Звуки Х-Хь
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Банникова Ольга Александровна

Занятие в старшей логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h-h.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Ст. гр. «Дифференциация звуков Х-Хь».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить различать звуки на слух и в произношении. Учить определять позицию звука в слове.

Закреплять умение делить слова на слоги и составлять предложения с заданным словом.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные: формировать положительную оценку своей деятельности у каждого ребёнка, умение работать в коллективе.

Оборудование: зеркала, обезьянка, лев, Пух, картинки: муха, подсолнух, халат, уха, карты с фишками, перфокарты (позиция звука в слове, пространственные представления), сундучок и буквы.

Ход занятия.

1. оргмомент.

2.Чтение слогов.

 Мы сегодня будем путешествовать по необычному острову. Нам нужно пройти по очень сложному маршруту, а в конце пути мы найдём клад. Но я переживаю, что мы можем заблудиться. Перечертите себе карту. Я говорю, куда провести линию, а вы внимательно слушайте, не ошибитесь, а то не доберёмся до клада (раздаю шаблоны: листочки в клетку. Говорю: две клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз, две клетки вправо, пять клеток вверх. Затем сравниваем нарисованные карты).

Сначала идём вверх. Здесь гора. Где рисунок горы (дети подходят к нужному столу).

Вот мы с вами на вершине заснеженной горы. Поиграем в снежки. Кидаем и слоги читаем (раздаю “снежки” - кружки с написанными слогами - дети читают и отдают мне).

3. Произнесение и характеристика звука Х.

 Ой, как замёрзли руки. Погреем их: х-х-х. Спустимся с горы и сядем на свои места. Какой звук мы произносили, когда грели руки? Где зубки у нас, при произнесении этого звука? Губы, язык? (зубы разомкнуты, кончик языка опущен и отодвинут от ниж. зубов. Задняя часть спинки языка поднимается к нёбу и создаёт щель, через которую проходит воздушная струя).

Можно ли петь этот звук? Есть ли препятствие для воздуха? Какое? Значит этот звук согласный или гласный?

Кто это встретился нам на пути? (обезьянка). А зовут её Хохотушка. Какой первый звук в её имени? Твёрдый он или мягкий?

 Наша обезьянка умеет  весело смеяться: ха-ха-ха. Какой первый звук вы слышите? Какой он? Чем отличаются эти звуки в произношении?

Какие звуки помогут нам пройти этот пут ь и выполнить все задания?

4. Различение звуков Х-ХЬ на слух.

Смотрим на карту - одна клетка влево. Здесь нарисованы флажки. Подходим к нужному столу.

Обезьянка хочет с нами поиграть.  Игра «Сигнальщики». Когда услышите звук Х – поднимите руки вверх, а когда звук ХЬ, то разведите их в стороны (сначала называю звуки, потом слоги).

Найди слова с этими звуками: Кошка, коньки, хомяк,

Петух, лапша, машина,

Мох, духи, подсолнухи,

Подушка, кактус, хлеб.

5. Вставь пропущенный звук.

Ребята, мы с вами идём дальше. Смотрим на карту - три клетки вниз. Здесь нарисованы лев. Подходим к нужному столу. И пришли ко льву-звукоеду. Он проглотил звук Х в начале всех слов. Вставьте этот звук и произнесите всё слово:…леб, …обот, …олод,…орёк. А у этих слов лев съел звук Х в конце: оре…, стра…, шоро…, запа….

6. Позиция звука в слове.

Смотрим на карту - две клетки вправо. Здесь нарисована лодка. Подходим к нужному столу. Мы с вами добрались до глубокого озера. Лодка есть, а вот и вёсла. На них схемы и слова. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы добраться до другого берега?

Физкультминутка.

7. Составление предложений.

Смотрим на карту - пять клеток вверх. Здесь нарисована обезьяна. Подходим к нужному столу. Вот и последнее задание от обезьянки. Отгадайте загадки. А из отгадок составьте предложение.

Раньше нас он встает, громко голос подает (петух).

Золотое решето, чёрных домиков полно (подсолнух).

8. Рефлексия.

Вот мы прошли весь маршрут. А где же клад? Поищите (находят под столом). Но, прежде чем открыть его, ответим на вопросы:

Кто пришел к нам в гости? Как зовут обезьянку? Какой первый звук в этом слове? Дайте характеристику звукам Х, Хь.

Назовите слова со звуком Х (ХЬ). Какое задание показалось вам самым лёгким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...