Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [С], [Сь] и буквой С.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект разработан для фронтальных и индивидуальных занятий для детей дошкольного возраста с ОВЗ. В конспекте игры, задания для ознакомления со звуками С и Сь и буквой С. Рекомендован для логопедов, воспитателей, родителей детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_s.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [С], [Сь] и буква С.
Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;
- научить четко произносить звуки [С], [Сь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- продолжать учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;
- учить определять место звуков [С], [Сь] в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: СА, СО, СУ, СИ, СЫ; проанализировать слово СИМА, составлять звуковую схему этих слов.
- продолжать формировать понятие звук, буква.
Материал: изображение буквы С, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; картинки: ананас, апельсин, колесо, ест, самокат, стулья, куст, такси, свитер, крыса, сом, синица, сук, лиса, гусеница, самолет, коляска, беседка, автобус, собака, компас, санки, кактус, скворечник, осьминог, капуста, свекла, носок, усы, сумка, скамейка; звуковые схемы; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2.
Ход:
- Дыхательное упражнение: султанчик
- Знакомство со звуком [С].
Послушайте скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?
Везет Санька Соньку на санках.
Санки – скок, Саньку – с ног,
Сонька – бух в сугроб!
Когда мы произносим [С], то
- губки в улыбке;
- зубки сближены;
- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);
- горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)
- Звук [С] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.
Выучить: Если песня не поется,
Звук согласным назовется.
Слышишь твердый звук дружок
Синий нарисуй кружок.
3. Фонетические упражнения
Накачаем насосом колесо: С, С, С, С…. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [С]»:
н, с, ф, с, г, с с, о, с, г, с, х с, к, с, ш, х, с сом, кот, усы, нос
са, ос, го, сам су, ок, уса, ха, асу, со, хи, сан Слава, Саша, Аня
5. Работа с картинками.
Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить на слоги: ананас, колесо, ест, самокат, стулья, куст, свитер, крыса, сом, сук, лиса, самолет, коляска, автобус, собака, компас, санки, кактус, скворечник, капуста, свекла, носок, усы, сумка, скамейка.
6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [с] в отгадках. Придумать предложение с этими словами:
Не говорит, не поет, На дне, где тихо и темно,
А кто к хозяину идет, Лежит усатое бревно.
Она знать дает. (собака) (сом)
Под крышей – четыре ножки, Белый камень во рту тает.
На крыше – суп да ложки. (стол) (сахар)
7. «Скажи наоборот»
Са – ас, со – ос, су – ус, сы – ыс, сэ – эс
8. «Закончи слово слогами»
СА: ли…, ко…, ро…, плак…, кляк…
СЫ: о…, у…, бу…, ко…, ве…, ча…
СОК: пе…, ку…, но…, ле…, воло…, коло…, голо…
9. Знакомство со звуком [сь].
Какой первый звук во всех словах? Сирень, сироп, Сима. [сь]
Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
Выучить: Если песня не поется,
Звук согласным назовется.
Слышишь мягкий звук не спи
Зеленый карандаш бери.
10. Подвижная игра на дифференциацию звуков.
Поднять руки вверх, если услышите твердый звук [с]; вытянуть руки вперед, если – мягкий звук [сь] в словах: сом, гуси, сок, усы, сила, сено.
11. Четвертый лишний
Са-са-са-ся су-су-сю-су Саша, Паша, Слава, Соня
Ос-ос-ось-ос си-сы-си-си Света, Семен, Софья, Саня
12. «Найди свой домик» (дифференциация звуков [С], [Сь]) Разложить картинки по домикам. В домик с синий крышей – картинки со звуком [С], а с зеленой - [Сь]. Каждому ребенку дается одна картинка. Картинки: ананас, апельсин, колесо, ест, самокат, стулья, куст, такси, свитер, крыса, сом, синица, сук, лиса, гусеница, самолет, коляска, беседка, автобус, кактус, скворечник, осьминог.
13. Звуко-буквенный анализ слова, используя картинку с изображением девочки (СИМА) и звуко-буквенной схемы слова (под словом СИМА нарисованы 4 кружочка)
14. Знакомство с буквой С.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. Показать из пальчиков. На что похожа буква С?
- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву С.
15. Анализ и чтение слогов: СА, СО, СУ, СИ, СЫ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
16. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.
СА ОСА УСЫ СОМ СОК
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [С], мягкий звук - [Сь]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
17. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 21: дети закрашивают букву С наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет по формированию предпосылок к обучению грамоте на тему «Звук и буква «Ш»
Структура НОД разаботана с учётом ФГОС. К занятию прилагается презентация....
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»
Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т; - научить детей различать звуки [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ]....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Задания и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидвукльных занятиях...
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»
В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буквой Х»
Конспект разработан для детей с ОВЗ. В нем представлены игры, упражнения, задания для знакомства со звуками Х, Хь и буквой Х. Элементы можно использовать на индивидуальных занятих логопедами, воспитат...
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"
В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей....