Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [С], [Сь] и буквой С.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан для фронтальных и  индивидуальных занятий для детей дошкольного возраста с ОВЗ. В конспекте игры, задания для ознакомления со звуками С  и Сь и буквой С. Рекомендован для логопедов, воспитателей, родителей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_s.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [С], [Сь] и буква С.

Цели: - продолжать работу над выработкой диафрагмального дыхания и целенаправленной воздушной струи;

           - научить четко произносить звуки [С], [Сь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - продолжать учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [С], [Сь] в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: СА, СО, СУ, СИ, СЫ; проанализировать слово СИМА, составлять звуковую схему этих слов.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы С, ветерки на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; картинки: ананас, апельсин, колесо, ест, самокат, стулья, куст, такси, свитер, крыса, сом, синица, сук, лиса, гусеница, самолет, коляска, беседка, автобус, собака, компас, санки, кактус, скворечник, осьминог, капуста, свекла, носок, усы, сумка, скамейка; звуковые схемы; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и дома «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: султанчик
  2. Знакомство со звуком [С].

      Послушайте скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?

                              Везет Санька Соньку на санках.

                              Санки – скок, Саньку – с ног,

                              Сонька – бух в сугроб!

Когда мы произносим [С], то

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

- холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);

- горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)

  • Звук [С] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

Выучить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь твердый звук дружок

               Синий нарисуй кружок.

3. Фонетические упражнения

Накачаем насосом колесо: С, С, С, С…. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [С]»:

н, с, ф, с, г, с              с, о, с, г, с, х              с, к, с, ш, х, с         сом, кот, усы, нос

са, ос, го, сам              су, ок, уса, ха,           асу, со, хи, сан       Слава, Саша, Аня

5. Работа с картинками.

Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить на слоги: ананас, колесо, ест, самокат, стулья, куст, свитер, крыса, сом, сук, лиса, самолет, коляска, автобус, собака, компас, санки, кактус, скворечник, капуста, свекла, носок, усы, сумка, скамейка.

6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [с] в отгадках. Придумать предложение с этими словами:

Не говорит, не поет,                            На дне, где тихо и темно,

А кто к хозяину идет,                          Лежит усатое бревно.

Она знать дает.     (собака)                                   (сом)

       Под крышей – четыре ножки,                             Белый камень во рту тает.

       На крыше – суп да ложки.   (стол)                                           (сахар)

7. «Скажи наоборот»

Са – ас, со – ос, су – ус, сы – ыс, сэ – эс

8. «Закончи слово слогами»

СА:  ли…, ко…, ро…, плак…, кляк…

СЫ: о…, у…, бу…, ко…, ве…, ча…

СОК: пе…, ку…, но…, ле…, воло…, коло…, голо…

9. Знакомство со звуком [сь].

Какой первый звук во всех словах?   Сирень, сироп, Сима. [сь]

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

Выучить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь мягкий звук не спи

               Зеленый карандаш бери.

10. Подвижная игра на дифференциацию звуков.

Поднять руки вверх, если услышите твердый звук [с]; вытянуть руки вперед, если – мягкий звук [сь] в словах: сом, гуси, сок, усы, сила, сено. 

11. Четвертый лишний

 Са-са-са-ся             су-су-сю-су       Саша, Паша, Слава, Соня

Ос-ос-ось-ос            си-сы-си-си      Света, Семен, Софья, Саня

12. «Найди свой домик» (дифференциация звуков [С], [Сь]) Разложить картинки по домикам. В домик с синий крышей – картинки со звуком [С], а с зеленой - [Сь]. Каждому ребенку дается одна картинка. Картинки: ананас, апельсин, колесо, ест, самокат, стулья, куст, такси, свитер, крыса, сом, синица, сук, лиса, гусеница, самолет, коляска, беседка, автобус, кактус, скворечник, осьминог.

13. Звуко-буквенный анализ слова, используя  картинку с изображением девочки (СИМА) и звуко-буквенной схемы слова (под словом СИМА нарисованы 4 кружочка)                        

14. Знакомство с буквой С.

                              Букву С писать мне просто.

                              С как серп, кривой и острый.    

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. Показать из пальчиков. На что похожа буква С?

- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву С.

15. Анализ и чтение слогов: СА, СО, СУ, СИ, СЫ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

16. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.

СА   ОСА   УСЫ   СОМ   СОК  

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [С], мягкий звук - [Сь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

17. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада № 2, стр. 21: дети закрашивают букву С наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»

Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т;            - научить детей различать звуки  [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Задания и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидвукльных занятиях...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»

В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми....

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буквой Х»

Конспект разработан для детей с ОВЗ. В нем представлены игры, упражнения, задания для знакомства со звуками Х, Хь и буквой Х. Элементы можно использовать на индивидуальных занятих логопедами, воспитат...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"

В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных  и индивидуальных возможностей....