Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками Р, Рь и буквой Р"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект является продолжением программы по обучению грамоте по ознакомленю долшкольников с ОВЗ со звуками и буквами русского языка. В конспекте игры и упражнения для знакомства, закрепления умения и навыков по грамоте, развитию фонематических процессов: слуха, анализа, синтеза, представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_30.r.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Р], [Рь] и буква Р»
Цели: - научить четко произносить звуки [Р], [Рь];
- упражнять подбирать слова на заданный звук;
- продолжать учить выделять звуки в слове (начале, середине, конце);
-дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- продолжать формировать понятие «звук», «согласный звук», «буква», «слово», продолжать знакомство с понятием «согласный твердый звонкий звук», «согласный мягкий звонкий звук»
- развивать фонематический анализ, синтез, представления.
- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
- продолжать учить читать, соотносить прочитанное с изображением, обращая внимание: имена пишутся с большой буквы;
- воспитывать самоконтроль за речью в течение занятия.
Материал: изображение буквы Р, игрушки от киндер-сюрпризов: розовый, фотоаппарат, краб, жираф, Шрек, черепаха, красный, акула, прищепка, царь, крокодил, рыба, матрешка; демонстрационный материал «Звуки», «Паровозы»; раздаточный материал к серии «Игры с буквами»; буква Р из тренажера «Буквы русского языка»; дидактическая игра «Чудесный мешочек», магнитные буквы; тренажеры «Су-джок»; карандаш, тетрадь Н.В. Нищевой для старшей логопедической группы № 2.
Ход:
1.Знакомство со звуком [Р].
Скороговорка: Ехал грека через реку
Видит грека в реке рак,
Сунул грека руку в реку
Рак за руку грека цап.
- Какие звуки часто слышаться в этой скороговорке?
- Давайте посмотрим друг на друга и подумает, что у нас происходит во рту, когда мы произносим звук [Р]
- Когда мы произносим [Р], то
- губки свободны;
- зубки сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними звуками и вибрирует;
- по середине идет теплая воздушная струя;
- горлышко «работает» (положить руку на горлышко)
- Мы можем этот звук петь? (нет) Если песня не поется
Звук согласным назовется.
- Кто мне хочет рассказать, какой это звук? (использовать схему)
- согласный, твердый. Положите руку на горлышко, оно работает, звенит? Значит он звонкий.
- Звук [Р] согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом с колокольчиком.
2. «Поймай звук» «Хлопни в ладоши, если услышишь [Р]»:
лук, рука, ложка, рог хлеб, марка, Рома, рис
пила, вор, телевизор, комар судак, краб, три, лоб, лиса
3. «Хлопушка»
Р: забо- помидо- -ома топо- т-акто-
Ра: -бота -дуга -кушка -ма по- го- ка-ндаш
Ры: кома- топо- -ба -нок -бак
4. Знакомство со звуком [Рь]
Какой первый звук в словах: рис, рад, редька?
Звук [Рь] – согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым кружочком с колокольчиком
5. «Четвертый лишний»
Корова, дорога, гречка, топоры забор, топор, якорь, торт
Краска, крыша, круг, крик рис, ряд, редис, рак
6. «Добавь звук»
После первого звука в словах произнести звук [Рь]
Битва – бритва тюк – трюк тяпка – тряпка пятки – прятки
7. «Сколько звуков в слове»
Рак, редька, трибуна, три, треска
8. «Посади игрушки в паровозы»
1. Звук [Р] в начале, середине и конце слова.
2. Звуки [Р], [Рь]
Игрушки: розовый, фотоаппарат, краб, жираф, Шрек, черепаха, красный, акула, прищепка, царь, крокодил, рыба, матрешка
9. «Подними сигнальчик» р, рь, ль, а, и, ц, п, бь, ж
10. «Замени звук [Р] на [Рь]»
Рад-ряд ров-рёв пар – парь хор – хорь удар – ударь
«Замени звук [Л] на звук [Р] в словах. Какие слова получились? Составь предложения с каждым словом.
Лак – рак лов – ров ложки – рожки лама – рама Лука – рука бал – бар
Дал – дар жал – жар мил – мир игла – игра блошка – брошка жил – жир
Свалка – сварка рожь – рожь
11. Знакомство с буквой Р (эр): Буква Эр – рука в кармане,
Буква Эр – подарок маме.
- Продемонстрировать букву Р р, прописать ее в воздухе. Придумать букву Л из пальчиков.
- Зрительная гимнастика: буква Р на указке: вверх, вниз, вправо, влево, по кругу.
12. «Прочитай по цифрам»
1
а р а б н б а а р а М и н
13. «Составление слов из букв»: шнурок, коршун; товар, отвар; Мария, армия
14. «Найди и прочитай слово» крыша, брат; корабль,
15. Работа за столами:
- Проводят пальчиком по букве Л
- Выкладывают букву Л из бросового материал
- Пальчиковая гимнастика с использование массажера «Су-джок»
«Испечём мы каравай»
Месим, месим тесто Сжимаем массажный мяч в правой рук
Есть в печи место Перекладываем в левую руку и сжимаем
Испечем мы каравай Несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками
Перекладывай, валяй. Катаем мяч ладошками
- Работа с кассой: У Риты ручка
- Вставь пропущенные буквы Р-Л
к . ы . о ма . я . ст . е . а . ыбо . ов
та . е . ка . оды . и Ва . е . а
16. Итог:
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра показалась очень трудной?
- Что в ней было трудного?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какие звуки мы изучали?
- Как называется их буква?
- Какие слова мы читали?
Л - Р
к . ы . о ма . я . ст . е . а
та . е . ка . оды . и Ва . е . а
. ыбо . ов
Л - Р
к . ы . о ма . я . ст . е . а
та . е . ка . оды . и Ва . е . а
. ыбо . ов
Л - Р
к . ы . о ма . я . ст . е . а
та . е . ка . оды . и Ва . е . а
. ыбо . ов
Л - Р
к . ы . о ма . я . ст . е . а
та . е . ка . оды . и Ва . е . а
. ыбо . ов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия для детей 6-7 лет по формированию предпосылок к обучению грамоте на тему «Звук и буква «Ш»
Структура НОД разаботана с учётом ФГОС. К занятию прилагается презентация....
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы. Тема: «Звуки [Т] [Т’]. Буква Т»
Цель: - изучить звуки [Т] [Т’] и познакомить с буквой Т; - научить детей различать звуки [Т] - [Т’]. Программные задачи: ...
Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Щ]- [СЬ]. Буквы Щ - С» в подготовительной группе для детей с ТНР.
Дифференциация звуков [Щ] - [СЬ]....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Задания и игры можно использовать как на фронтальных, так и на индивидвукльных занятиях...
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Н], [Нь] и буквой Н»
В конспекте игры и упражнения для ознакомления детей старшего дошкольно возраста со звками Н, Нь и буквой Н. Элементы занятия можно использовать и на индивидуальных занятиях с детьми....
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Х], [Хь] и буквой Х»
Конспект разработан для детей с ОВЗ. В нем представлены игры, упражнения, задания для знакомства со звуками Х, Хь и буквой Х. Элементы можно использовать на индивидуальных занятих логопедами, воспитат...
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Э"
В конспекте игры и упражнения, задания для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Материал подобран с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей....