Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_n.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буква Н

Цели: - научить четко произносить звуки [Н], [Нь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Н], [Нь] в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: НА, НО, НУ, ФИ, ФЫ; анализировать и сравнивать слова НИНА  и НОТА, составлять звуковую схему этих слов.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы Н, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: конфета, носорог, индеец, индюк, дельфин, диван, ванна, вагон, лимон, телефон, машина, банан, кабина,  батон, незнайка, нитки, вишня, магнит; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и школе «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3.

Ход:

  1. Знакомство со звуком [Н].

      На доске висят картинки: вагон, лимон, диван. Логопед произнося эти слова, голосом выделяет последний звук.

- Какой последний звук во всех этих словах?

Когда мы произносим [Н], то

- Что делают губки? (губки свободны);

- Что делают зубки? (зубки видны, но не сомкнуты);

- Что делает язычок? (кончик язычка прижат к верхним зубам);

- Поставьте пальчик под носик и скажите, где идет воздут? (воздух проходит через носик);

- Горлышко работает? (горлышко «работает» (положить руку на горлышко)

  • Звук [Н] согласный, его петь нельзя, так как нам мешает язычок. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

2. Фонетические упражнения

Ребенок скачет на лошадке «Но-но», кормит «На-на»            

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Н]»:

н, м, ф, н, п                    о, н, и, н, н              н, н, м, н, ф, н          нос, ну, ананас

на, по, но, фам               ну, он, уна, на,         ану, но, ни, ван         нота, Ната, сом

4. Работа с картинками.

На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [н] в начале слова. 2. Звук [н] в середине слова. 3. [н]  в конце слова. На доске висят картинки, в которых звук [н]  в начале или в середине слова, или в конце: носорог, индеец, индюк, дельфин, диван, ванна, вагон, лимон, телефон, машина, банан, кабина,  батон, конфета.

5. Знакомство со звуком [нь].

             Это главный герой сказки,

             Ты попробуй угадай-ка,

             Живет в цветочном городе,

             А зовут его…. (Незнайка)

На доске висит картинка: Незнайки.

Логопед произносит имя, выделяя голосом звук [нь].  

- Какой первый звук в имени этого героя? [нь]

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

6. Загадки. «Отгадай загадку и назови какой первый звук?»

На пальце одном                                   Всю жизнь ходят в обгонку,

Ведерко вверх дном.                             А догнать друг друга не могут.

            (наперсток)                                                            (ноги)

                            Голубая простыня весь свет покрывает.

                                                                    (небо)

7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков.

 «Поднимите синий сигнальчик, если услышите звук [н], зеленый сигнальчик, если услышите звук [нь]»

8. Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н.

Дети вытягивают букву и называют ее.

9.  Подвижная игра «Найди свой домик»

У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».

- А сейчас, вы превратитесь в буквы, в которые у вас в руках и найдете свой домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Раз, два, три свой домик найди.

10. Четвертый лишний

На-на-на-ня               ан-ан-ань-ан                     нос, нитки, Ната, нота

Ни-ни-ны-ни             онь-онь-он-онь                 Никита, Нюша, Ната, Нина

11. Звуковой анализ слов, используя цветные квадратики:

                             НО-ТА         НИ-НА

12. Знакомство с буквой Н.

        Н похожа на насест.

        Есть, где курочке присесть.            

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Н?

- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву Н.

13. Анализ и чтение слогов: НА, НО, НУ, НИ, НЫ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Н], мягкий звук[Нь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

14. Работа в тетради Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3, стр. 14: дети закрашивают букву Н наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

15. Игра с массажным шариком «Су-джок»

Шарик, шарик, ты колюч                        Катать шарик между двух ладоней по кругу

Для меня к здоровью ключ!

Ты на ежика похож,                                Катать шарик между двух ладоней вперед-

До чего же ты хорош!                             назад, правая рука сверху

Я люблю с тобой играть,                        Катать шарик между двух ладоней вперед-

Я люблю тебя катать                               назад, левая рука сверху

Я сожму тебя немножко,                        Сильно сжать шарик в правой руке

Покраснеет пусть ладошка.                    Сильно сжать шарик в левой руке

Каждым пальчиком прижму                 Держать шарик в левой руке и прижимают

                                                                 каждый палец правой руки к иголочкам

И другой рукой начну!                         Держать шарик в правой руке и прижимают

                                                                 каждый палец левой руки к иголочкам

А теперь последний трюк:                   Перекидывают между рук               

Он метает между рук!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект фронтального логопедического занятия на этапе постановки звука «Р»

В занятии отражены методы и приемы подготовительного этапа постановки звука "Р" в игровой форме....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие  построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Г"

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».

Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...