Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буквой Х»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан для детей с ОВЗ. В нем представлены игры, упражнения, задания для знакомства со звуками Х, Хь и буквой Х. Элементы можно использовать на индивидуальных занятих логопедами, воспитателями с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_h.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буква Х.

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - научить четко произносить звуки [Х], [Хь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Х], [Хь] в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЫ; проанализировать слова МУХА   МУХИ, составлять звуковую схему этих слов.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы Х, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: художник, хоккеисты, охотник, петухи, хлеб; звуковые схемы; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: ветерок
  2. Знакомство со звуком [Х].

      Я назову слова, а вы скажите какой первый звук во всех словах?:

хлеб, холодно, хоккей, ходули

Когда мы произносим [Х], то

- губки и зубки свободны;

- кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка придвинута к твердому небу, образую щель для теплого воздуха;

- горлышко «не работает» (положить руку на горлышко)

  • Звук [Х] согласный, его петь нельзя, так как горлышко не работает.. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

3. Фонетические упражнения

Девочка греет замершие ручки: ХХХ…  

Фонетическая зарядка. Дети произносят слоги: ах (удивились), ох (устали), ха-хи (смеемся), ух (рубим дрова)      

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Х]»:

н, х, ф, х, г                  х, о, х, г, х, х              х, к, х, т, х, д         хомяк, хатка, нос

га, ох, го, хам              ху, ок, уха, ха,           аху, ко, хи, хан       художник, худо, сын

5. Работа с картинками.

На доске висят картинки: художник, хоккеисты, охотник, петухи, хлеб. Дети подбирают звуковую схему для каждой картинке.

6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [х] в отгадках. Придумать предложение с этими словами:

Голова на ножке,              Не вкусно без соли,                Мягок, а не пух,    

В голове горошки.            Не сытно без…                       Зелен, а не трава.

                   (горох)                            (хлеба)                                (мох)      

          Легкий, а не пух,                                С красным гребнем,

          Мягкий, а не мех,                                Зерно клюет,

          Белый, а не снег,                                 Голосисто поет.

          Но оденет всех.  (хлопок)                                         (петух)

                              Посадили зернышко,

                              Выросло солнышко.    

                                         (подсолнух)

7. Знакомство со звуком [хь].

Какой первый звук во всех словах?   Хижина, хитрость, хищник [хь]

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

8. Подвижная игра на дифференциацию звуков.

Поднять руки к плечам, если услышите твердый звук [х]; положить руки на пояс, если – мягкий звук [хь] в словах: хитрый, художник, хищник, хомячок, хижина, ходули, хлопок

9. Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н, к, г, х.

Дети достают букву и называют ее.

10.  Подвижная игра «Найди свой домик»

У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».

- А сейчас, вы своим буквам найдете домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Дети выходят и раскладывают буквы в свой домик.

11. Четвертый лишний

ха-ха-ха-хя               ху-ху-хю-ху                    художник, хижина, хобот, ходули

хо-хо-хё-хо               хе-хе-хэ-хе                     хижина, хищник, хатка, хитрый

хи-хи-хы-хи             оха-оха-охя-оха  

               

12. Звуковой анализ слова, используя  квадратику с изображением петуха и звуковой схемы слова (под картинкой нарисованы 5 кружочков)                        

13. Знакомство с буквой Х.

                              Х – забавная игрушка,

                              Деревянная вертушка.

                              Деревянная вертушка –

                              Ветру вольная подружка.    

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Х?

- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву Х.

14. Анализ и чтение слогов: ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЫ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

15. «Найди свой домик» на листе горизонтально изображены пройденные буквы, а под буквами два домики. (Один – с красной крышей, а другой – с сине-зеленой). Дети проводят черным карандашом линии от каждой буквы к соответствующему домику.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Х], мягкий звук - [Хь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

16. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 18: дети закрашивают букву Х наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

17. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Здравствуй мячик дорогой…»

Здравствуй мячик дорогой,                       Катать шарик между двух ладоней вперед-

Поиграй чуть-чуть со мной                      назад, правая рука сверху

Что бы пальчики мои                               Катать шарик между двух ладоней вперед-

Стали очень сильными                              назад, левая рука сверху

Нужно сжать тебя рукой                         Сильно сжать шарик в правой руке

И раскрыть ладошку.                               Раскрывают ладошки и перекладывают

                                                                   шарик в другую руку

А теперь рукой другой                           Сильно сжать шарик в левой руке

Мы сожмем немножко.

Каждым пальчиком нажми

И немного подержи.

Раз, два, три, четыре, пять                    Держать шарик в левой руке и прижимают

                                                                 каждый палец правой руки к иголочкам

Нужно пальчики менять.                      Перекладывают шарик в правую руку.

Раз, два, три, четыре, пять                    Держать шарик в правой руке и прижимают

                                                                 каждый палец левой руки к иголочкам.

Вот и кончили играть!

18. Физкультминутка

Раз –согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Задания и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидвукльных занятиях...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»

В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми....

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"

В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных  и индивидуальных возможностей....

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»

Конспект разработан как итоговое занятие по обощению, дифференциации по ознакомлению с шипящими звуками: Ш, Ж, Ч, Щ и буквами. Включениы игры, упражнения, задания для дальнейшего знакомства, закреплен...