Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Задания и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидвукльных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakosmtsvo_s_f.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»

Цели: - научить четко произносить звуки [Ф], [Фь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Ф], [Фь] в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ФА, ФО, ФУ, ФИ, ФЫ; анализировать и сравнивать слова ФИМА  и ФАТА, составлять звуковую схему этих слов.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы Ф, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: конфета, конфеты, вафли, зефир, флаги, флажок, лев; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и школе «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2

Ход:

  1. Знакомство со звуком [Ф].

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию»

- Это предмет мебели. В него люди вешают свою одежду. Что это?» (Шкаф)

- Какой последний звук в слове шкаф? [Ф]

      Когда мы произносим [Ф], то

- нижняя губа приближена к краям верхних зубов, по середине остается узкая щель для прохождения воздуха;

- верхние зубки слегка видны;

- горлышко «не работает» (положить руку на горлышко)

  • Звук [Ф] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

2. Фонетические упражнения

Кот фыркает:ф-ф-ф…            

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ф]»:

ф, м, ф, о, п                    о, ф, и, ф, т              к, ф, м, ф, ф, п

фа, по, во, фам               фу, ом, уфа, ва,         афу, фо, фи, ва

4. Работа с картинками.

На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [Ф] в начале слова. 2. Звук [Ф] в середине слова. 3. [Ф]  в конце слова. На доске висят картинки, в которых звук [ф]  в начале или в середине слова, или в конце: вафли, флажок, лев.

5. «Заменить первый звук на [Ф]»

Бантик-         пара-      норма-       марш-      плот-    

6. Знакомство со звуком [Фь].

На доске висят картинки: зефир, конфета. Логопед произносит их выделяя голосом звук [фь].  

- Какой одинаковый первый звук во всех картинках? [фь]

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков.

 «Поднимите синий сигнальчик, если услышите звук [ф], зеленый сигнальчик, если услышите звук [фь]»

8. Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф.

Дети вытягивают букву и называют ее

9.  Четвертый лишний  

фа-фа-фа-фя               фо-фо-фё-фо           филин, фазан, фотоаппарат, фотограф

фе-фе-фе-фэ               фю-фу-фю-фю        Филя, Фома, Федя, Федора

10. Звуковой анализ слов, используя цветные квадратики:

                             ФА-ТА       ФИ-МА

11. Знакомство с буквой Ф.

                    Подбоченясь, пляшет лихо

                    Ф – большая щеголиха.

           

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ф?

- Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц, камней) букву Ф.

12. Анализ и чтение слогов: ФА, ФО, ФУ, ФИ, ФЫ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Ф], мягкий звук[Фь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 11: дети закрашивают букву Ф наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

14. Игра с массажным шариком «Су-джок»

Шарик, шарик, ты колюч                        Катать шарик между двух ладоней по кругу

Для меня к здоровью ключ!

Ты на ежика похож,                                Катать шарик между двух ладоней вперед-

До чего же ты хорош!                             назад, правая рука сверху

Я люблю с тобой играть,                        Катать шарик между двух ладоней вперед-

Я люблю тебя катать                               назад, левая рука сверху

Я сожму тебя немножко,                        Сильно сжать шарик в правой руке

Покраснеет пусть ладошка.                    Сильно сжать шарик в левой руке

Каждым пальчиком прижму                 Держать шарик в левой руке и прижимают

                                                                 каждый палец правой руки к иголочкам

И другой рукой начну!                         Держать шарик в правой руке и прижимают

                                                                 каждый палец левой руки к иголочкам

А теперь последний трюк:                   Перекидывают между рук               

Он метает между рук!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»

В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми....

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буквой Х»

Конспект разработан для детей с ОВЗ. В нем представлены игры, упражнения, задания для знакомства со звуками Х, Хь и буквой Х. Элементы можно использовать на индивидуальных занятих логопедами, воспитат...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"

В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных  и индивидуальных возможностей....

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Повторение. Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] и буквы Ш, Ж, Ч, Щ»

Конспект разработан как итоговое занятие по обощению, дифференциации по ознакомлению с шипящими звуками: Ш, Ж, Ч, Щ и буквами. Включениы игры, упражнения, задания для дальнейшего знакомства, закреплен...