Конспект занятия "Звук и буква Л"
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа)

Федулова Оксана Юрьевна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе  будет полезен начинающим логопедам, воспитателям, студентам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_l.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [л]. Буква Л»

Цель: Познакомить со звуком [Л] и буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-уточнение артикуляции звука [Л];

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-выделение заданного звука на слух;

-составление характеристики звука;

-определение местонахождения звука в словах;

-продолжать навык умения согласовывать прилагательные с существительными, образование прошедшего времени глаголов;

-выполнение звукобуквенного анализа слов «лампа», «ласка»

Коррекционно-развивающие: 

-развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки, пчела Мила, символы звуков и слов и др.

Ход занятия:

Организационный этап
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие прилетела пчела Мила и она я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно, кто догадается — поднимает руку.

Загадки:

Сидит в земле сердитый дед.

В шубу желтую одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (ЛУК)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам… (ЛУНА)

Кто в беретке ярко-красной,

 В черной шапочке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит (ДЯТЕЛ)

Четыре ножки, сиденье и спинка.

Мы не лошадки, хотя на нас

Все садятся много раз. (СТУЛ)

Ускользает, как живое,

 Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (МЫЛО)

Л: Молодцы! Лук, луна, дятел, стул, мыло (логопед выделяет голосом звук Л) Какой звук есть во всех этих словах?

Д: звук [Л]

Л: Правильно! Это и есть тема нашего занятия. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой Л.

Основной этап

Л: Артикуляция звука [Л]- губы слегка в улыбке, зубы сближены, узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам, горлышко «работает»

Характеристика звука: согласный, твердый, звонкий.

Задание: А теперь давайте поиграем с нашей пчелой Милой. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л: л, г, з, л; ла, ма, лу ; ал, ол, ул, ум, ип; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка.

Задание: игра «попугайчики» Я буду произносить слоги со звуком [Л], а вы, как попугайчики, будете за мной повторять. Слоги: ЛА-ЛА-ЛА , АЛ-АЛ-АЛ ЛО-ЛО-ЛО, ОЛ-ОЛ-ОЛ ЛУ-ЛЫ-ЛУ, УЛ-УЛ-УЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ИЛ-ИЛ-ИЛ

Задание: А теперь произнесите мне слог «ла» столько раз, сколько я хлопну в ладоши.

Задание: А давайте узнаем, что делала пчела Мила вчера? Я вам буду называть слова-действия, а вы их измените, и отвечайте полным ответом. Слова: танцевать, петь, читать, рисовать, играть.

Д: Пчела Мила танцевала, пела, читала, рисовала, играла.

Задание: Игра «найди звук»

Где в слове спрятался звук «Л» (в начале, середине, в конце)

Слова: зал, малыш, лампа, полка, угол, луна, стол, мыло

Физкультминутка

Вот со звуком Л слова:
Лоб, затылок, голова,            
 ( показывать на себе части тела)
Кулаки, ладошки, локти,       (вращать  кулачками, хлопок в ладоши, локти вперед)
Звука Л нет в слове ногти.      (показать  ногти)
Глазки, тело  и лопатки,          
(поморгать глазами, погладить туловище,  свести лопатки)                               
Звука Л нет в слове пятки.      (присесть, дотронуться до пяток)

Л:знакомство с буквой Л

 Как вы думаете, как называется буква, которой обозначается на письме звук [л].

- Внимательно рассмотрите букву. Из скольких элементов состоит эта буква?

- Из каких элементов состоит буква Л?

- На что похожа эта буква?

Письмо буквы в воздухе; Встанем с мест и покажем букву Л

- Что нам нужно сделать? (руки вдоль туловища, ноги широко расставить.)

Задание: выполнение звукобуквенного анализа слов ЛАПА, ЛУК

Выкладывание схемы слова кружками.

Назовите первый звук в слове ЛАПА: звук Л-согласный, обозначаем синим кружком,

Назовите второй звук : А, гласный, красный кружок

И так все звуки по порядку.

Сколько звуков  в слове лапа?

Сколько гласных?

Сколько согласных?

Назовите второй звук в слове?

Назовите звук после звука А .

Аналогично разбираем слово ЛУК.

Придумайте предложение со словом ЛУК.

Выкладывание схемы предложения из полосок.

Анализ предложения.

Заключительный этап:

Наше занятие подошло к концу. С каким звуком мы сегодня работали? Правильно. Давай вспомним артикуляцию звука [Л]. В каком положении находятся губы, язык, зубы? Умницы. А с какой буквой мы сегодня познакомились? А какой гость у нас был на занятии сегодня? Мне и пчеле Миле очень понравилось с вами работать. Спасибо вам за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...