Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан как итоговое занятие по обощению, дифференциации по ознакомлению с шипящими звуками: Ш, Ж, Ч, Щ и буквами. Включениы игры, упражнения, задания для дальнейшего знакомства, закрепления и обобщения, а также для дифференциации этих звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_shzhchshch.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - продолжать учить четко произносить звук [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];

           -  продолжать учить определять количество услышанных звуков, их последовательность в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук»;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - продолжать учить читать слоги: ША, УШ, ЖА, ЖУ, АЧ, ИЧ, ЩА; проанализировать слово ЩУЧ-КА, составить звуковую схему этого слова;

           - продолжать формировать понятие звук, буква;

          - упражнять в словообразовании.

Материал: изображение знакомых букв, бабочки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; картинки: клещи, щепки, щавель, щука, ящик, расческа, шапка, шар, шоколад, душ, машина, мешок, кошка, катушки; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; звуковые схемы; карманы для букв; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетради Нищевой Н.В.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: подуй на бабочку

  1. Дифференциация звуков: [Ш] - [Ж] «Узнай по описанию»

- Этот предмет. Он нужен для рисования. Он может быть разным по цвету: простым или цветным (красным, синим, зеленым…). Назови это слово и последний звук в нем. (Карандаш)

- Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, травой. У него очень длинная шея. Назови все слово и первый звук в нем. (Жираф)

Сравни артикуляцию звуков [Ш] и [Ж] (найди общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»)

- Звук [Ш] какой, вспомни? Каким цветом обозначим?

- Звук [Ж] какой, вспомни? Каким цветом обозначим?

Если песня не поется

Звук согласным назовется

Слышишь твердый звук дружок

Синий нарисуй кружок.

  1. Дифференциация звуков: [Ч] - [Щ]

Назови одинаковый последний звук в словах ([Ч], [Щ]):

Мяч, грач, обруч;     лещ, плащ, хвощ.

Сравни артикуляцию звуков [Ч] и [Щ] (найди общее и различие, обратив внимание на характер воздушной струи)

- Звук [Ч] какой, вспомни? Каким цветом обозначим?

- Звук [Щ] какой, вспомни? Каким цветом обозначим?

Если песня не поется,

Звук согласным назовется.

Слышишь, мягкий звук не спи

Зеленый карандаш бери.

  1. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь..»

[Ш]: ш, у, ш, с, ш, к            аш, ош, ду, иш, ас              шапка, шуба, шишка, сом 

[Ж]: ж, к, ж, ш, с, ж            жа, жо, за, зы, жи               жук, жаба, живот, зубы, ужи

[Ч]: ч, с, ч, щ, ш, ч              ча, ач, за, щи, чи                 чайка, чипсы, щипцы, качка

[Щ]: щ, а, щ, ш, с, щ           ща, щу, ащ, са, шу              щука, ши, клещи, сок, шапка

  1. «Хлопушка»

[Ш]: …лаш, …уба, малы…

[Ж]: …ук, …аба,

[Ч]: пала.., кала…, …ашка, клю…

[Щ]: пла.., плю…, …енок

6. «Цепочка слов»

7.«Скажи наоборот»

Ша-аш, шо-ош, шу-уш, ши-ыш

Ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи

Ча-ач, чё-оч, чу-уч, чи-ич, че-эч

Ща-ащ, щё-ощ, щу-ущ, щи-ищ

Ча-ща, чё-щё, че-ще, чу-щу

8. Четвертый лишний

Шуба, шишка, жук, шапка                             живот, жаба, школа, жук

щавель, щи, щука, шапка                               чайка, часы, чулок, щука

9. «Маленький – большой». Изменить слово по образцу

Жук – жучище, рак – рачище, паук – паучище, хомяк – хомячище, сундук – сундучище, язык – язычище, бык – бычище, волк – волчище.

Щенок- щеночек, ящик – ящичек, щепка – щепочка, щука – щучка, щека – щечка, щетка – щеточка.

10. Звуко-буквенный анализ слова, используя  рамку, в которой дети рисую (ЩУЧ-КА) и звуковую схему (под картинкой нарисованы кружочки)

-Какой первый звук в слове щучка?

- Какой последний?

- Какие звуки в середине?

- Назовите звуки по порядку.

- Сколько слогов?

- На какой слог падает ударение?                      

11. Работа с картинками:

Разложи картинки по домикам. В первый домик со звуком [Ш], во второй со звуком [Щ].

Картинки: клещи, щепки, щавель, щука, ящик, расческа, шапка, шар, шоколад, душ, машина, мешок, кошка, катушки

12. Чтение слогов: ША, УШ, ЖА, ЖУ, АЧ, ИЧ, ЩА.

13. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.

ЧАШ-КА      КА-ША      ЧА-ША

Итог:

- Какие звуки мы с вами повторяли?

- Каким цветом обозначаются звуки [Ш], [Ж]? Почему?

- Каким цветом обозначаются звуки [Ч], [Щ]? Почему?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

- Какое у вас настроение вызвало это занятие?

14. Работа в тетрадях Нищевой Н.В.: закрашивание картинок со звуками [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], выполнение заданий.  

15. Игра с массажным шариком «Су-джок»    

«Фокусник»

Ловко с мячиком играем                                   Катать су-джок между ладоней

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,                                        Выполнять соответствующие движения

                                                                              правой рукой.

Из-под кисти – на покой.                                   Взять мячик левой рукой, сделать круговое

                                                                               движение вокруг правой и переложить

                                                                               в правую                            

Над рукою мяч кружит,                                     Левую руку повернуть вверх ладошкой, а

                                                                              правой делать круговые движения над

                                                                              левой ладонью

От нее теперь бежит.                                          Прокатывать мяч по левой руке до локтя

Между пальцев подержу                                   Выполнять на левой, затем правой руке

И в ладошку положу.                                            

Из руки его достану,                                          Выполнять соответствующие движения

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

А теперь последний трюк                                  Перекидывать мяч между рук.                                     

Он летает между рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект фронтального логопедического занятия на этапе постановки звука «Р»

В занятии отражены методы и приемы подготовительного этапа постановки звука "Р" в игровой форме....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"

Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Г"

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».

Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...

КОНСПЕКТ Фронтального подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в словах и фразах для детей с ТНР

Тема занятия: «Морские и озерные обитатели» Цель: автоматизация звука [р] в словах и фразах и развитие лексико-грамматического строя по теме.Задачи:коррекционно-образовательные:- автоматиз...