Звук и буква Р
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Косенко Юлия Александровна

 

ЗВУКИ «Р» И «РЬ»

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «Р» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

ЗВУК «РЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.

2.  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

А) Назвать слова, на твердый звук «Р», заучить их:

Рома, Руслан, Рая, радио, разбойник, разведчик, развлечение, работа, рак, радуга, радость, раковина, ракета, ракетка, ракушка, рассказ, рот, роза, роща, рожки, Родина, розовый, руки, ручка, рубка, ручей, рубашка, ружье, рубанок, рукавица, рыбаки, рысь, рыжики, рынок, размах, рыба, разлука, раскладушка, распашонка, рассада, рассольник, растение, растяпа, расход, рация, робот, родинка, рожок, розетка, розыск, ромашка, рубль, руль, рыбак.

Б) Назвать слова, на мягкий звук «РЬ», заучить их:

Рита, Римма, ряд, рядом, рябчик, рис, рисунок, речь, репа, редис, редька, рейка, речка, резать, рябина, рюкзак, рисование, риск, решетка, решето, рецепт, ресницы, репетиция, репейник, ремонт, ремень, рельсы, рекорд, реклама, ревизия, резьба, результат, резина, режим, револьвер, ребро, ребенок.

  1. Игра «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ» (СЪЕДОБНОЕ – ЛОВИТЬ МЯЧ)

Метро – горох – порог – творог – мороз – мороженое – огород – пирожное – макароны – сырок – ворона – дорога – крошка – пробка – икра – морковь – труба – трава – дрова – арбуз.

В) Кто больше?

Растения.

У хозяйки есть огород, на котором она выращивает овощи. Как вы думаете, какие это могут быть овощи?  (Горох, морковь, петрушка, помидоры, картофель.) Какие деревья и кусты содержат в своих названиях «Р»?   (Барбарис, ракита, береза, рябина, смородина, черноплодная рябина, крыжовник.)

Какие грибы имеют в своем названии «Р»?   (Боровики, грузди, рыжики, сыроежки, подберезовики, чернушки.)

Г) Деление слов на слоги. Назови ударный.

     Рома, детвора, шофёры, рубаха, муравей, грозы, моряк, снегири, зверёк,  комарик, рюкзак, тарелка,    люстра, зеркало, Рыбалов, лесоруб, вертолёт.

Д) Чем отличаются слова (на слух):

     Мир – мил                               пожар – пожал                               крошка – плошка                                

     Пир – пил                               Марина – малина                            рад – ряд

     Сер – сел                                 игры – иглы                                    удар – ударь

     Жир – жил                              рама – лама                                     наряд – заряд

     Дар - дал                                 игра – игла                                      пруд – труд

  1. РИФМА:

Рак – (лак, мак, как, так, …                                      

4. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

     Над лугами, над водой                                                      В реке большая драка:

   Хлынул дождик проливной,                                             Поссорились два… (рака).

   А потом повисло

   В небе коромысло.

   Ребятишек радует                                                               - Где обедал, воробей?                                                          

   Цветная… (радуга).                                                            - В зоопарке у… (зверей).

5. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.

    Течет, течет, не вытечет,                                                    

    Бежит, бежит, не выбежит.                                               Зубов много, а ничего не ест.                                                                  

                                      (Река)                                                                                (Расческа)

                                   Входишь в одну дверь, а выходишь из трех.

                                   Думаешь, что вышел, а на самом деле вошел.

                                                                               (Рубашка

6. ЗАУЧИВАНИЕ.

А) Чистоговорки:

     Ра-ра-ра – начинается… (игра).                                       Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар).

     Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары).                                Ор-ор-ор – созрел красный… (помидор).

     Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро).                                    Ир-ир-ир – мой папа… (командир).

     Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру).                              Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь).

     Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе).                                Ра-ра-ра – у мышки есть… (нора).

     Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).                                   Ре-ре-ре – носим воду мы в… (ведре).

Б) Скороговорки:

     Трое трубачей трубят в трубы.                                        В небе гром, гроза.

                                                                                                  Закрывай глаза.

     Труба трубит, труба поет,                                                 Грома нет, трава блестит,

     Трубач по городу идет.                                                     В небе радуга горит.

                                     

                                         Все бобры добры для своих бобрят.

  1. ЗАУЧИВАНИЕ:

В) Пословицы и поговорки:                                           

     «Правду как ни прячь – наружу выйдет».              «Недаром говорится,                 

     «На чужой сторонушке                                            Что дело мастера боится».

     Рад родной воронушке». 

     Г) Скороговорки:                                                    Д) Стихотворение:

          «На дворе дрова топорами рубят.                           Буква «Р» - согнула ручку,                     

          Раз дрова, два дрова, три дрова».                            С кем пройти под ручку?                        

          Хитрую сороку поймать морока,                        Е) Потешка:

          А сорок сорок – сорок морок».                                Яшка – промокашка.

          «Три сороки – тараторки                                          Растянулся в луже Яшка

          Тараторили на горке».                                              И чуть-чуть не утонул.

          «Корабль лавировал, лавировал,                             Хорошо, что он рубашкой,

          Лавировал, лавировал,                                              Лужу сразу промокнул.

                Да не вылавировал».                                                                                                                                                                                                                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....