Конспекты открытых занятий по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Чапуртинова Яна Владимировна

Конспекты открытых занятий по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков с-з

Ход занятия

  1. Орг. Момент

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Владимировна. К нам пришли гости.

Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

(дети здороваются)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите кто нам пришел?

(демонстрация героев)

Ответ детей: -  К нам в гости пришли Слон и Заяц.

Воспитатель: - С какой буквы начинается слово «слон»?

Ответ детей: - Слово «слон» начинается с буквы С

Воспитатель: - С какой буквы начинается слово «заяц»?

Ответ детей: - Слово «заяц» начинается с буквы З

Воспитатель: - Ребята заяц и слон очень хотят, чтобы вы научились правильно и четко произносить и различать звук З и С.

А для этого они приготовили для нас первое задание. Выполним артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить звуки.

«Улыбка» - улыбнулись и удерживаем губы в улыбке.

«Заборчик» - верхние и нижние губы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

(повторить несколько раз)

Воспитатель: Ребята, скажите, чем же отличаются буквы от звуков?

Ответ детей: - Буквы мы видим и пишем, звуки мы проговариваем и слышим.

Воспитатель: - Молодцы!

Воспитатель: - Как вы думаете на что похожа буква С? Посмотрите на картинку, буква С похожа на полумесяц.

Воспитатель: - На что похожа буква З?

Ответ детей: - Буква З похожа на цифру 3.

Воспитатель: - Ребята, это домик для буквы С. Домик из буквы С состоит из двух звуков (С) и (С/)

Звук (С) – какой? Он твердый или мягкий?

Ответ детей: - Звук С – согласный, твердый и глухой?

Воспитатель: - Ребята, как вы определили, что он глухой?

Ответ детей: - При произношении голос не дрожит.

Воспитатель: - Правильно, давайте, приложим руку к горлу и произнесем С. Голос не дрожит.

Воспитатель: - Звук С/ - какой?

Ответ детей: - Звук С/ - согласный, глухой и мягкий.

Воспитатель: - Почему звук С/ мягкий?

Ответ детей: - Потому что произносится мягко.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а этот домик для буквы З. Домик из буквы З состоит из звука (З) и (З/).

Воспитатель: - Звук З какой?

Ответы детей: Звук З согласный, твердый и звонкий.

Воспитатель: - Ребята, давайте проверим, верно ли сказали, что звук З звонкий? Приложите к горлу руку и произнесем З. наш голос при произношении дрожит. Значит звук З – звонкий.

Воспитатель: - Звук З/ - какой?

Ответы детей: - Звук З/ - согласный, мягкий, звонкий.

Воспитатель: - Ребята, наши друзья Заяц и Слон приготовили для вас следующее задание. Вам надо различит звук (С) и (С/) в слогах. Поиграем в игру светофор. Дежурные, раздайте, пожалуйста, сигнальные палочки.

(дежурные раздают сигнальные палочки)

Давайте на слух определим какой звук С в слогах, твердый или мягкий.

Я буду говорить слог, а вы поднимайте сигнальную палочку.

(СА) (СИ) (СУ) (СЯ) (СО) (СЕ)

А сейчас, определим какой звук З в слогах, твердый или мягкий.

(ЗА) (ЗЯ) (ЗУ) (ЗЮ) (ЗО) (ЗЕ)

Воспитатель: - Ребята, Слон и Заяц потеряли свои картинки. Вам необходимо найти картинки. Эти два стола – команда Слона, вам необходимо найти слова, которые начинаются с буквы С.

А ваши два стола – команда Зайца. Вам необходимо найти слова, которые начинаются с буквы З. Приступайте!

(поиск картинок и проверка задания)

Воспитатель отмечает и поощряет устно детей).

Воспитатель: - Следующее задание от наших героев. Сейчас мы будем определять место звука в слове.

Внимание на доску.

Давайте с вами вспомним место звука в словах. Звук бывает в начале слова, в середине и в конце.

А теперь, я буду показывать картинки, а будете выходить к доске и определять фишкой место звука в слове. Но для начала давайте договоримся, что вы будете поднимать руки.

(демонстрация картинок, индивидуальная работа у доски)        

Воспитатель: Молодцы! А сейчас проведем динамическую минутку.

И подготовим наши пальцы к следующему заданию.

Вытяните руки перед собою, сложите в кулак.

Из улей вылетают большие пчелы

(раскрываем пальцы, одновременно произносим звук З-З-З)

Пчелы возвращаются домой

(снова сжимаем пальцы в кулак, одновременно произносим звук З-З-З)

Из улей вылетают маленькие пчелы

(раскрываем пальцы, одновременно произносим звук З/)

Пчелы возвращаются домой

(снова сжимаем пальцы в кулак, одновременно произносим звук З/)

Змеи выходят на прогулку

(раскрываем пальцы, одновременно произносим звук С-С-С)

Змеи возвращаются домой

(сжимаем пальцы в кулак, одновременно произносим звук С-С-С)

Маленькие змеи выходят на прогулку

(раскрываем пальцы, одновременно произносим звук С/)

Маленькие змеи возвращаются домой        

(сжимаем пальцы в кулак, одновременно произносим звук С/)        

     Воспитатель: - Молодцы! Садитесь, ребята. Сели ровно, ноги вместе.

     Заяц и Слон хотят, чтобы вы научились писать эти буквы.

Дежурные, раздайте, пожалуйста, рабочие листы и карандаши.

Итак, сели правильно. Держим карандаш правильно, держим, ребята спину.

Итак, посмотрите на меня, как я пишу букву С, букву З.

Прописываем на листочках букву С. Ребята, как мы пишем, с какой стороны?

Ответ детей: Мы пишем слева на право.

Воспитатель: - Кто выполнил, отложите карандаши, сядьте правильно.

Итак, я попрошу дежурных убрать рабочие листы и карандаши.

Воспитатель: Слон и заяц предлагают нам поиграть в игру. Я буду называть слова, если вы услышите звук З – хлопните в ладоши. А если услышите звук С – топните ногами.

(роза, письмо, гроза, лист, мимоза, капуста, береза, зима, свист, змея, сосулька, пожарный, азия, силач.)

Воспитатель: - Ребята, скажите, скажите кто приходил к нам гости?

Ответ детей: - к нам в гости приходил Слон и Заяц.

Воспитатель: - С какими буквами мы с вами познакомились?

Ответ детей: - Мы познакомились с буквой С и буквой З.

Воспитатель: - А с какими звуками?

Ответ детей: - Мы познакомились со звуком С и звуком З. Чем ребята звук С и С/ отличаются?

Ответ детей: - Звук С отличается от звука С/, тем, что звук С твердый, а звук С/ - мягкий.

 Какие это звуки гласные или согласные?

Ответ детей: - Звук С и З – согласные.

Воспитатель: - Почему?

Ответ детей: - Потому что звук С и З при произношении встречают преграду.

Воспитатель: -Наша непрерывная образовательная деятельность подошла к концу. Наши друзья остались очень довольны вашей работой, они для вас приготовили сюрприз )

(сюрпризный момент)

Воспитатель: До Свидания!

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 «Бумбин Орн»

Конспект НОД

по обучению грамоте

Тема: «Составление предложений с помощью самодельных кубиков»

Составила: Чапуртинова Я. В. 

воспитатель подготовительной группы

Элиста-2020

Цель 

- познакомить детей с понятием «предложение»

-закреплять выделение слов из текста

-познакомить с разделительным знаком «точкой» в конце предложения и условными обозначением первого слова в предложении


Задачи: 

Образовательные:

- научить составлять   предложения  с помощью кубиков

-формировать представление о понятие «предложение»

-обучение составлению простых предложений

-обучение графической записи предложения

-продолжать закреплять выделять слово из текста

Развивающие:

-продолжать развивать: логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, слуховое внимание, мелкую моторику, связную речь, познавательные интересы

Воспитательные:

-воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность, интерес к занятию, к заданиям, воспитывать навык отвечать на заданные вопросы, уважение к родному языку.

Оборудование: лист с заготовленным предложением, самодельные кубики с изображениями понятий «предмет» и «действие», два письма, наглядный материал

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы узнаем, как строится наша речь. А начнем наше занятие с проговаривания чистоговорок.

Воспитатель: Итак, я кидаю «апельсин», вы ловите и повторяете за мной.

Ра-ра-ра – начинается игра

Лы-лы-лы – забиваем мы голы

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

Са-са-са – под кустом сидит лиса

Ма-ма-ма – мама моет малыша

Ар-ар-ар – кипит наш самовар

Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь

Та-та-та – у нас в доме чистота

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча

Оч-оч-оч – наступила ночь

Воспитатель: Ребята, мы проговорили чистоговорки и скажите, чем отличаются звуки от букв?

Ответ детей: буквы мы видим и пишем, а звуки проговариваем и слышим

Воспитатель: Скажите пожалуйста, а какие бывают звуки?

Ответ детей: звуки бывают гласные и согласные

Воспитатель: А гласные – это какие звуки?

Ответ детей: а,о, у, е,ё,и,у,я,ю,ы т.е. они поются

Воспитатель: А согласные – какие?

Ответ детей: это те звуки, которые мы произносим с преградой

Воспитатель: А какие бывают согласные?

Ответ детей: твердые и мягкие

Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, что есть буквы, а из букв образуются слоги, из слогов слова, а из слов предложения. Итак, давайте поиграем  и разделим слова на слоги.

Педагог проговаривает слова,а дети прохлопывают слоги (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок.).

Воспитатель: Молодцы! И действительно мы убедились, что слова состоят из        слогов.

Воспитатель неожиданно замечает два письма.

Воспитатель: - «Ой, ребята пришло два письма!?( показывает).

 От Сороки и от Дятла. Послушайте, что нам прислала Сорока:-

«Здравствуйте дорогие/ дети из лесу /шлем вам привет мы живем / хорошо сушит грибы / белочка наедается меда / медведь летает по ночам / сова до свидания.

Воспитатель: - Странное письмо. Ничего не понятно. А вы поняли, ребята?

(ответ детей).

А сейчас я прочту, то что написал Дятел, ( читает письмо).

«Здравствуйте, дорогие дети. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.»

Воспитатель: - Почему же первое письмо было запутанным?

Ответ детей: - Потому что наша речь состоит из слов. И слова несут нам мысль. Вот когда слова объединить по смыслу, то образуются предложения.

Воспитатель: Физминутка.

Бостн , күүкд, көвуд!

«Толhаhар гекәд, гекәд!

Ээмәрн холькад, холькад!

Альхарн ташад, ташад!

Көләрн тавшад, тавшад!  

Ɵргәд биилхм! Ɵргәд биилхм!

После проведения физминутки, дети рассаживаются по своим местам.

Воспитатель: Слово, обозначающее предмет, мы будем обозначать одной чертой (показ на доске)

____________

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответ детей: Кукла

Воспитатель: Кукла – это слово, которое обозначает предмет. Мы изобразим одной чертой.

Воспитатель: Скажите, а кукла что делает?

Ответ детей: Стоит

Воспитатель: Верно! «Стоит» обозначает действие. Его изобразим двумя чертами. (показ на доске)

Воспитатель: Итак, кукла стоит. Назовите первое слово.

-Кукла, верно! Запомните, ребята первое слово в предложение пишется с большой буквы.

Воспитатель: А схематически, мы к первому слову дорисуем вертикальную палочку. Чтобы показать, что наше предложение закончилось, надо ставить в конце предложения точку.

Так, а сейчас я составлю предложение.

Флажок машет Мишей. Правильно? Нет. А Как верно?

Ответ детей: Миша машет флажком.

Воспитатель предлагает дежурным раздать дидактический материал.

Воспитатель: Кто желает у доски записать это предложение схемой?

Остальные выполняют на местах.

Воспитатель: Миша машет флажком. Сколько в этом предложении слов?

Ответ детей: Три.

(Воспитатель поощряет словесно детей)

Воспитатель: Ребята, запомните, сколько слов, столько и черточек.

Назови первое слово в предложении.

Воспитатель: Кукла. Это что?

Ответ ребенка: предмет.

Воспитатель: Правильно. Подчеркиваем одной чертой.

Воспитатель: Что делает кукла?

Ответ ребенка: Стоит.

Воспитатель: Это действие.

Подчеркиваем двумя чертами.

Воспитатель напоминает детям, о том, что начало предложения пишется  с большой буквы, а когда  предложение закончилось- пишем точку.

Воспитатель: Все справились с заданием! Молодцы! А сейчас отложите карандаши и листы на край стола. И поиграем в игру «Кубики»

-Ребята, на этих кубиках изображены картинки, которые обозначают предметы и действия. Вам необходимо составить из выпавших кубиков предложение. Я предлагаю каждому один кубик для броска.  

C:\Users\User\Downloads\image-04-03-20-05-53-10.jpeg

-Раз, два, три! Начинаем игру.

Из выпавших кубиков каждый по очереди составляет предложение.

 C:\Users\User\Downloads\image-04-03-20-05-53-4.jpeg

Составление предложений и проговаривания.

.

Воспитатель: Ребята! Мы  очень хорошо  помогли  сороке.  

Скажите, что мы с вами составляли?

Ответ детей: Мы составляли предложение

Воспитатель: Из чего состоит предложение?

Ответ детей: Предложение состоит из слов

Воспитатель: Что ставим в конце предложения?

Ответ детей: В конце предложения ставим точку

Воспитатель: С какой буквы пишется слово в начале предложения?

Ответ детей: Предложение начинается с большой буквы.

Воспитатель: Наши друзья, Сорока и Дятел передали вам подарки.

Большое спасибо, за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Буратино" с использованием здоровьесберегающей технологии Н.А.Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»   Конспект открытого занятияПо обучению детей грамоте      ...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте по теме: «Грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамотев подготовительной группе по теме: «Грамотеи»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...