Конспект занятия "Звук и буква Ф"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_zvuk_i_bukva_f.docx88.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Знакомство  с  буквой  «Ф»»

                                                                                     Составила: учитель-логопед

                                                                                         Осипова Марина Николаевна

Тема: «Знакомство с буквой «Ф»»

 

Задачи:

1.Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'], познакомить с буквой Ф.

2. Продолжать учить детей выделять звуки [ф, ф'] в словах,  развивать фонематическое восприятие,  умение выделять звуки [ф, ф'] в ряду звуков, слогов, слов.

3.Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза, умение выполнять звуковой анализ слов.

     4. Формировать представления о родственных словах.

     5. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие.

     5. Воспитывать желание заниматься, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование:

  • Две куклы: Фома и Филя.
  • Картинки с изображением фотоаппарата, фотографа, фотоальбома, фотографий.
  • Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [ф, ф'].
  • Звуковые фишки: красные, синие, зелёные.
  • Картинки с изображением буквы Ф, филина, ключа.
  • Тетради в клетку. Простые карандаши.

Ход занятия:

1Организационный момент

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

2. Работа над родственными словами

Логопед: Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.

Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.

3. Выделение первого звука в словах, характеристика звуков

Логопед: Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).

Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный.)

В слове Филя – первый звук …(фь). Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный.)

Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?

4. Сообщение темы

Логопед: Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].

5Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух

Логопед: Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит звуки (ф, ф, фь, ф, фь,фь,ф…), а дети поднимают соответствующие кружки.

6. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слогов

Детям предлагают встать на ковер.

Логопед: Ребята, я буду называть слоги. Вы, если услышите в слове звук [ф], хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Логопед называет слоги (фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ…).

7. Дифференциация на слух звуков [ф, ф'] в ряду слов

Логопед: А сейчас я буду произносить слова. Если услышите звук [ф] в слове – хлопните в ладоши, а если – звук [ф'], подпрыгните.

Логопед называет слова (футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).

8. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Логопед: Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].

Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.

9. Физминутка

Логопед: Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

10. Определение места звуков [ф, ф'] в слове

Логопед: А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук Ф в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова.

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)

11. Игровое упражнение на развитие слогового синтеза

Логопед: Наши гости благодарят вас за помощь и предлагают поиграть в игру, которую они очень любят и часто в нее играют.

Я буду бросать мяч и называть два звука. А вы поймаете мяч и составите из этих звуков слоги.

Логопед бросает мяч, называя пару звуков, а дети составляют слоги (ф…а – фа, фь…и – фи, о…ф – оф и т.д.)

Затем логопед предлагает придумать слова с этими слогами: Филя и Фома пробовали подбирать слова с этими слогами, но, к сожалению, у них не получилось. Ребята, пожалуйста, помогите им, назовите слова со слогами, которые вы сейчас составили.

(Дети называют слова: фата, фотография, фикус, фуражка …)

12. Знакомство с буквой Ф

Логопед: Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.

Логопед показывает картинку с изображением буквы Ф.

Логопед: На что похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки-символы и читает стихи:

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу.

– Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

– Филя ходит – руки в боки,

Значит, выучил уроки.

Логопед: Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.

13. Печатание буквы Ф

Логопед: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.

Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.

14. Запись слогов в тетради

Логопед: Вы научились писать букву Ф.

Филя и Фома предлагают вам попробовать записать слоги. Филя просит написать слог АФ.

Какой первый звук в слоге АФ? Какой буквой мы обозначим звук А? Запишите ее. Какой второй звук в слоге АФ? Какой буквой он обозначается? Напишите букву Ф рядом с буквой А. Прочитайте, какой слог у вас получился?

Фома просит записать слог ФО. Какой первый звук в слоге ФО? А второй? Пропустите одну клетку и запишите слог ФО.

Молодцы, а теперь найдите все буквы «Ф» на картинке.

C:\Users\Екатерина\Desktop\1371288_25.png

15. Итог

Логопед: Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...