориентации.

Воспитательные: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций по теме.

Словарная работа: чтение пословиц, поговорок, загадок.

Оборудование:  индивидуальные зеркала, предметные картинки, игрушки (медведь, заяц, мяч);  буквы большого формата, слоговая таблица; счетные палочки, фасоль, горох, веревочки разной длины; фишки синего цвета, полоски белого цвета.

        Ход.

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

Воспитатель бросает мяч и произносит фразу с одним значением, а ребенок, поймавший мяч, - с противоположным. Воспитатель может дать образец: высокий – низкий.

Влажный – сухой;  полезный – вредный; сладкий – кислый; далеко – близко; зима – лето и т.д.

2. Появляются медведь . Он рассказывает историю, которая с ними приключилась.

- Ребята, в нашем лесу появился новый дом. Нам захотелось все в нем рассмотреть, как вдруг услышали громкое тарахтение: «т-т-т-т-т». Это к домику подъехал трактор. Разумеется, такого интересного события мы пропустить не могли и бегом помчались к трактору. Трактором управлял строитель. Он  вез в тачке кирпичи на строительство нового дома, а по пути заехал сюда по делам. Строитель был добрый и разрешил нам поиграть с его трактором.

Мне  так не терпелось покататься на тракторе, что я даже попытался его подтолкнуть сзади.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете ему это удалось?

- Почему он не смог сдвинуть трактор с места?

- Как тарахтел мотор этого трактора?

- Сегодня мы вспомним звук (т).

  1. Анализ артикуляции. Работа с зеркалами.

- Давайте познакомимся с этим звуком поближе. произнесите звук и скажите, как себя ведет воздушная струя. (На ее пути встает препятствие). Какое ? (Язык). Значит,  какой это звук? (Согласный).

А теперь снова произнесите этот звук и скажите, где находится кончик языка. ( Кончик языка опускается за нижние зубы.) При твердой позиции кончик языка опускается за нижние зубы, а спинка (серединка) языка приподнята  и препятствует выходу воздушной струи.

Послушайте и произнесите за мной: т-т-т.

3. - Звук (т) обозначается буквой Т.

Т на крыше очутилась

И в антенну превратилась.

- На что похожа эта буква?

4. Прописывание буквы Т разными способами (написание в воздухе пальцем, локтем, носком ноги.)

- Медвежонок приготовил для вас задание :

- Прочитайте слоги: та – то; те – ти; ты – ту; ат – ут; ты – ыт – ит.

- На ваших столах есть счетные палочки, выложите из него эти слоги.

5.

- Перечислите мебель, название которой начинается со звука (т); транспорт; посуду, числа, обувь; усатое насекомое, живущее на кухне.

6. «Отгадай загадку».

Пушистая вата             Этот зверь живет лишь дома.

Плывет куда-то.         С этим зверем все знакомы.                  

Чем вата ниже,          У него усы, как спицы.

Тем дождик ближе.         Он, мурлыча, песнь поет.

             (Туча)         Только мышь его боится...

                                   Угадали? Это - ... (кот).

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.                                                      Он носом в землю постучит.
Человек им управляет.                                                  Взмахнет крылом - и закричит.

Что такое? ... (самолет)                                                 Кричит он даже сонный,

                                                                                         Крикун неугомонный.

                                                                                                                      (Петух)

- О чем были загадки?

- В каких словах звук (т) слышится в начале, в конце, в середине?

- Сколько слогов в слове самолет?

- Назовите первый слог, второй, третий?

7. Итог.

- Что вы узнали о звуке (т) ?

- В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?

- Назовите слова со звуком (т).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....