Конспект занятия Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему «Похищенные звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

ЧДОУ  Детский сад № 49 «Виктория» г. Ярославль

 

 

 

 

Конспект занятия

Непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей группе

на тему «Похищенные звуки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Светлова М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ярославль

2020

Цель: знакомство со звуками [в], [вь].

Задачи: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь], учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости, обучать анализу и синтезу прямого слога, развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление.

 

Дети заходят в группу. Воспитатель замечает в группе воздушный шар с конвертом.

Воспитатель: ребята, что это? Похоже на письмо. Прочитаем?

Дети: Да.

Письмо: «Дорогие ребята, я – Королева звуков и букв, прошу у вас помощи. В моем дворце живут придворные гномы. Одни придворные носят красную одежду, другие синюю и зеленую. Моих придворных украла колдунья Звукоедка и заперла в свой сундук. Я очень вас прошу помочь мне их освободить.

Воспитатель: Ребята, а про кого это говорит Королева, вы догадались? Кто эти придворные гномы?

Дети: Звуки.

Воспитатель: ребята Вы хотите помочь Королеве звуков и букв освободить из сундучка придворных гномов?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы сможете помочь Королеве звуков и букв?

Дети: да.

Воспитатель: почему Вы так считаете?

Дети: потому что мы добрые, дружные, храбрые.

Воспитатель: что нам для этого надо сделать?

Дети: надо освободить придворных гномов – звуки из сундучка.

Воспитатель: Макар, как называются звуки, которые обозначаются красным цветом, носят красную одежду?

Ребенок: Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Ребята назовите, пожалуйста, гласные звуки, которые Вы знаете?

Дети: а, о, у, и, э, ы.

Воспитатель: Кира, как называются звуки, которые обозначаются, синим цветом и носят синюю одежду?

Ребенок: Твердые согласные звуки обозначаются синим цветом.

Воспитатель: Даша, как называются звуки, которые обозначаются зеленым цветом и носят зеленую одежду?

Ребенок: мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом.

Воспитатель: молодцы ребята, мы узнали, о каких придворных гномах говорила Королева звуков и букв.

 

Воспитатель: Королева очень боится за своих похищенных придворных, она даже их не назвала, чтобы Звукоедка не рассердилась, но дала нам подсказку.

Воспитатель: ребята садитесь за столы.

Воспитатель достает предметные картинки, расставляет их в ряд на мольберте – ваза, валенки, варежки, ванна, волк, вафли, ворона; а дети называют, выделяя первый звук в словах. Ребята, какой звук стоит в начале этих слов?

Дети: звук [в].

Воспитатель: правильно звук [в].

Воспитатель расставляет еще ряд картинок –верблюд, вертолет, вешалка, вишня, велосипед, вилка, виноград, дети называют, выделяя первый звук в словах. Ребята, какой звук стоит в начале этих слов?

Дети: звук [вь].

Воспитатель: правильно звук [вь].

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие звуки украла колдунья Звукоедка?

Дети: звуки [в] и [вь].

Воспитатель: правильно ребята, колдунья Звукоедка украла звуки [в] и [вь].

Давайте возьмем зеркала и произнесем эти звуки.

Воспитатель: произносим звук [в] – верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу. При произношении звука {в} есть преграда для выхода воздуха?

Дети: есть преграда.

Воспитатель: если при произношении звука воздух встречает преграду, то это какой звук?

Дети: согласный звук.

Воспитатель: ребята как Вы думаете звук [в], это твердый или мягкий звук?

Дети: твердый звук.

Воспитатель: возьмите зеркало, посмотрите в него, – верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу, губы растянули в легкую улыбку. Попробуем произнести звук [вь]. При произношении звука [в] есть преграда для выхода воздуха?

Дети: есть преграда.

Воспитатель: если при произношении звука воздух встречает преграду, то это какой звук?

Дети: согласный звук.

Воспитатель: ребята как Вы думаете звук [вь], это твердый или мягкий звук?

Дети: мягкий звук.

Воспитатель: Да, теперь мы знаем, что мы ищем. Помогите мне составить характеристику звуков. Даша, звук В – какой?

Ребенок: Звук [в] – согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Воспитатель: Хорошо, Кирилл, звук [вь] – какой?

Ребенок: Звук [вь] – согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Воспитатель: Давайте узнаем звуки [в] и [вь] звонкие или глухие? Как можно узнать звонкий звук или глухой?

Дети: приложить тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Воспитатель: звуки [в] и [вь] какие?

Дети: звонкие, так как в их произношении участвует голос.

Воспитатель: ребята, что мы с Вами узнали о звуках [в] и [вь]? Помогите мне составить характеристику звуков. Даша, звук В какой?

Ребенок: звук [в] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Воспитатель: хорошо, Кирилл, звук [вь] – какой?

Ребенок: звук [вь] – согласный, мягкий, звонкий обозначается зеленым цветом.

Физминутка

Воспитатель: Ребята, чтобы найти похищенные звуки нам с Вами придется отправиться в таинственный лес. Не испугаетесь? Не передумали?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вставайте в круг, пойдем по дорожке в лес, он волшебный, и правила здесь тоже особенные. Мы идем по кругу, высоко поднимая колени, но, если услышите звук [в], то нужно сделать крышу из ладошек над головой, если услышите звук [вь], то нужно сразу присесть и замереть, чтобы колдунья Звукоедка нас не заметила.

Воспитатель произносит: м, ш, в, н, м, вь, л, ф, в, п, вь.

Среди слогов: ав, оп, ви, ма, пэ, во.

Среди слов: воет, маша, сова, поит, волк, рога, зовет.

Дети выполняют.

Воспитатель: молодцы ребята.

Голос Звукоедки: Ага, какие хитрые, догадались какие звуки я похитила. Но, чтобы их найти нужно выполнить мои задания.

«Вы картинки рассмотрите

Схему к слову подберите».

Воспитатель: Ребята, чтобы найти похищенные звуки нам с Вами нужно выполнить задание Звукоедки, задание нам предстоит не простое, давайте сядем за столы.

Вам нужно подобрать схему к слову.

На столах лежат предметные картинки – ваза, сова, дверь, вилка, дети называют слово, выделяют звук [в] или [вь] в слове и определяют его место в слове, подбирая соответствующую схему.

Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием Звукоедки.

Голос Звукоедки: Но сможете ли Вы их найти?

«Лишь тот откроет сундучок,

Кто на картине звуки все найдет».

Игра «Кто самый внимательный»

Воспитатель: ребята нам с Вами нужно внимательно рассмотреть картину и назвать слова со звуков [в], [вь], которые изображены на картине Звукоедки.

На мольберте расположена картина поле, на нее прикреплены предметные картинки – волк, ворона, снеговик, девочка, дерево, вертолет, велосипед, веник.

Дети поочередно находят картинки со звуков [в] или [вь], называют слово, снимают предметную картинку.

Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием.

Голос Звукоедки: Обхитрили меня. Сдаюсь, сундук со звуками находится в ящике.

Воспитатель: Ах, вот где она его спрятала (достает).

На нем записка: «Освобождая звуки,

Трудились вы не зря,

За это дарю звуки

В подарок вам, друзья»

Открывает сундучок, а там гномы звуки [в], [вь].

Воспитатель: Ребята, Королева звуков и букв благодарит вас за помощь. Ее придворные гномы вернулись. Ребята вы молодцы, теперь нам необходимо вернуться в детский сад. Для этого нам с Вами нужно пройти по дорожке. Дорожка не простая, Вам надо слитно прочитать схемы слогов со звуками [в] и [вь], тем самым подружив согласные звуки [в], [вь]. И так по очереди пройти по дорожке друг за другом. Дети выполняют.

Воспитатель: молодцы ребята. Вот и вернулись мы в детский сад.

Воспитатель: Давайте вспомним наше путешествие?

Кто нас просил о помощи? (Королева звуков и букв).

Какая беда случилась у Королевы звуков и букв (колдунья Звукоедка украла придворных гномов)

Воспитатель: Что мы сделали, чтобы ей помочь? (выполняли задания Звукоедки, освобождали придворных гномов).

Воспитатель: кто были эти гномы? (это были звуки).

Воспитатель: как назывались звуки, которые украла Звукоедка? (звуки в и вь).

Воспитатель: что про эти звуки вы теперь знаете? (это согласные, звонкие звуки, бывают твердые и мягкие).

Воспитатель: какие задания вам понравились? (спрашивает у каждого)

Воспитатель: какие задания были трудными?

Дети рассказывают.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Звукоедки и освободили звуки, за это Королева звуков и букв передала вам угощенье.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgotovka_k_grammote.docx509.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЧДОУ  Детский сад № 49 «Виктория» г. Ярославль

Конспект занятия

Непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей группе

на тему «Похищенные звуки»

Воспитатель: Светлова М.А.

г. Ярославль

2020

Цель: знакомство со звуками [в], [вь].

Задачи: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь], учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости, обучать анализу и синтезу прямого слога, развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, логическое мышление.

Дети заходят в группу. Воспитатель замечает в группе воздушный шар с конвертом.

Воспитатель: ребята, что это? Похоже на письмо. Прочитаем?

Дети: Да.

Письмо: «Дорогие ребята, я – Королева звуков и букв, прошу у вас помощи. В моем дворце живут придворные гномы. Одни придворные носят красную одежду, другие синюю и зеленую. Моих придворных украла колдунья Звукоедка и заперла в свой сундук. Я очень вас прошу помочь мне их освободить.

Воспитатель: Ребята, а про кого это говорит Королева, вы догадались? Кто эти придворные гномы?

Дети: Звуки.

Воспитатель: ребята Вы хотите помочь Королеве звуков и букв освободить из сундучка придворных гномов?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы сможете помочь Королеве звуков и букв?

Дети: да.

Воспитатель: почему Вы так считаете?

Дети: потому что мы добрые, дружные, храбрые.

Воспитатель: что нам для этого надо сделать?

Дети: надо освободить придворных гномов – звуки из сундучка.

Воспитатель: Макар, как называются звуки, которые обозначаются красным цветом, носят красную одежду?

Ребенок: Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Ребята назовите, пожалуйста, гласные звуки, которые Вы знаете?

Дети: а, о, у, и, э, ы.

Воспитатель: Кира, как называются звуки, которые обозначаются, синим цветом и носят синюю одежду?

Ребенок: Твердые согласные звуки обозначаются синим цветом.

Воспитатель: Даша, как называются звуки, которые обозначаются зеленым цветом и носят зеленую одежду?

Ребенок: мягкие согласные звуки обозначаются зеленым цветом.

Воспитатель: молодцы ребята, мы узнали, о каких придворных гномах говорила Королева звуков и букв.

Воспитатель: Королева очень боится за своих похищенных придворных, она даже их не назвала, чтобы Звукоедка не рассердилась, но дала нам подсказку.

Воспитатель: ребята садитесь за столы.

Воспитатель достает предметные картинки, расставляет их в ряд на мольберте – ваза, валенки, варежки, ванна, волк, вафли, ворона; а дети называют, выделяя первый звук в словах. Ребята, какой звук стоит в начале этих слов?C:\Users\марьяна\Desktop\85-187a_clear.jpgC:\Users\марьяна\Desktop\906e2082bb5149e76c9988065103f435.jpgC:\Users\марьяна\Desktop\Без названия (1).jpegC:\Users\марьяна\Desktop\5a5b75d08f510.jpg

C:\Users\марьяна\Desktop\kartinki-vorony-dlya-detej-23.jpg

C:\Users\марьяна\Desktop\depositphotos_55413683-stock-photo-wafer-biscuit.jpg

C:\Users\марьяна\Desktop\depositphotos_59535965-stock-photo-felt-boots-on-the-white.jpg

Дети: звук [в].

Воспитатель: правильно звук [в].

Воспитатель расставляет еще ряд картинок –верблюд, вертолет, вешалка, вишня, велосипед, вилка, виноград, дети называют, выделяя первый звук в словах. Ребята, какой звук стоит в начале этих слов?

C:\Users\марьяна\Desktop\depositphotos_6870353-stock-photo-two-perfect-sweet-cherries-with.jpgC:\Users\марьяна\Desktop\8225113-1.jpgC:\Users\марьяна\Desktop\562.png

C:\Users\марьяна\Desktop\depositphotos_10871768-stock-photo-dromedary.jpgC:\Users\марьяна\Desktop\10-23-640x427.jpg

C:\Users\марьяна\Desktop\372.jpgC:\Users\марьяна\Desktop\images (2).jpeg

Дети: звук [вь].

Воспитатель: правильно звук [вь].

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие звуки украла колдунья Звукоедка?

Дети: звуки [в] и [вь].

Воспитатель: правильно ребята, колдунья Звукоедка украла звуки [в] и [вь].

Давайте возьмем зеркала и произнесем эти звуки.

Воспитатель: произносим звук [в] – верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу. При произношении звука {в} есть преграда для выхода воздуха?

Дети: есть преграда.

Воспитатель: если при произношении звука воздух встречает преграду, то это какой звук?

Дети: согласный звук.

Воспитатель: ребята как Вы думаете звук [в], это твердый или мягкий звук?

Дети: твердый звук.

Воспитатель: возьмите зеркало, посмотрите в него, – верхнюю губу слегка приподнимите, верхние зубы поставьте на нижнюю губу, губы растянули в легкую улыбку. Попробуем произнести звук [вь]. При произношении звука [в] есть преграда для выхода воздуха?

Дети: есть преграда.

Воспитатель: если при произношении звука воздух встречает преграду, то это какой звук?

Дети: согласный звук.

Воспитатель: ребята как Вы думаете звук [вь], это твердый или мягкий звук?

Дети: мягкий звук.

Воспитатель: Да, теперь мы знаем, что мы ищем. Помогите мне составить характеристику звуков. Даша, звук В – какой?

Ребенок: Звук [в] – согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Воспитатель: Хорошо, Кирилл, звук [вь] – какой?

Ребенок: Звук [вь] – согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Воспитатель: Давайте узнаем звуки [в] и [вь] звонкие или глухие? Как можно узнать звонкий звук или глухой?

Дети: приложить тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Воспитатель: звуки [в] и [вь] какие?

Дети: звонкие, так как в их произношении участвует голос.

Воспитатель: ребята, что мы с Вами узнали о звуках [в] и [вь]? Помогите мне составить характеристику звуков. Даша, звук В какой?

Ребенок: звук [в] – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Воспитатель: хорошо, Кирилл, звук [вь] – какой?

Ребенок: звук [вь] – согласный, мягкий, звонкий обозначается зеленым цветом.

Физминутка

Воспитатель: Ребята, чтобы найти похищенные звуки нам с Вами придется отправиться в таинственный лес. Не испугаетесь? Не передумали?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вставайте в круг, пойдем по дорожке в лес, он волшебный, и правила здесь тоже особенные. Мы идем по кругу, высоко поднимая колени, но, если услышите звук [в], то нужно сделать крышу из ладошек над головой, если услышите звук [вь], то нужно сразу присесть и замереть, чтобы колдунья Звукоедка нас не заметила. 

Воспитатель произносит: м, ш, в, н, м, вь, л, ф, в, п, вь.

Среди слогов: ав, оп, ви, ма, пэ, во. 

Среди слов: воет, маша, сова, поит, волк, рога, зовет. 

Дети выполняют.

Воспитатель: молодцы ребята.

Голос Звукоедки: Ага, какие хитрые, догадались какие звуки я похитила. Но, чтобы их найти нужно выполнить мои задания.

«Вы картинки рассмотрите

Схему к слову подберите».

Воспитатель: Ребята, чтобы найти похищенные звуки нам с Вами нужно выполнить задание Звукоедки, задание нам предстоит не простое, давайте сядем за столы.

Вам нужно подобрать схему к слову.

На столах лежат предметные картинки – ваза, сова, дверь, вилка, дети называют слово, выделяют звук [в] или [вь] в слове и определяют его место в слове, подбирая соответствующую схему.C:\Users\марьяна\Desktop\обучение граммоте\веник-вектора-79319745.jpgC:\Users\марьяна\Desktop\nizkaya-cena.jpg

C:\Users\марьяна\Desktop\85-187a_clear.jpgC:\Users\марьяна\Desktop\images.jpeg

Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием Звукоедки.

Голос Звукоедки: Но сможете ли Вы их найти?

«Лишь тот откроет сундучок,

Кто на картине звуки все найдет».

Игра «Кто самый внимательный»

Воспитатель: ребята нам с Вами нужно внимательно рассмотреть картину и назвать слова со звуков [в], [вь], которые изображены на картине Звукоедки.

На мольберте расположена картина поле, на нее прикреплены предметные картинки – волк, ворона, снеговик, девочка, дерево, вертолет, велосипед, веник.

C:\Users\марьяна\Desktop\68990_3.jpg

C:\Users\марьяна\Desktop\обучение граммоте\na_noch_pro_snegovika.jpg

C:\Users\марьяна\Desktop\обучение граммоте\веник-вектора-79319745.jpg

C:\Users\марьяна\Desktop\обучение граммоте\images.jpegC:\Users\марьяна\Desktop\562.png

C:\Users\марьяна\Desktop\kartinki-vorony-dlya-detej-23.jpg

Дети поочередно находят картинки со звуков [в] или [вь], называют слово, снимают предметную картинку. 

Воспитатель: молодцы ребята, справились с заданием.

Голос Звукоедки: Обхитрили меня. Сдаюсь, сундук со звуками находится в ящике.

Воспитатель: Ах, вот где она его спрятала (достает).

На нем записка: «Освобождая звуки,

Трудились вы не зря,

За это дарю звуки

В подарок вам, друзья»

Открывает сундучок, а там гномы звуки [в], [вь].

Воспитатель: Ребята, Королева звуков и букв благодарит вас за помощь. Ее придворные гномы вернулись. Ребята вы молодцы, теперь нам необходимо вернуться в детский сад. Для этого нам с Вами нужно пройти по дорожке. Дорожка не простая, Вам надо слитно прочитать схемы слогов со звуками [в] и [вь], тем самым подружив согласные звуки [в], [вь]. И так по очереди пройти по дорожке друг за другом. Дети выполняют.

Воспитатель: молодцы ребята. Вот и вернулись мы в детский сад.

Воспитатель: Давайте вспомним наше путешествие?

Кто нас просил о помощи? (Королева звуков и букв).

Какая беда случилась у Королевы звуков и букв (колдунья Звукоедка украла придворных гномов)

Воспитатель: Что мы сделали, чтобы ей помочь? (выполняли задания Звукоедки, освобождали придворных гномов).

Воспитатель: кто были эти гномы? (это были звуки).

Воспитатель: как назывались звуки, которые украла Звукоедка? (звуки в и вь).

Воспитатель: что про эти звуки вы теперь знаете? (это согласные, звонкие звуки, бывают твердые и мягкие).

Воспитатель: какие задания вам понравились? (спрашивает у каждого)

Воспитатель: какие задания были трудными?

Дети рассказывают.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Звукоедки и освободили звуки, за это Королева звуков и букв передала вам угощенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно–образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему Звуковая культура речи, звук [ш].

Конспект НОД по подготовке  детей старшего дошкольного возраста к  обучению грамоте....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе по теме "Мы - юные пожарные!"

С помощью данного занятия мы закрепляем знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре; активизируем употребление в речи названий пре...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в весенний лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по речевому развитию в старшей группе   на тему:  «Путешествие в весенний лес»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему «Витамины наши друзья»

Познакомить детей с полезными и вредными продуктами. Дать представление о витаминах....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Магазин игрушек».

Формировать и воспитывать патриотические чувства дошкольников, знакомить с костюмами народов Поволжья....