Тема: звуки [З], [Зь] .Буква З.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Закрепить навык четкого произношения и различия звуков [З], [Зь].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звуки [З], [Зь]. Буква З. 32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [З] [Зь]. Буква З.»

Цель: закрепить навык четкого произношения и различия звуков [З] [Зь].  

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательная:

– дифференцировать звук [З] [Зь];

– соотносить звуки с буквой;

  1. Коррекционно–развивающие.

–развивать речевое дыхание;

– развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

– развивать фонематические процессы;

– развивать грамматические строй речи;

– развивать и обогащать активный словарь по теме: «Домашние животные»;

– развивать фразовую речь;

– развивать психические процессы;

  1. Коррекционно–воспитательные.

–воспитывать умение выполнять задания по инструкции;

–формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

–преодолевать негативизм к занятиям;

Оборудование: символы звуков, кассы букв, доска переносная, картинки зверей, проектор, ноутбук.

План занятия.

  1. Организационный момент.

Объявление логопедом проблемной ситуации.

  1. Основная часть.
  1. Выделение звуков [З] [Зь].  из слов, характеристика звуков [З] [Зь].  
  2. Распознавание твердого и мягкого звуков на слух.
  3. Игра «Рассели зверей» (развитие фонематического слуха у детей).
  4. Упражнение на координацию с движением (физ минутка)
  5. Игра «Собери словечко»
  6. Игра «Будь внимателен смотри вслед за мной ты повтори».
  7. Пальчиковая гимнастика «Котята».
  8. Зрительная гимнастика.
  9. Выкладывание слов из букв.
  10. Чтение текста.
  1. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

Этапы

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

Ребята, здравствуйте. Сядет тот, кто назовёт домашнее животное.

– Ребята, вы любите загадки? Кто любит, тот пусть улыбнется.

– Ребята, любите ли вы смотреть на природу зимой из окна?

– А кто из вас любит пить чай с блинчиками?

Отгадайте тогда

Дел у меня не мало,                                                                                                                                                       я белым одеялом всю землю укрываю.                                                                                               В лед реки убираю,                                                                                                                                                       белю поля, дома, зовут меня ….

Чемпион по бегу

По белому снегу

Дети называют домашних животных

Да. Артикуляционная гимнастика «улыбочка»

«улыбочка», «окно»

«улыбочка», «окно», «блинчик»

Зима

Заяц

II

2)Выделить первый звук.

– Какой первый звук слышится в слове ЗИМА?                                                                                                                  – Дайте характеристику звука [Зь].                                                      

– Какой первый звук слышится в слове заяц?    

– Дайте характеристику звука [З].                                                      

–Чем эти звуки похожи?                

– Чем они отличаются?

3)Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись!»     Я произношу звуки, вы, если услышите твердый звук поднимите синий кружочек, мягкий звук – зеленый.

З-зь-зь-з-за-зи-зэ-зу- з-у-б, з-о-н-т, з-и-м-а.

4)Предлагаю отправиться …А куда отгадайте

За высокою оградой

В нём зверей полным-полно,

Посетителям, однако.

Их кормить запрещено!

В зоопарке предлагаю расселить зверей. За синим забором поселить тех животных в названии, которых слышится твердый звук [З]. А за зеленым забором поселить животные, в названии которых слышится мягкий звук [Зь]. Картинки зверей: зебра, змея, обезьяна, коза, заяц.

5)Физ.минутка «Хомка»

6)Игра «Собери словечко»

– Предлагаю поиграть дальше. Я буду произносить звуки, а верните мне слово.З И М А , К О З А, З И Н А, З О Н Т

7)Игра «Будь внимателен смотри вслед за мной ты повтори»

ЗА-ЗА-ЗА – вот идет коза

ЗУ-ЗУ-ЗУ – моем руки мы в тазу

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – в вазе стоят розы

УЗЫ-УЗЫ-УЗЫ – ели мы арбузы

8)Пальчиковая гимнастика «Котята»

У кошечки нашей есть десять котят  

(Руки складываем ладошка к ладошке.  

Пальцы попарно прижаты друг к другу и разъединены.)

Сейчас все котята по парам стоят  

 (Покачиваем руками, не разъединяя их)

Два толстых, два ловких, два длинных,

два хитрых, Два маленьких самых и самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от

                                                             большого к мизинцу)

8)Гимнастика для глаз.

9)Работа с кассами.

– Выложить на щитке слово: Сима. Превратить слово Сима в слово зима. Превратить слово зима в слово Зина. Вспомнить правило: Имена, фамилии, названия городов пишутся с большой буквы.

10) Выложить из букв предложение:

У Зины зонт.

– Сделать длиннее предложение (какой зонт? разноцветный). Посчитать сколько слов в предложении

– Заменить точку на вопросительный знак, на восклицательный знак. Дети произнося предложение в соответствии со знаком.

11) Чтение текста.                

Это Лиза. У Лизы санки. Лиза, зови Зину. Лиза катала Зину.

Задание на вечер:

Составление рассказа зима по сюжетной картинке

Упражнение подбери  словечко.

Подбери признаки:

Зима – холодная, морозная, суровая, снежная.

Снег – белый, холодный, ослепительный, мягкий.

Мороз – трескучий, собачий, лютый.

Подбери действия:

Снег – падает, кружится, идет, скрипит, трещит.

Ветер – свистит, воет, дует.

Примерный рассказ. Наступила снежная, холодная, суровая зима. Земля покрылась мягким пушистым снегом. Дети не боятся трескучего мороза. Они катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика. Детям весело зимой.

– В слове зима слышится первый звук [Зь].

– Звук [Зь] согласный, звонкий, мягкий, обозначается

– В слове заяц слышится первый звук [З].

– Звук [З] согласный, звонкий, твердый, обозначается

– Оба согласные, оба звонкие, живут в одной букве.

– Звук [Зь] мягкий, а звук [З] твердый. Звук [Зь] обозначается      , а звук [З]      .

Зоопарк

– Я поселю зебру за зеленым забором, потому что в слове зебра слышится мягкий звук [Зь].

И так далее. 

ЗИМА, КОЗА, ЗИНА, ЗОНТ

ЗА-ЗА-ЗА – вот идет коза

ЗУ-ЗУ-ЗУ – моем руки мы в тазу

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – в вазе стоят розы

УЗЫ-УЗЫ-УЗЫ – ели мы арбузы

III

Итог по занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...