Занятие по речевому развитию в подготовительной группе " Звук [ Д], Буква Д"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванова Светлана Михайловна

С рождения ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами - учатся читать и писать.

  Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ouchenie_gramote_zvuk_d.docx164.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида № 17»
с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития   воспитанников

               

 Занятие по речевому  развитию в подготовительной группе «Солнышко»

«Звук[Д ], Буква Д» 

                                                         Подготовила:

                                                         Иванова С.М., воспитатель

                                                         высшей квалификационной категории

г. Бугуруслан, 2021г.

Тема:  Звук [д], Буква Д

Цель: Познакомить детей со звуком [д], буквой Д.

            Развивать фонематический слух у детей, речь.

            Научить вычленять звук [д] в речи. Учить умению слушать друг друга  

            и воспитателя.          

Материал:  Презентация  « Птицы», конверт с письмом; картинки – дикобраз, дверь;  пластилин, доски для лепки;  шаблоны домиков, простые карандаши,  грамм. запись « Пение птиц», « Учат в школе», « Шум дождя», картинки  « На что похожа буква Д», буква Д печатная,  разрезная касса букв.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель.  - Ребята, вы слышите кто – то поёт?  ( грамм. запись «Пение птиц»)

Дети.  Птицы.

Воспитатель:  Посмотрите, как много птиц к нам прилетело.

Презентация « Птицы»

Воспитатель. Вам нравится, как поют птицы?

  1. Фонетическая зарядка.

Воспитатель:  А вы сами любите петь и слушать песни?

Послушайте русскую народную песенку.

Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во трубу серебряну

- Как дудит трубка у ворона?

Дети:  Ду-ду-ду.

Воспитатель:   Верно.

  1. Выделение звука [д] из слов « дятел», « дождь».

( Раздаётся стук в дверь)

Воспитатель:  - Кто- то к нам стучится. Никто не опоздал на занятия? Пойду посмотрю.

- Ребята, а к нам лесные гости.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит. стучит.  

 Дети:  (Дятел)

Воспитатель:  Верно, дятел, а вы знаете ,дятла, называют лесной лекарь – он выбирает из дерева вредных насекомых, и дерево оздоравливается.

Слайд №1 « Дятел»

Обратите внимание на его необычный клюв.  Этот клюв хорошо

приспособлен для шелушения шише, семенами которых он питаеся зимой.     Слайд №2 « Шишка» Семена в шишках на вид очень маленькие, но в них много масла, они поэтому очень питательны.

- Какой интересный и загадочный конверт он нам принёс.

-Как вы думаете, что в конверте?  ( Ответы детей)

Дятел что-то мне хочет сказать на ушко.

- Он испугался лесного шума.

- А кто шумел в лесу, вы узнаете отгадав загадку.

Шумит он в поле и в саду.

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду.

Покуда он идёт.

Слайд №3 « Дождь» (  грам. запись « шум дождя»)

- Верно. Вот кто напугал дятла – это шалунишка дождик.

Найдите одинаковый звук в словах  дятел  и дождь.

 - Произнесите, выделяя первый звук.

Д-д-д- дождь

Д-д-д- дятел

Дети:  одинаковый звук [д].

- Звук [д], изображается буквой Д.  ( Показываю разнообразные картинки с изображением буквы Д).

  1. Игра « Найди букву Д среди других»

( звучит грамм. запись « Учат в школе»)

Детям раздаю по 6 букв, среди них есть буква Д, дети должные найти.

Воспитатель:  Всё убрали и ещё раз посмотрели на букву Д.

  1. На что похожа буква Д?

Это домик – буква Д

В домике – окошко

Из трубы идёт дымок.

А в  окошке кошка.

Дети:  Буква Д похожа на домик.

  1.  Штриховка « Дом».

Сегодня будем строить дом

На радость новосёлам

 И каждый будет в нём

 Счастливым и весёлым.

(Слева направо ведём прямые линии, между линиями делаем небольшое расстояние. Прямые линии  называются шрих.  За пределы домика не выходим.)

- Какие красивые домики вы построили.

Устали строители.

  1. Физминутка.

Вверх руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

  1. Игра « Кто внимательный» ( Дети встают в круг)

Нужно хлопнуть  в ладоши, если услышите звук [д ].

( Дом, тигр, картина, дверь, подарок, турист, идёт, помидор, дятел, дыши, Даша).

  1. Игра « Доскажи словечко»  (Дети садятся на ковёр)

Если ёжик вырос в десять раз

Получился …. (Дикобраз)    - показываю картинку.

У меня знакомых тьма.

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдёт

Тот и руку мне пожмёт

Людям рада я,  поверь,

Я – приветливая …. Дверь  - показываю картинку.

    X.Пальчиковая игра  «Кормушка»

 Сколько птиц к кормушке нашей, прилетело?                 

 Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Мы расскажем.

Загибание пальчиков, начиная с большего.

Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                                                   

 Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

XI.

 Воспитатель:  Нашему  гостю, дятлу, понравилось, как вы работаете на занятии, но ему пора  возвращаться домой в лес, в свой домик. Он очень хочет украсить свой домик буквой Д.   Давайте из пластилина вылепим букву Д и подарим дятлу.

Лепим из столбиков.  

3 больших столбика ( основание домика)

2 маленьких столбика ( фундамент)

- Из скольких элементов состоит буква Д?

XII.   Рефлексия.

Все задания сделали правильно. Молодцы!

Что нового вы узнали на занятии?

Да,  с чудесной  буквой  сегодня познакомились  на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе " Звук и буква Ш"

Занятие проводилось в группе для детей с ОНР 3 уровня...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Звук З- З”. Буква З»

 Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости...

Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам  [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...