НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кайгородцева Надежда Сергеевна

НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ЗАТО ПОСЕЛОК СОЛНЕЧНЫЙ

Непосредственная образовательная деятельность

по развитию речи

Тема: « Звуко- буквенный анализ  слов. Дифференциация звуков [с] - [ц] »

Подготовила:

Кайгородцева Надежда Сергеевна

ЗАТО п. Солнечный

2019

Цель: дифференцировать звуки [с] - [ц]  в словах и фразах.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умения сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;
  • Закреплять навык работы с  синтаксическими конструкциями.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез слов.
  • Закреплять произношение и дифференциацию звуков [с], [ц]  в предложениях.
  • Развивать навык согласования прилагательных с существительными в роде.

Воспитательные:

  • формировать трудолюбие, целеустремленность в работе.

Ход НОД

I. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим путешествие в страну звуков. Закройте глаза. Представьте, что вы поднимаетесь на палубу красивого парохода. Он несет вас по волнам. Вы слышите шум моря, крики чаек. Пароход подплывает к острову. Вы спускаетесь по трапу и … посмотрите, что волна вынесла на берег.

Дети открывают глаза, в руках у воспитателя бутылка, на ней пиратская метка.

Воспитатель: Ребята, что это принесла нам волна? В такие бутылки люди, находящиеся в море, вкладывали сообщения. Посмотрите и в этой бутылке что- то есть.

Письмо

Уважаемые путешественники, вы попали на остров звуков С-Ц. Здесь мы спрятали клад, но найти его вы сможете только выполнив все задания. Карту прилагаем.

Пираты.

Хотите отправиться на поиски клада?

Давайте рассмотрим карту.

II. Основная часть

1. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Дети рассматривают карту и определяют место первого задания. На первом столе лежат зеркала и текст первого задания.

Воспитатель: 

Задание 

Произнесите правильно название острова.

Воспитатель: Ребята, остров называется остров остров звуков С-Ц. Звук [c]  произносить правильно мы уже умеем.

 Что делает язык (губы, зубы), когда мы произносим этот звук? (Кончик языка упирается в передние нижние зубы, губы в улыбке, зубы сближены. Струя воздуха холодная и сильная.)

А сегодня научимся произносить и звук [ц]. Возьмите зеркала.

Язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы. В момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов. Струя воздуха холодная и сильная.

Дети произносят звук [ц] вместе, затем по очереди.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Поймай звук».

Если слышите  [с]- вы хлопаете, если [ц]- вы топаете  (Тренировка на отдельных звуках).

Теперь будем ловить звуки в словах: самолет, индеец, ножницы, стадион,  певица, хоккеист, ананас, цыпленок.

Воспитатель: Я думаю, что мы отлично справились с заданием, можно двигаться дальше.

Дети подходят к столу, на котором лежат два мешочка и монеты.

2. Дифференциация звуков [с] - [ц]  по картинкам. Д/игра «Монеты».

Задание

Уважаемые путешественники, перед вами пиратские монеты. На них изображены различные предметы и животные. Разложите монеты по двум мешочкам. В один -те монеты, на которых изображены предметы в названии которых есть звук [c], в другой- те монеты, на которых изображены предметы в названии которых есть звук [ц].

Воспитатель:  Возьмите каждый по монете, назовите, что изображено на вашей монете и определите, в какой мешочек  её нужно положить.

Воспитатель: Я думаю, что мы отлично справились с заданием, можно двигаться дальше.

Дети подходят к столу, на котором лежит мяч.

  3.Дид. игра «Закончи слово»

Задание

Мы хотим проверить, запомнили  вы, что было изображено на монетах или нет.

Воспитатель: Давайте встанем в круг.  Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Воспитатель: Я думаю, что мы отлично справились с заданием, можно двигаться дальше.

Дети подходят к столу, на котором лежат карточки с тремя картинками.

4. Дид. Игра «Третий лишний»

Задание

На пиратских монетах могут быть изображены только те предметы в названии которых есть звуки [c] и [ц]. Уберите лишние предметы ( те, в названии которых нет звуков С-Ц).

Воспитатель: Возьмите карточку, четко произнесите слова, лишним будет то, в котором нет звуков  [c] и [ц].

Воспитатель: Я думаю, что мы отлично справились с заданием, теперь пираты знают какие монеты можно брать в свою сокровищницу.

Дети подходят к сундуку.

5. Произнесение звуков [с],  [ц] в предложениях.

Задание

Мы, пираты говорим так, чтобы нас никто не понимал, мы меняем слова местами. Поставьте все слова на свои места.

Воспитатель: 

 Сосна сидит на сове.

Кусок мяса кусает собаку.

На посуду поставили стол.

Астры посадили садовника.

Теплица растёт в огурцах.

Лисица боится зайца.

На цветах много улиц.        

Вода пьёт цыплят из блюдца.

Воспитатель: Я думаю, что мы отлично справились с заданием, теперь смысл всех предложений ясен, можно двигаться дальше.

Дополнительное задание

Воспитатель:  Чтобы вы могли потренироваться в произнесении слов со звуками [c] и [з], пираты приготовили чистоговорки.

Са-са-са живет на дереве оса.

Со-со –со у машины колесо.

Су-су-су встретил я в лесу лису.

Ца-ца-ца нет начала у кольца.

Цо-цо-цо у меня в руке кольцо.

Цу-цу-цу я иду на улицу.

Воспитатель: Я думаю, что мы отлично справились со всеми заданиями, можно искать клад. Хранитель, покажите карту.

Дети находят медали «Настоящий пират».

Воспитатель: Ребята, мы покидаем пиратский остров, но не прощаемся со страной звуков. Теперь вы можете пройти в спальню и рассмотреть свои медали. А к игре в пиратов мы ещё вернемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...